БОУ СМР « Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ» г. Сокол, Вологодская область. 2 класс .
Учитель : Малетина Л.А.
Конспект интегрированного урока
по рисованию и развитию речи « Воробей»
Цель: Закрепление знаний о зимующих птицах через рисование воробья нетрадиционным методом (тычкование).
Задачи:
Образовательные:
-закрепить понятие « птицы», зимующие птицы, внешнее строение птицы .
-закрепить сезонные явления в природе и временные понятия.
-познакомить с коричневым цветом.
- упражнять в технике рисования тычком.
Коррекционно –развивающие:
-Развивать психические процессы детей (зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, долговременную память)
-Активизировать двигательную активность(смена динамических поз, физминутки)
- осуществлять индивидуально-коррекционный подход к ученику.
-развивать активную и пассивную речь детей, обогащать словарный запас детей названиями птиц.
Развивать мелкую моторику рук
-Воспитательные:
-воспитывать любовь к природе( к птицам) желание заботиться о них, ---- -Воспитывать чувство радости к результату своего труда.
-Воспитывать чувства сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, краски, ватные палочки, вода в стаканчиках, влажные салфетки, силуэты птиц, кормушка деревянная, запись музыки на э/ носителе, муз. колонка, телевизор для показа птиц.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Сегодня у нас с вами не простой урок. И у нас на уроке присутствуют гости. Они пришли посмотреть как вы работаете, что умеете, какие вы внимательные, послушные, аккуратные. Давайте посмотрим на наших гостей , чтобы потом не отвлекаться.
Итак, начинаем.
Вот звонок нам дал сигнал!
Поработать час настал!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня у нас урок рисования, но на уроке мы будем не только рисовать , но и повторять, отвечать на вопросы, разговаривать .
Первое, чтобы мы должны сказать. То, что всегда говорим на первом уроке. Какой месяц? Какой день недели? Какое время года? ( ответы детей).
Скажите, какие изменения в природе происходят зимой? ( я начинаю, а вы продолжаете ----( ответы детей)
А) Сюрпризный момент.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
Учитель:— Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).
— Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)
— А какими забавами нас встречает зима? (катание на лыжах, на санках, на коньках, игра в снежки, катание с горки.)
— А, давайте, ребята, мы с вами поиграем в снежки. (из белых листов бумаги делают снежки)
Музыкальная подвижная игра «Игра в снежки»(дети забрасывают снежки в корзину)
Учитель: — Ребята, посмотрите, ко мне прилетел «волшебный снежок» ( а в нем письмо).А от кого оно - нам надо будет разгадать.
Угадайте, кто это (что за птица.)
Скачет по дорожке.
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: « Чик-чирик! »
Дети: Воробей. ( Прикрепляю на доску картинку)
Учитель: В письме Воробей написал, что вчера, когда он со своими друзьями резвился на полянке , налетел злой ветер, спрятал солнышко за тучу и разогнал всех птиц. Воробушек успел спрятаться в дупле старого дерева. Когда он выбрался оттуда, полянка была пуста, и ему стало так грустно, что он остался один и заплакал. Воробей просит вашей помощи- отыскать его друзей.
Ребята, как вы думаете, можем ли мы с вами помочь воробью вернуть его друзей?
Дети: Да!
А кто его друзья ? Давайте узнаем , отгадав загадки.
2.Закрепление пройденного материала.
( беседа, словарная работа)
1. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь) - повторить хором
( прикрепляю картинку на доску)
2 . Загадка: Окраской – сероватая
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она? (ворона) (Прикрепляю картинку на доску)
3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица) (Прикрепляю картинку)
Учитель: Молодцы, ребята! Как можно назвать одним словом этих представителей животного мира?
Дети : Птицы (обобщающее слово)- хором
Учитель: Птицы- это животные , тело которых покрыто перьями (хором)
Учитель: Этих птиц можно увидеть в нашем городе зимой, на нашем участке Как называются эти птицы?
Дети: Это зимующие птицы.( повторить вместе- хором)
( Эти птицы остаются зимовать в нашей местности, они живут рядом с человеком, его жилищем)
Учитель: Загадки мы отгадали, воробью помогли отыскать друзей. Посмотрите от этого даже солнышко из-за тучки вышло,
( прикрепить на доску солнышко) и послало вам на помощь свой лучик. Давайте проследим за ним глазками.
Б) Гимнастика для глаз.
(Проводится гимнастика для глаз. «Солнечный лучик»,для которой можно использовать лазерную указку.. ( или на экране телевизора)
- Ну вот, глазки ваши отдохнули.
3.Основная часть.
Что лежит у вас на столе?
- краски, ватные палочки, контурные изображения птичек, цветные полоски.
Как пользоваться красками, ватными палочками? Краску брать аккуратно, соблюдать чистоту и порядок на столе.(Дети отвечают)
Учитель: Сегодня, ребята, мы будем рисовать ватными палочками одну из зимующих птиц. А кого будем рисовать – посмотрите на доску?
(выставляю картинку на доску)
Дети: Воробья
Беседа по теме урока:
-На прогулке вы видели воробьев. Воробьи всегда держатся стайками, никогда не летают в одиночку. Они очень дружны, хотя и часто дерутся с громким чириканьем, но это по-семейному, не со зла.
Если воробей найдет корм, он громким чириканьем созывает других воробьев. Они слетаются и дружно начинают клевать. А если вдруг услышат чей-то шум, то все вместе взлетают и садятся на ближайший куст. Когда опасность минует - проедет машина, пройдет человек или убежит кошка, воробышки снова летят к корму.
На доске картинка « Воробей»
Учитель: Какой воробей ( маленький )
- Что есть у воробья? Покажи , Степа. (У него есть голова, туловище, клюв, глаза, лапки (показывает 1 ученик ).
Учитель : А какого цвета перышки у воробья?
Степа: Коричневые ( хором)
Учитель: Воробей у нас какой? (коричневый- хором).
( прикрепляю коричневый карандаш на доску)
Молодцы , ребята!
Учитель: У вас на столах лежат разноцветные полоски- найдите коричневую полоску. Краской коричневого цвета и будем сегодня рисовать воробья.
А сейчас вспомним, как нужно работать ватными палочками.
В) Пальчиковая гимнастика ( разминка с палочкой):
Палочку возьмём вот так: (рука опирается на локоть, палочку держать тремя пальцами.
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх-вниз, вправо-влево (выполнять движения кистью руки)
Гордо, словно королева,
Палочка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнём
И опять стучать начнём.
Мы рисуем: раз, раз… (палочку ставить вертикально, сделать несколько тычков без краски)
Все получится у нас!
Учитель: ( показ на доске)
Беру ватную палочку, макаю чуть-чуть в коричневую краску и точными движениями делаем тычки по контурному изображению воробья . Палочки будут оставлять чёткий отпечаток. Таким образом надо заполнить весь контур( изображение воробья). И у нас получатся воробьи с взъерошенными перьями
Г)Самостоятельная работа детей
( учитель следит за осанкой, индивидуальная помощь, взаимопомощь)
( звучит музыка для релаксации)
Учитель: Справились с работой? Молодцы! Пока наши воробьи сохнут- мы немножко с вами отдохнем.
Д) Физминутка:
«Воробушки».
В гнезде воробушки живут ( руки домиком сложить)
И утром все встают (машут руками)
Чирик - чик - чик
Чирик - чик - чик
Так весело поют
Довольно в гнездышке сидеть ( руки на поясе, повороты влево, вправо)
Пора на солнышко лететь ( руки подняты вверх)
Чирик - чик - чик
И крылышки согреть. ( машут руками)
Учитель: А давайте, ребята, вспомним друзей воробья.
( показ слайдов, фильм).Дети узнав птицу- называют ее.
( слышатся голоса птиц «щебетанье») из муз. колонки.
Учитель: А теперь посмотрите сюда ( полочка в шкафу закрыта ширмой)- открываю
.
Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. ( Дети: Кормушка) ( выставлена деревянная кормушка)
Учитель: Кто- то уже прилетает на кормушку? Птицы( ответы детей): ( прикреплены силуэты птиц: снегирь, ворона , синица .Как вы думаете, почему они туда прилетели?(ответы детей)
Правильно, птицам зимой бывает очень холодно и голодно. Взрослые и дети их подкармливают: Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.
Послушайте стихотворение Алексея Яшина «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Учитель: «Кого не хватает здесь?» ( обращаю внимание детей на парты , на которых лежат приготовленные птички )
Учитель: Ребята, давайте , посадим наших воробушек на кормушку, чтобы всем птичкам было хорошо- они ведь теперь вместе.
Дети выходят к доске, и прикрепляют птичек на кормушку
( на двухсторонний скотч)
4.Анализ работ учащихся.
5. Итог. Рефлексия .
Похвалить детей, выделить активных.
Ребята , вам понравился урок?
Чем мы сегодня занимались на уроке?
Чем мы рисовали воробья?
Что тебе , Вова , больше всего понравилось?
Как вы , дети , думаете, понравилось ли воробьям у нас в гостях?
Давайте всем воробьям подарим песню ( « Чирик-чик-чик, всем нужны друзья…)
(Дети подпевают.)
Воробей – один из самых хорошо известных наших соседей, питается любым растительным кормом, который может найти неподалеку от человеческого жилья: злаками, ягодами, почками деревьев и отходами продуктов. Зимой нуждается в помощи человека.
Синица – санитарка леса, которая помогает деревьям избавиться от насекомых-вредителей. Летом питается исключительно насекомыми, но зимой охотно кушает семечки подсолнуха, мясные и молочные продукты, выброшенные человеком
Ворона – шумная всеядная птица, любительница украсть яйца или добычу у других животных и птиц. Зимой нередко ищет себе пропитание на свалках и помойках
Снегирь – красногрудый красавец, обитатель лесов, садов и парков. Зимой яркая окраска делает его более приметным, поэтому существует заблуждение, что снегири прилетают в наши края только с наступлением холодов. Питается он семенами, почками и некоторыми насекомыми. Из таких ягод, как рябина и калина, выедает только семена, оставляя мякоть