Тема «Изображение земной поверхности и их использование»
Тип урока: Обобщающий, исследование.
Форма урока: игра «Крестики - Нолики»
Цель: систематизировать, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Изображение земной поверхности и их использование с помощью метода координат». Содействовать формированию представления о способах изображения поверхности Земли и их отличиях.
Постановка проблемы:
Как метод координат помогает в познании окружающего мира.
Задачи:
Обучающие
-проверить умения применять полученные знания в различных ситуациях,
-получать и использовать необходимую информацию из различных источников.
- обеспечить усвоение понятий «географическая карта», «план местности», «глобус», «координаты».
- создать условия для выявления основных различий между планами местности и географическими картами
развивающие
-совершенствовать умение работать с географическими картами и планами местности;
- продолжить формирование картографической грамотности;
воспитательные
воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля,
- воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре
Планируемые результаты
Личностные
-понимание значимости знаний о способах изображения земной поверхности для практической жизни людей;
- осознание необходимости понимать и читать карту
- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий
метапредметные
познавательные
умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты;
-развитие интеллектуальных способностей
- регулятивные
вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, ставить цели; выполнять учебные действия в соответствие с заданием;
- коммуникативные
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение работать индивидуально и в паре
Предметные
- усвоение понятий «топографическая карта», «план местности», «глобус», «физическая карта полушарий»;
- умение работать с картой (развитие картографической грамотности);
- умение выявлять черты сходства и различия между разными видами изображений Земли;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
для самостоятельного поиска географической информации
Ход урока.
I Актуализация знаний.
Изучение какой темы мы завершаем сегодня?
Какие виды изображений поверхности Земли вы знаете?
С помощью чего определяют местоположение объектов?
А где еще можно использовать метод координат?.....
II. Объявление темы урока, определение целей и задач урока.
Сегодня мы проведем игровой турнир, который покажет, на сколько успешно вы усвоили знания по данной теме и какие умения работы с географической картой приобрели. Исследуем где и как используется метод координат.
III. Организация турнира.
Класс делится на две команды. Команды представляют название, эмблему, девиз, капитанов. Выбирается жюри.
IV. Ход турнира.
1 конкурс. Разминка. Кроссворд.
Конкурс проводится на знание географических определений, изучаемых в данной теме.
Параллель, делящая земной шар на северное и южное полушария.
Шар невелик, лениться не велит. Если знаешь предмет, то покажешь весь свет.
Место выхода воображаемой земной оси на поверхность.
Линии, соединяющие северный и южный полюс.
Величина, с помощью которой измеряют дугу меридиана или параллели.
Расстояние от экватора по меридиану, выраженное в градусах.
Север.
Линия, условно проведенная по поверхности Земли параллельно экватору.
Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до какой-либо точки.
Названия направления сторон горизонта у моряков
Показ презентации: « Использование метода координат»
2конкурс. Компьютерный эксперимент.
Участникам выдается задание, которое они выполняют на компьютере в приложении Excel.
Физкультминутка.
3 конкурс. Игра «Крестики – Нолики».
Игра состоит из 9 заданий. Команды поочередно называют координату задания и выполняют его. Постепенно поле заполняется крестиками и ноликами пока не выиграет какая-либо команда.
Задания игры:
1. Из Санкт-Петербурга и Каира (оба пункта находятся на 30°в.д.) вылетели два самолета. Самолет из СПб приземлился в Якутске, а из Каира – на о.Кюсю (Япония). Оба пункта расположены на 130°в.д. Какой самолет приземлится быстрее? Ответ объясните.
2. Моряки нашли в океане бутылку , в которой была записка. потерпевшие просили о помощи. Вода проникла в бутылку и уничтожила некоторые буквы и цифры и в место точного указания места сохранились лишь обрывки 42...ш. и 173з... у остр... Нов... ... Как называются острова, у которых корабль потерпел крушение. На контурной карте подписать название этих островов.
3. Географические вопросы.
4. Географические загадки.
5. Если вы плывете на восток от точки с координатами 20°ю.ш. 47°з.д., берега какого материка вы достигнете?
6. «Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарения и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым». В каком месте оказались герои романа Л.Буссенара «Похитители бриллиантов», если его координаты 17°ю.ш. 26°в.д.?
7. Расшифровка текста.
8. Чтение климатограммы.
9. Чтение топографического плана.
V. Подведение итогов игры и выдача задания на дом.
VI. Рефлексия.
2