Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №63
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«СЛОВАРНЫЙ УРОК»
Урок – проект
«Словари русского языка»
МАОУ города Иркутска СОШ №63, 2018год, интегрированный урок - проект, Попова Анна Ивановна, учитель русского языка и литературы, заведующая библиотекой, 5д класс
г. Иркутск 2018
Урок – проект
«Словари русского языка»
Как помочь школьникам учиться самостоятельно? Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Когда на уроке школьники работают над мини-проектами, они учатся творить.
Всем известно, что основная цель метода проектов – это предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Такой подход к распределению ролей учителя и ученика на уроке отвечает требованиям современности, так как мобилизует учащихся, позволяет каждому самостоятельно получать знания для мини-проекта, работать в группе, общаться, распределять доли участия всех членов группы, трудиться творчески, представлять результаты своей деятельности одноклассникам.
Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-х классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей.
Цели проекта:
Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, анализировать и обобщать факты.
Учить работать в группах, обмениваться информацией, выражать свою точку зрения и обосновывать её, анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Создать условия для вовлечения каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс.
Задачи проекта:
Расширить знания школьников о словарях, показать их многообразие и назначение каждого.
Закрепить навыки практической работы со словарями.
Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА.
Этап проектной деятельности | Алгоритм деятельности учителя | Алгоритм деятельности учащихся |
I. Поисково- исследовательский. (краткая формулировка задач, поиск и анализ проблемы). | 1. Формирование идеи проекта. 2. Формулировка целей и задач проекта. 3. Формулирование вы- вода о значении словарей в жизни человека. | Выбор вида проектной деятельности (слайдовая презентация) Распределение обязанностей в группе: теоретик, практик, докладчик, иллюстратор т.-систематизирует информацию; п.-создает письменный вариант презентации; д.-представляет проект и. – рисует обложку |
II. Технологический. (анализ идей, подбор материала, систематизация информации) | Стимулирование учащихся на активную деятельность; консультирование; помощь в создании слайдов | Самостоятельная работа над созданием слайдов (подбор иллюстративного и теоретического мате- риала) |
III. Практическая реализация проекта. (создание чернового варианта проекта, внесение изменений, поправок в проект, исправление ошибок, недочетов; оформление презентации, набор текста). | Контроль и координация проектной работы; коррекция деятельности учащихся; помощь в создании чернового варианта. | Работа над стилистикой, орфографией и пунктуацией, над смысловой и наглядной наполняемостью проекта; работа над дикцией, |
IV. Заключительный. Представление проекта на уроке | Помощь в подготовке защиты проекта: выводы, значение проекта. | Выступление, защита проекта, самооценка. |
Ход мероприятия:
Вступительное слово библиотекаря школы. Знакомство с выставкой словарей.
Актуализация знаний. Работа в группах.
Задание по группам: определите, какой перед вами словарь.
«Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Посоветуйтесь в группах, кто догадался, какой это словарь? (фразеологический словарь русского языка).
«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
- Какой перед вами словарь? (Словарь иностранных слов)
3. «В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они означают? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
- Укажите тип словаря. (Толковый словарь).
4. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами…
(Словарь синонимов)
5. «Только что был вечер, а сейчас уже раннее утро, вчера мне было грустно, а сегодня весело, потому что я рад видеть всех вас на нашем уроке, сначала угадайте, кто я, а в конце получите хорошие отметки».
- Какой перед нами словарь? (Словарь антонимов)
3. Защита проектов. (Представление словарей)
Вашим домашним заданием было представить словарь, придумать и нарисовать к нему обложку. создать презентацию, отобрав нужную информацию.
Первая группа- Толковый словарь
Вторая группа – Орфографический словарь
Третья группа – Словарь синонимов
Четвертая группа – Словарь антонимов
Пятая группа – Фразеологический словарь
Шестая группа – Словарь иностранных слов
4. Рефлексия. «Три М» Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе работы над проектом и его защитой, и предложить одно действие, которое улучшило бы работу в будущем.
5. Подведение итогов, выставление оценок.
6. Домашнее задание. Написать синквейн на тему «Словари»
Фотоотчет мероприятия.
Список использованной литературы
1. Большой орфографический словарь русского языка. – М. – ЮНВЕС. – 1999.
2. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка / Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. – СПб.: Отделение издательства «Просвещение», 1992.
3. Введенская Л. А.Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. Издание второе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
4. Введенская Л. А., Колесников Н. П. Учебный словарь паронимов русского языка. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4. – М.: Русский язык, 1978.
6. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение,1987.
7. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006.
8. Рудишина Т. В. Усердней с каждым днём гляжу в словарь: Библиографическая игра для учащихся 5-9 классов // Читаем, учимся, играем.2001. -- №4. – С.38.
9. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. – 4-е изд., стер. – М.: Русский язык, 2001.
10.Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2001.
10. Учебный словарь синонимов русского языка/ Авт. В. И. Зимин, Л. П. Алекторова и др. – М.: Школа-Пресс, 1994.
11. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е.
Орфографический словарь: Для учащихся сред. школы. – 37-е изд. – М.: Просвещение, 1982.
12. Фразеологический словарь русского языка / Сост. Л. А. Воинова и др.; Под. Ред. И с послесл. А. И. Молоткова. – 6-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001.
13. Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Под. Ред. С. Г. Бархударова. – М.: Просвещение, 1975.
14. Шанский Н. М. Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний/ Н. М. Шанский, В. И. Зимин, А. В. Филиппов. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
15. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В. В. Одинцов, В. В. Иванов, Г. П. Смолицкая и др.; Под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1990.
16. Шматкова Н. П.
Игра «Умники и умницы», посвящённая лингвистическим словарям // Русский язык: Издательский дом «Первое сентября». – 2006. -- №18. – С.40-4