СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок - проект «Словари русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  "Словари русского языка" был проведен в рамках  "Всероссийского конкурса "Словарный урок". Проектные задания  в 5 классах вызавыют у учащихся живой интерес, создают условия для интеграции  знаний из различных областей.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок - проект «Словари русского языка»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №63







ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

«СЛОВАРНЫЙ УРОК»



Урок – проект

«Словари русского языка»





МАОУ города Иркутска СОШ №63, 2018год, интегрированный урок - проект, Попова Анна Ивановна, учитель русского языка и литературы, заведующая библиотекой, 5д класс











г. Иркутск 2018

Урок – проект

«Словари русского языка»

Как помочь школьникам учиться самостоятельно? Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Когда на уроке школьники работают над мини-проектами, они учатся творить.

Всем известно, что основная цель метода проектов – это предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Такой подход к распределению ролей учителя и ученика на уроке отвечает требованиям современности, так как мобилизует учащихся, позволяет каждому самостоятельно получать знания для мини-проекта, работать в группе, общаться, распределять доли участия всех членов группы, трудиться творчески, представлять результаты своей деятельности одноклассникам.

Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-х классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей.

Цели проекта:

  • Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, анализировать и обобщать факты.

  • Учить работать в группах, обмениваться информацией, выражать свою точку зрения и обосновывать её, анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

  • Создать условия для вовлечения каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс.

Задачи проекта:

  • Расширить знания школьников о словарях, показать их многообразие и назначение каждого.

  • Закрепить навыки практической работы со словарями.

  • Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.

Формировать навыки исследовательской деятельности.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА.

Этап проектной деятельности

Алгоритм деятельности учителя

Алгоритм деятельности учащихся

I. Поисково- исследовательский.

(краткая формулировка задач, поиск и анализ проблемы).

1. Формирование идеи

проекта.

2. Формулировка целей

и задач проекта.

3. Формулирование вы-

вода о значении словарей

в жизни человека.





Выбор вида проектной

деятельности

(слайдовая презентация)

Распределение обязанностей в группе: теоретик, практик, докладчик, иллюстратор

т.-систематизирует информацию;

п.-создает письменный

вариант презентации;

д.-представляет проект

и. – рисует обложку

II. Технологический.

(анализ идей, подбор материала, систематизация информации)

Стимулирование учащихся на активную деятельность;

консультирование;

помощь в создании слайдов

Самостоятельная работа

над созданием слайдов

(подбор иллюстративного и теоретического мате-

риала)

III. Практическая реализация проекта.

(создание чернового варианта проекта, внесение

изменений, поправок в

проект, исправление ошибок, недочетов; оформление презентации, набор текста).

Контроль и координация

проектной работы;

коррекция деятельности

учащихся;

помощь в создании чернового варианта.

Работа над стилистикой,

орфографией и пунктуацией, над смысловой и

наглядной наполняемостью проекта;

работа над дикцией,

IV. Заключительный.

Представление проекта

на уроке

Помощь в подготовке

защиты проекта: выводы,

значение проекта.

Выступление,

защита проекта,

самооценка.




Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово библиотекаря школы. Знакомство с выставкой словарей.

  2. Актуализация знаний. Работа в группах.

Задание по группам: определите, какой перед вами словарь. 

  1. «Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки». 

Посоветуйтесь в группах, кто догадался, какой это словарь? (фразеологический словарь русского языка). 

  1. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром». 
    - Какой перед вами словарь? (Словарь иностранных слов) 

  2. 3. «В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они означают? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

- Укажите тип словаря. (Толковый словарь).

4. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами…

(Словарь синонимов)

5. «Только что был вечер, а сейчас уже раннее утро, вчера мне было грустно, а сегодня весело, потому что я рад видеть всех вас на нашем уроке, сначала угадайте, кто я, а в конце получите хорошие отметки».

- Какой перед нами словарь? (Словарь антонимов)

3. Защита проектов. (Представление словарей)

Вашим домашним заданием было представить словарь, придумать и нарисовать к нему обложку. создать презентацию, отобрав нужную информацию.

    1. Первая группа- Толковый словарь

    2. Вторая группа – Орфографический словарь

    3. Третья группа – Словарь синонимов

    4. Четвертая группа – Словарь антонимов

    5. Пятая группа – Фразеологический словарь

    6. Шестая группа – Словарь иностранных слов


4. Рефлексия. «Три М» Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе работы над проектом и его защитой, и предложить одно действие, которое улучшило бы работу в будущем.

5. Подведение итогов, выставление оценок. 

6. Домашнее задание. Написать синквейн на тему «Словари»






Фотоотчет мероприятия.

























































Список использованной литературы


1. Большой орфографический словарь русского языка. – М. – ЮНВЕС. – 1999.

2. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка / Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. – СПб.: Отделение издательства «Просвещение», 1992.

3. Введенская Л. А.Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. Издание второе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

4. Введенская Л. А., Колесников Н. П. Учебный словарь паронимов русского языка. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4. – М.: Русский язык, 1978.

6. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение,1987.

7. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006.

8. Рудишина Т. В. Усердней с каждым днём гляжу в словарь: Библиографическая игра для учащихся 5-9 классов // Читаем, учимся, играем.2001. -- №4. – С.38.
9. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. – 4-е изд., стер. – М.: Русский язык, 2001.

10.Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2001.

10. Учебный словарь синонимов русского языка/ Авт. В. И. Зимин, Л. П. Алекторова и др. – М.: Школа-Пресс, 1994.

11. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е.
Орфографический словарь: Для учащихся сред. школы. – 37-е изд. – М.: Просвещение, 1982.

12. Фразеологический словарь русского языка / Сост. Л. А. Воинова и др.; Под. Ред. И с послесл. А. И. Молоткова. – 6-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001.

13. Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Под. Ред. С. Г. Бархударова. – М.: Просвещение, 1975.

14. Шанский Н. М. Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний/ Н. М. Шанский, В. И. Зимин, А. В. Филиппов. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

15. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В. В. Одинцов, В. В. Иванов, Г. П. Смолицкая и др.; Под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1990.

16. Шматкова Н. П.
Игра «Умники и умницы», посвящённая лингвистическим словарям // Русский язык: Издательский дом «Первое сентября». – 2006. -- №18. – С.40-4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!