Константин Федорович Юон
(1875—1958)
«Теплые» цвета - красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые. Они связаны с понятием огня, солнца.
«Холодные» цвета - синие, голубые, голубовато-зеленые, фиолетовые. Они напоминают воду, лед, небо.
«Бесцветные» (ахроматические) - белый, серый, черный.
Словарь искусствоведческих терминов:
- Гармония - согласованность частей и элементов художественного произведения.
- Натура - это человек, предметы, местность, которые художник непосредственно наблюдает при изображении.
- Пейзаж - общий вид какой-либо местности, картина природы. Картина изображающая природу.
- Картина - произведение живописи в красках на куске холста.
- Колорит - сочетание красок, цветов, создающее определенное единство картины.
- Тон - оттенок какого-либо цвета.
- Палитра - доска, на которой художник смешивает краски разных цветов.
Художники, поэты и музыканты всегда стремились выразить переполняющие их чувства любви к природе в стихах и песнях, в картинах.
Особенность пейзажной живописи, отличающая ее от портретной, жанровой и интерьерной живописи, заключается в том, что художнику приходится здесь иметь дело с большими пространствами, идущими вширь и вглубь. При этом предметы и люди, по мере своего удаления в глубь пространства, постепенно как бы поглощаются воздушной средой, изменяясь в цвете, плотности и величине. Между красками близкого, первого, плана и дальнего плана пейзажа всегда большая разница.
Когда в ясный, синий солнечный день мы наблюдаем лесные дали, то замечаем, что самые далекие леса у горизонта принимают на себя окраску неба, становясь голубыми или синими, между тем как близкие деревья, кусты и леса остаются зелеными. Таким образом,воздушная перспектива в пейзажной живописи играет большую роль.
Еще большую роль в пейзаже играет свет, способный преображать любую местность в одно мгновение до полной неузнаваемости,способный превращать самые обыденные куски природы в фантастические зрелища. Передача в картине света и воздушного состояния природы является главной заботой художника пейзажной живописи.
Большое значение в пейзажной живописи имеют те чувства,настроения и мысли, с которыми художник приступает к картине.
Именно пейзажная живопись дает возможность наблюдатьчародействия света, способного к мгновенному превращению любой, самой обыденной и прозаической картины в сложную и красочную симфонию.
(К. Ф. Юон. О пейзажной живописи.)
К.Ф. Юон «Мартовское солнце»
- Закончите предложения подходящими по смыслу словами.
1) Небо на заднем плане холста …
2) Любуясь картиной К. Ф. Юона «Мартовское солнце», испытываешь …
3) Высокие деревья составляют … план холста.
4) Умело художник передал …
5) Художник предлагает нам испытать чувства ...
Выберите несколько подходящих определений к понятиям:
зима, небо, лошадь.
Слова для справок:
крепкая, тихая, снежная, молодая, вьюжная, лютая, теплая, длинная, старая, долгая, голубая, ясная, спокойная, ухоженная, рыхлый, крепкий, серый.
ПЛАН:
I. Вступление.
1. Что изображено на картине.
II. Основная часть.
Передний план:
1. Люди и лошади.
2. Снег.
Средний план:
1. Избы.
2. Деревья.
Задний план: Небо.
III. Заключение. Какие чувства вызывает картина.
Весна, весна!
И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
(Иван Алексеевич Бунин)
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года...
(Александр Сергеевич Пушкин)
Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле.
Где, шествуя, сыплет цветами весна!
(Аполлон Николаевич Майков)