СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок русский язык и литература. Передача чужой речи. Цитирование ( на материале творчества А. Блока )

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На материале творчества А. Блока и критических заметок о нём построен урок русского языка на тему: "Способы передачи чужой речи. Цитирование. Эпиграф.". Предлагаемые для анализа предложения даются с сопровождением комментариев учителя.

На уроке отведено место для подготовки к ЕГЭ (конкретно 8 задание).

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русский язык и литература. Передача чужой речи. Цитирование ( на материале творчества А. Блока )»

Интегрированный урок русского языка и литературы. 

11 класс

                  

Тема: Чужая речь и способы ее передачи. Знаки препинания перед цитированием. Оформление эпиграфа. (На материале творчества А. Блока).

Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний 

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о способах передачи чужой речи; совершенствовать соответствующие пунктуационные умения и навыки; способствовать воспитанию личности, умеющий убедительно и грамотно выражать свои мысли, подготовка к ЕГЭ.

Оборудование: учебник, сборники стихов Блока, раздаточный материал.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся применяют полученные критические знания на практике.

                                              

Ход урока: 

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация опорных знаний.

-Беседа о Блоке

Есть времена, есть дни, когда
Ворвется в сердце ветер снежный,
И не спасет ни голос нежный,
Ни безмятежный час труда…

(Обсуждения основных мотивов творчества поэта)

-Словарная работа

Мистика - (от греческого mistika) - вера в сверхъестественное, божественное.

Мистический - таинственный, божественный.

Символ - ( от греческого symbolon - условный знак) - предмет, действие, служащие условным обозначением какого-либо понятия, идеи, явления.

 Объяснительный диктант:

(обогащение словарного запаса)

Дворянско-интеллигентская среда, увлечения философскими идеями, дисгармоничный и ирреальный мир, миссия поэта - несбыточные мечты, никем до коли не воспетый, поэт - символист, субъективное отражение, мир преображенный мечты, Серебряный век, напряженный драматизм, наслаждаться лирикой, подлинный талант, мистический образ, ничуть не трудный, неземная любовь, очарованная даль, диковинный аромат, нерешенные проблемы, никем не разгаданная тайна, ветреный и туманный вечер.

3. Мотивация учебное деятельности.

Чужая речь и способы ее передач.

-Что означает термин "чужая речь" в языкознании?

Чужая речь: а) прямая речь (дословная передача)

б) косвенная речь (передаётся от лица автора)

в) несобственно-прямая (слияние компонентов прямой и косвенной речи).

Комментарии учителя: несобственно-прямая речь передает лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой речи, но использует формы личных и притяжательных местоимений как в косвенной речи.

Пример: Аверкий подумал "Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрешь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?".

Но всё-таки надо было подумать: как быть с местом, сходить или нет? 

Если скоро умрешь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро? (Бунин "Худая трава").

Предложение с косвенной речью 

-Как образуется предложение с косвенной речью? (СПП с придаточным изъяснительным: союзы: что, чтобы, ли.

Пример: учитель спросил, известно ли нам стихи Блока посвященные им России.

Комментарий: Предложение содержит косвенный вопрос поэтому вопросительный знак не ставится.

4. Эпиграф. Пунктуационное и графическое оформление эпиграфа.

Тему урока русского языка мы связываем с темой "Россия в лирике Блока", готовимся к написанию сочинения.

- Когда и зачем мы используем эпиграф*

Обязателен ли он? 

Эпиграф ( от греческого - надпись) - цитата, изречение, пословица, помещаемые перед текстом литературного произведения..., выражающие основную идея и тему произведения, его общую настроенность.

Комментарий учителя: эпиграфы пишут без кавычек, а ссылку на источник, автора - без скобок и без точки.

 

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

А. Блок

Это всё - о России

А. Блок

-Вывод об оформлении эпиграфа

Цитирование и способы его оформления.

-Что такое цитата? В чем смысл её употребления?

Цитата ( латинское citare - приводить, провозглашать) - дословная выдержка из какого-либо текста, сочинение приводимое для подтверждения излагаемой мысли. 

- Попробуйте сформулировать основные правила цитирования.

( Точность, уместность, необходимость, минимальный объем, пунктуация)

Анализ предложения.

  1. Блок утверждал в открытом письме Д. Мережковскому: "...писатель верующий в своё призвание, каких бы размеров этот писатель ни был, сопоставляет себя со своей родиной, полагая что болеет ее болезнями, страдает ее страданиями..."

Комментарий учителя: цитируется неполное высказывание, оформляется как прямая речь. многоточие обозначает пропуск и ставится перед цитатой после открывающихся кавычек, если цитата приводится не с начала предложения. Многоточие ставится после цитаты, перед закрывающимися кавычками, когда цитируемое предложение приводится не до конца.

Если высказывание Блока стилистическая ошибка (тавтология)? 

(Нет. Это особый стилистический прием, используется для усиления смысла в высказывании.

        2. "...Судьбы родины переживались им как его личная судьба, и чувство боли и тревоги за нее никогда не покидало Блока, "- отмечает и следователь творчества поэта Б. Соловьев".

Комментарий учителя: Если цитата предшествует словам автора, первое слово в ней пишется с прописной буквы и в том случае, когда она приводится не с начала предложения.

          3.  По словам поэта, "России суждено пережить муки, унижения, разделения, но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой".

(А. Блок "Интеллигенция и революция"). 

Комментарий учителя если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образует придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется, как правило, со строчной буквы, за исключением тех случаев, когда цитата начинается с имени собственного. При наличия многоточия в конце цитаты, после кавычек ставится точка.

           4. Критик А. В. Терновский пишет, что "тема родины, России - сквозная блоковская тема".

         5. Исследователь отмечает, что восприятие Блоком Россией менялось: "Сперва - Жена, потом - Мать, в конце - мачеха...".

Комментарий учителя: многоточие ставится на месте пропуска цитаты в том случае, когда само цитируемое предложение содержит незавершенную мысль, размышление. Следует обратить внимание на то , что многоточие, вопросительные и восклицательные знаки ставятся перед кавычками, а точка-тире после кавычек.

           6. "Передо мной - Россия... -пишет блок в статье "Интеллигенция и революция", -которую Гоголь назвал несущейся тройкой".

Комментарий учителя: цитируемое предложение разорвано словами автора. На месте пропуска ставится многоточие.

  

 

5. Подготовка к ЕГЭ (предупреждение ошибок в косвенной речи.

-Объясните ошибку.

Ученики написали в сочинении, что нам очень понравились такие стихи Блока, как "Россия", "Осенний день", "Русь моя, жизнь моя".

Комментарий: Названия стихотворений входят в состав предложения, но не заканчивают его. После кавычек ставится точка, это предложение разговорного характера в нем неверно употреблено притяжательное местоимение придаточного, предающим чужую речь.

-Преобразуйте косвенную речь в прямую. Почему трудно расставить знаки препинания? (Названия стихотворений заключены в кавычки и входят в прямую речь. Чтобы кавычки не сливались следует использовать разные знаки - "лапки" и .

(См. Розенталь. Пособие по русскому языку).

6. Подведение итогов.

Способы цитирования:

1)Использования прямой речи с соответствующей пунктуацией.

2) Предложения с косвенной речью.

3) Слияние компонентов прямой и косвенной речи.

7. Домашнее задание

1) Повторить теоритический материал по теме урока ( учебник).

2) Выполнить упражнение.

3) Демоверсия ЕГЭ, задание №8 вариант 7-8.