СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок русского языка и биологии ««Загадочный мир цветов» (по рассказу Б.П. Екимова «Лазоревый цвет»)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный интегрированный урок можно использовать как обобщающий по русскому языку после изчения раздела "Лексика", а в курсе биологии 6 класса после изучения раздела "Покрытосеменные растения".

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и биологии ««Загадочный мир цветов» (по рассказу Б.П. Екимова «Лазоревый цвет»)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Иловлинская средняя общеобразовательная школа №2

Волгоградская область

Иловлинский район

рп Иловля



Интегрированный урок русского языка и биологии



««Загадочный мир цветов» (по рассказу Б.П. Екимова «Лазоревый цвет»)



























2018 год



Методический комментарий к уроку

Разработка интегрированного урока русского языка и биологии для 6 класса составлена по учебникам:

1. «Русский язык». 6 класс, авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский

2.«Бактерии. Грибы. Растения. Биология. 6 класс», автор В.В. Пасечник

Данный интегрированный урок разработан с опорой на художественный текст. Урок можно использовать как обобщающий по русскому языку после изучения раздела «Лексика», а в курсе биологии 6 класса после изучения раздела «Покрытосеменные растения», тема « Семейства покрытосеменных растений».

Опережающее задание: прочитать рассказ Б.П.Екимова «Лазоревый цвет».

Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок- путешествие)

ЦОР: мультимедиа проектор, компьютер, текст произведения.

Применение педагогических технологий: урок разработан с применением приемов технологии РКМ и глобального мышления.

Формы и виды контроля представлены в виде создания кластера, написания биологического и лингвистического синквейнов.

Цель урока: через интеграцию предметов русский язык и биология формировать понимание особенностей языка художественной литературы, умение использования выразительных средств языка в тексте; знакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений разных семейств цветковых растений

Задачи урока:

образовательные: обобщить знания обучающихся по разделу «Лексика», «Покрытосеменные растения»;

развивающие: прививать интерес к русскому языку, литературе, биологии, экологии; развивать память и мышление; обогащать устную речь обучающихся;

воспитательные: прививать внимательное и бережное отношение ко всем живым объектам окружающей среды.

Планируемые результаты

Предметные: знать термины, изученные в разделе «Лексика», понимать особенности языка художественной литературы; уметь использовать выразительные средства языка при работе с текстом; знать основы систематики покрытосеменных растений, усвоить признаки классов и семейств покрытосеменных растений.

Метапредметные: способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения, навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, биологии); создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения познавательных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, биологии; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Межпредметные связи:

Русский язык, биология, речь и культура общения.

Ход урока

Учитель русского языка. Сегодня, ребята, у нас необычный урок – урок - путешествие. Приглашает нас в незабываемое путешествие замечательный писатель, наш земляк, Б.П.Екимов. Приглашает в гости к своим землякам, жителям Донских хуторов, станиц, чтобы мы узнали, как они живут, чем занимаются, что любят. Нашим путеводителем будет рассказ Екимова «Лазоревый цвет», который вы должны были прочитать. Итак, автор приглашает нас сначала к себе во двор.

- Что же сразу бросается в глаза? (Цветы)

Да, именно о цветах мы сегодня будем говорить. Их много, они красивые, чувствуется благоухание цветов. Но оказывается, по словам автора, «..цветок – это ведь не просто поглядел да понюхал..»

Я предлагаю взять это высказывание в качестве эпиграфа к уроку и разгадать загадку автора.

Учитель биологии.

- Что же такое цветок, по мнению писателя, если «не просто поглядел да понюхал»? Поможет найти ответ на этот вопрос кластер, который мы будем составлять в течение урока. (Кластер - графический прием, помогающий систематизировать материал).

В начале путешествия давайте вспомним определение цветка, его строение. (Цветок - это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению. Цветок состоит из околоцветника – венчика, лепестков, цветоножки и цветоложе, главных частей - тычинок и пестика).

- По каким признакам ученые-систематики объединяют растения в один класс, семейство? ( Признаки класса - количество семядолей, жилкование листьев, тип корневой системы, одинарный или двойной околоцветник. Признаки семейства - строение (формула) цветка, соцветие, тип плода, жизненные формы (деревья, кустарники, травянистые растения), особенности жилкования листьев)

Учитель русского языка. Замечательные цветы растут не только во дворе автора, но и в огородах других жителей.

- А как автору удается на бумаге отобразить эту красоту? С помощью чего? (Изобразительно - выразительные средства языка).

- Вспомните, какие изобразительные средства языка были изучены в разделе «Лексика»? С этой целью поработаем с приемом «Верные - неверные утверждения». (Задание распечатано на карточках для каждого ученика. Приложение №1). Вы должны согласиться или не согласиться с данным утверждением.

В конце работы – взаимопроверка.

- А теперь, после повторения теоретического материала, давайте обратимся к тексту произведения и найдем примеры изобразительных средств языка в рассказе. (В процессе обсуждения продолжается работа с кластером: синонимы (багровый, алый, красный), диалектизмы («чахранки»), антонимы (зябко - тепло), устаревшие слова (полонит трава)

- Как определить переносное значение слова? (вторичное значение слова, возникшее на основе прямого. Наименование может быть перенесено по сходству или по смежности.)

- Найдите и выпишите только те выражения, в которых слова употреблены в переносном значении, и определите способ переноса значения. (Работа с карточкой). (Во время проверки заполняется кластер: радужное многоцветье- эпитет, светят цветы- олицетворение, клумба, словно базар восточный- сравнение. (Приложение 2)

-И как закрепление данного вида деятельности - дифференцированное задание: найдите примеры тропов в рассказе «Лазоревый цвет» или составьте свои предложения по теме «Цветы», используя данные тропы.

Учитель биологии. Давайте еще поработаем с текстом рассказа Б. Екимова.


-Назовите растения, перечисленные в повести (Анютины глазки, бархатцы, розы, георгины, лилии, петунии…)

-А знаете ли вы, к каким семействам они относятся? Обратите внимание на слайды. Вы видите фотографии растений, описанных в произведении. Пользуясь признаками семейств, соотнесите фотографию растения и признак семейства и сделайте вывод, какие семейства и их представители описаны в произведении Б. Екимова (розоцветные – розы; сложноцветные или астровые – астры, георгины, цинии; пасленовые - петунии, лилейные - лилии)

Дети могут отметить, что в рассказе перечислены растения, семейства которых не изучаются в школьном курсе: очитки, пионы, анютины глазки, зорьки. Данный вопрос может остаться для любознательных учащихся в качестве домашнего задания.

Учитель русского языка. Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу. Подводя итоги сделанного на уроке, я с удовлетворением замечаю, что нам удалось, путешествуя вслед за Б.П. Екимовым по его родным местам в городе Калач - на- Дону, повторить и обобщить изученное, а самое главное, постараться найти ответ на вопрос: « Что же такое цветок, по мнению писателя, если «не просто поглядел да понюхал»?

Учитель биологии. Поможет вам найти верный ответ на поставленный вопрос составленный нами кластер. Посмотрите на него еще раз внимательно.

И я предлагаю ответить на этот вопрос, составив синквейн на тему: «Цветок» биологический и лингвистический. (Синквейн – инструмент для синтезирования сложной и объемной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа).

В качестве домашнего задания можно предложить совместный проект «Мои домашние цветы» с описанием цветов в научном и художественном стилях.


Литература

Русский язык и литература. Все для учителя; № 3 (5), 2015 г.

http://fb.ru/article/238540/klaster---chto-eto-takoe-v-shkole-priem-klaster-v-nachalnoy-shkole#image1189372













Приложение №1

Верные- неверные утверждения (да/нет)

1. Диалектизмы- это слова, употребляемые жителями той и иной местности.

2. Антонимы – слова разных частей речи, сходные по лексическому значению.

3. Все слова в русском языке однозначные.

4. У каждого слова есть прямое и переносное значения.

5. Омонимы - слова, одинаковые по звучанию и написанию, различные по значению.

6. Синонимы- это слова разных частей речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками значений.

7. Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного повседневного употребления.



Приложение №2

Найдите и выпишите выражения, в которых слова употреблены в переносном значении.

Последние годы;  смотрят и дышат цветы; могучие бархотки; в соседнем дворе; куст розовых пионов; не колыхнется на твердом стебле, будто гренадер; простые цветы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!