Этапы урока | Содержание урока | Формируемые УУД (личностные и метапредметные результаты) |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Динь – динь - динь, звенит звонок, Начинается урок. Будем мы писать красиво, Будем дружно отвечать, Будем думать, рассуждать, Дисциплину соблюдать. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Актуализация знаний. Работа над каллиграфией | -На какие две группы можно разделить эти буквы? К, Ы, А, Р, Т (гласные, согласные) -Дайте характеристику согласным буквам. Запишите заглавные буквы. -В каких случаях пишем заглавные буквы? (Имена собственные, начала предложения) -Составьте слово, используя эти буквы? (карты) СЛАЙД № 2 Докажите, что это слово многозначное. Чертёж поверхности Земли, небесного тела или звёздного неба. 2. Один из плотных листков колоды 3. Карты — азартная игра. 4. Бланк для заполнения каких-нибудь сведений. У вас на партах географические карты. -Для чего нужна такая карта? -На каком уроке мы познакомились с географическими картами? -У нас сегодня интегрированный урок русского языка и окружающего мира. | Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные:корректируют деятельность, намечают способы устранения ошибок; сравнивают образец с результатом письма. Личностные: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности; следят за правильной посадкой. Коммуникативные: формулируют собственные мысли в устной и письменной форме; вступают в сотрудничество с учителем по своей инициативе, по запросу о конкретной помощи, о недостающем знании. |
Сообщение темы и постановка цели урока. | -Чтобы узнать, тему нашего урока вы должны решить филворд. Собери из букв слова. Помни: каждая буква может использоваться только один раз, двигаться можно только по горизонтали или по вертикали.СЛАЙД № 3 Е | В | Р | А | З | А | М | М | А | Д | А | И | Я | А | Г | И | М | Г | А | О | З | Б | А | А | Л | С | Н | К | А | Ф | Р | А | К | А | А | Й | К | И | И | В | Р | А | Л | А | К | А | О | Л | Г | Ответ: Евразия, Амазонка, Волга, Мадагаскар, Гималаи, Байкал, Африка. СЛАЙДЫ №4, 5, 6 -С какой темой связанны эти слова?(«Географические объекты») -С помощью карты запишите эти слова в таблицу. -Как вы записали эти слова? Материк | Евразия, Африка | Река | Амазонка, Волга | Остров | Мадагаскар | Горы | Гималаи | Озеро | Байкал | СЛАЙД № 7 -Какую задачу мы поставим сегодня на урок? -Какая тема нашего урока?(Большая буква в названиях географических объектов). -Тема эта достаточно важная, многогранная, и нам придется ещё не раз к ней возвращаться. -На картах мы видим страны, города, села, деревни, океаны, моря, реки, озера. Все это имена собственные. -Сегодня мы совершим путешествие по карте, познакомимся с новыми географическими названиями. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Выбор наиболее эффективных способов решение задач. |
Словарная работа | -На каком материке расположена наша страна? (Евразия) На доске: Мы живем в России. Столица России – Москва. -Какие словарные слова есть в этом тексте? (Россия, Москва). -Почему они написаны с большой буквы? (Россия – это страна, Москва – это город. Это имена собственные.Название географических объектов). -Запишите эти два слова в тетрадь. Поставьте ударение, обозначьте орфограммы. | Познавательные:Выявляют «опасные» места, объясняют их написание; осуществляют поиск необходимой информации в дополнительной литературе. Регулятивные:определяют область своего незнания; объясняют причины своих ошибок. Личностные: понимают значимость родного языка |
Усвоение новых знаний и способов действий. | Узнавай, запоминай, записывай. Определи по фотографиям географические объекты. Запомните, как они пишутся. СЛАЙДЫ № 8 Северная Америка, Ниагарский водопад Высота водопадов составляет 53 метра. Подножие Американского водопада заслоняет нагромождение камней, из-за чего его видимая высота — только 21 метр, ширина водопада — 323 метра. СЛАЙД №9 река Амазонка Амазония удивляет богатством фауны и флоры. На огромном пространстве обитает более миллиона самых разных видов растений и животных. Учёные утверждают, что на 10 км² тропического леса приходится 1,5 тыс. видов цветов, 750 видов деревьев, 125 видов млекопитающих, 400 видов птиц и бесчисленное количество насекомых и беспозвоночных. СЛАЙД № 10 Гималаи Вершины более 8 км над уровнем моря составляют Большие Гималаи, самые низкие перевалы в них расположены на высотах более 4 км. Для Больших Гималаев характерны гребни альпийского типа, огромные высотные контрасты, мощное оледенение. Антарктида Меньше двух столетий назад стало известно, что есть на свете ещё один, самый южный материк. Толщина льда в Антарктиде – несколько километров. Материк был назван Антарктида, что в переводе с греческого означает «противоположная северной земле». СЛАЙД №11,12 Азия Самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Евразию. Европа В Европе расположено 65 стран. Запиши названия этих географических названий в тетрадь (можно использовать карту) | Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли. Познавательные:поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Регулятивные: умение осуществлять взаимный контроль Личностные: осознают роль языка и речи в жизни людей, подчеркивают важность орфографически грамотного письма. |
Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи | Игра «Лото». Работа в парах Заполнить таблицу, используя слова для справок. СЛАЙД № 13 Слова для справок: город, река, горы, Волга, Москва, Уральские, Тихий. географический объект | название | способ обозначения на карте | город | Москва | кружок | река | Волга | синяя линия | горы | Уральские | область коричневого цвета | океан | Тихий | область голубого цвета | Какое слово лишнее? (Тихий). Дополни таблицу. Тихий океан - самый тёплый из океанов. Температура вод у экватора + 26 - +29 градусов С. Тихий океан – океан самых больших волн. В южных широтах они достигают до 15 м в высоту, а длину до 300 м. Подчеркните «опасные» места. Допишите в каждый столбик по одному слову. | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану Личностные: понимают значимость родного языка |
Физминутка | Движения под музыку “ Вместе весело шагать” | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Прочитай предложения. Выберите только правильное утверждение. Пользуйтесь картой. В центре Европы расположены Уральские горы. (-) Пингвины живут в Антарктиде. (+) Евразия лежит по южную сторону от экватора. (-) Волга-крупнейшая река Европы. (+) Горы Альпы расположены в Евразии. (+) Комментированное письмо предложений. СЛАЙД № 14 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: обдумывают пояснения к своим записям, комментируют написание слов, задают вопросы для уточнения информации Регулятивные: корректируют деятельность, намечают способы устранения ошибок; сравнивают образец с результатом письма. |
Включение в систему знаний иповторение | Работа в группах. Заполните пропуски, используя слова в скобках. Южный плюс окружен вечными …. Это целый материк-….Льдами окружён и ….полюс, но они покрывают не материка, а … океан. Слова для справок: льдами, Антарктида, Северный, Северный Ледовитый. СЛАЙД № 15 | Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные: развитие умения работать в сотрудничестве, слушать собеседника. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; эмоционально «переживают» задание, выражают свои эмоции |
8. Рефлексия | -Над какой темой работали? -Какую задачу ставили? -Удалось ли нам её выполнить? -Что мы имеем в виду, когда говорим – географические названия.(Это названия городов, сел, деревень, стран,материков, океанов, морей, рек, озер...) -Как они пишутся? (Все географические названия пишутся с большой буквы). -Как вы думаете, со всеми географическими названиями познакомились? (Нет, их очень много) -Какую задачу поставим себе на будущее? - Ну, а наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам продолжить предложение. СЛАЙД №16 * Сегодня на уроке я узнал... * Сегодня на уроке я удивился... * Самое интересное задание для меня было… Оцените свою работу на этом уроке с помощью шкалы успеха. | Регулятивные: оценивают свои достижения на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли Личностные:осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах успеха или неуспеха в выполнении задания. |