СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок русского языка и уроков гражданственности Донбасса на тему :"Имя существительное в природе родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная разработка  интегрированного урока   позволит учителю познакомить учащихся с частью речи, именем существительным, на материале родного края. Ведущую роль на уроке отведена воспитанию чувства любви к малой родине.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и уроков гражданственности Донбасса на тему :"Имя существительное в природе родного края"»

Интегрированный урок русского языка и уроков гражданственности Донбасса в 3 классе

Тема: Имя существительное в природе родного поселка.

Цель: закрепить знания об имени существительном как части речи; расширять словарный запас учащихся; развивать умение вводить существительные в предложения и способности к стихосложению; воспитывать любовь к родному краю и труженикам сельского хозяйства.

Оборудование: фото, слайды.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний

- Ребята! Посмотрите на это фото. Вам знакома эта местность? Слайд №1.

- Правильно! Это наш поселок. А как называется наш поселок? (Тельманово)

- Поставьте вопрос к слову поселок (Что?), к слову Тельманово (Что?).

- К какой части речи относятся эти слова? (Существительное)

- Поселок и Тельманово. Какое из этих существительных обозначает общее название, а какое собственное? Как мы пишем собственные имена существительные?

Задача урока. Сегодня на уроке мы отправимся с вами на экскурсию в красивые уголки нашего поселка и будем определять имена существительные в природе.

  1. Работа над новым материалом.

  1. Слайд №2. Соберите букет из существительных называющих полевые цветы и травы. (Маки, цикорий, ковыль, пижма, пырей, свирипа, васильки, колокольчики, полынь, подорожник, лопух, осот)

  2. Слайд №3. Что вы видите на этом фото? Назовите одним словом. (Сад) Игра «Слова рассыпались». Собери в корзинку названия фруктов, которые растут в нашем саду.(Слайд №4)

Шняви, коябло, шагру, нячереш, бриакос, васли.

  1. Слайд №5. Слова в слове.

Вишня, яблоко, груша, черешня, абрикос, слива.

Найдите в слове абрикос другие существительные.

  1. Слайд №6. Запишите эти слова.

Рис, бокс, бар, коса, сок, роса, сбор, риск, Борис, Кира, бок.

  1. Слайд №7.

– Что изображено на этом фото? (уборка хлеба)

- Прежде чем посеять хлеб, что нужно сделать с землей?

(вспахать)

- Образуйте от этого глагола родственное существительное.

(Вспашка, пахота)

- Как называют человека, который пашет землю? (пахарь)

- А теперь, давайте назовем действия, которые нужно выполнить, чтобы хлеб попал к нам на стол. (вспахать, прокультивировать, посеять, убрать, испечь, продать).

- Образуйте от этих глаголов существительные.

  1. Слайд №8.

- Запишите существительные.

Вспахать – вспашка;

Прокультивировать – культивация;

Посеять – посев;

Убрать – уборка;

Испечь – выпечка;

Продать – продажа.

- Люди каких профессий заняты выращиванием хлеба? (тракторист, шофер, комбайнер, агроном)

- Какой вопрос мы поставим к этим словам? (Кто?)

- К какой части речи они относятся? (существительные)

- Как этих людей назвать одним словом? (хлеборобы)

  1. - Вспомните пословицы о хлебе.

  2. Слайд №9. Хлеб – всему голова!

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Составьте побудительное предложение о хлебе. (Берегите хлеб!)

- Запишите пословицу и предложение о хлебе.

  1. Слайд № 10.

- Как бы вы озаглавили это фото? (березовая аллея)

- Куда ведет эта аллея? (в детский сад)

- Посмотрите внимательно на это фото и запишите слова, признаки которых названы.

Слайд №11. Золотая …

Синее …

Стройные …

Желтые …

- Прочитайте слова, которые вы записали. К какой части речи они относятся?

- Как вы понимаете понятия: березовая роща, березовая аллея, березняк? (дикая природа, березы посаженные людьми, молодая поросль).

  1. Слайд №12.

- Вам известна эта местность? (Это речка Каранка)

- Какое время суток на этом фото? (вечер)

- Часть суток после вечера? (ночь)

- Куда прячется солнце? (за горизонт)

- Как называется явление природы, когда солнце прячется за горизонт? (закат)

- Определите, есть ли среди этих слов словарные слова? Давайте запишем эти слова с комментированием. (вечер, горизонт, закат)

- К какой части речи относятся эти слова?

  1. Слайд №13.

Сошлись как-то два художника, Зима и Весна. Заспорили, кто из них лучше рисует. В образе художника Зимы будет первый вариант, в образе Весны – второй вариант.

Задание: опишите существительными это время года. Кто лучше опишет?

  1. Проверка задания.

- Прочитайте свои описания.

  1. Слайд №14.

Зима Весна

мороз солнце

снег тепло

вьюга зелень

сугробы ветерок

холод цветы

  1. Из ваших описаний я делаю вывод, что любое время года в нашем поселке по-своему красиво.

  2. Творческая работа в группах.

Дополни четверостишие в рифму и по смыслу.

Слайд №15.

Люблю я свой родной … .

Пусть будет он добра и … полон.

Его неповторимая …

Прекрасна в любое время … .

  1. Слайд №16.

Люблю я свой родной поселок.

Пусть будет он добра и света полон.

Его неповторимая природа

Прекрасна в любое время года.

  1. Спишите последнее предложение этого стихотворения и подчеркните существительные.

  1. Рефлексия.

- Что вам больше всего нравится в нашем поселке?.

- Что бы вы пожелали людям нашего края?

  1. Итог.

На этом уроке вы убедились, как при помощи существительных можно много о чем рассказать и даже нарисовать. Я благодарю вас за продуктивную работу на уроке и желаю всем нам: Мира, Добра, Солнца, Здоровья, Улыбок и Успеха! Слайд №17.