Интегрированный урок русского языка и уроков гражданственности Донбасса в 3 классе
Тема: Имя существительное в природе родного поселка.
Цель: закрепить знания об имени существительном как части речи; расширять словарный запас учащихся; развивать умение вводить существительные в предложения и способности к стихосложению; воспитывать любовь к родному краю и труженикам сельского хозяйства.
Оборудование: фото, слайды.
Ход урока
Актуализация опорных знаний
- Ребята! Посмотрите на это фото. Вам знакома эта местность? Слайд №1.
- Правильно! Это наш поселок. А как называется наш поселок? (Тельманово)
- Поставьте вопрос к слову поселок (Что?), к слову Тельманово (Что?).
- К какой части речи относятся эти слова? (Существительное)
- Поселок и Тельманово. Какое из этих существительных обозначает общее название, а какое собственное? Как мы пишем собственные имена существительные?
Задача урока. Сегодня на уроке мы отправимся с вами на экскурсию в красивые уголки нашего поселка и будем определять имена существительные в природе.
Работа над новым материалом.
Слайд №2. Соберите букет из существительных называющих полевые цветы и травы. (Маки, цикорий, ковыль, пижма, пырей, свирипа, васильки, колокольчики, полынь, подорожник, лопух, осот)
Слайд №3. Что вы видите на этом фото? Назовите одним словом. (Сад) Игра «Слова рассыпались». Собери в корзинку названия фруктов, которые растут в нашем саду.(Слайд №4)
Шняви, коябло, шагру, нячереш, бриакос, васли.
Слайд №5. Слова в слове.
Вишня, яблоко, груша, черешня, абрикос, слива.
Найдите в слове абрикос другие существительные.
Слайд №6. Запишите эти слова.
Рис, бокс, бар, коса, сок, роса, сбор, риск, Борис, Кира, бок.
Слайд №7.
– Что изображено на этом фото? (уборка хлеба)
- Прежде чем посеять хлеб, что нужно сделать с землей?
(вспахать)
- Образуйте от этого глагола родственное существительное.
(Вспашка, пахота)
- Как называют человека, который пашет землю? (пахарь)
- А теперь, давайте назовем действия, которые нужно выполнить, чтобы хлеб попал к нам на стол. (вспахать, прокультивировать, посеять, убрать, испечь, продать).
- Образуйте от этих глаголов существительные.
Слайд №8.
- Запишите существительные.
Вспахать – вспашка;
Прокультивировать – культивация;
Посеять – посев;
Убрать – уборка;
Испечь – выпечка;
Продать – продажа.
- Люди каких профессий заняты выращиванием хлеба? (тракторист, шофер, комбайнер, агроном)
- Какой вопрос мы поставим к этим словам? (Кто?)
- К какой части речи они относятся? (существительные)
- Как этих людей назвать одним словом? (хлеборобы)
- Вспомните пословицы о хлебе.
Слайд №9. Хлеб – всему голова!
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Составьте побудительное предложение о хлебе. (Берегите хлеб!)
- Запишите пословицу и предложение о хлебе.
Слайд № 10.
- Как бы вы озаглавили это фото? (березовая аллея)
- Куда ведет эта аллея? (в детский сад)
- Посмотрите внимательно на это фото и запишите слова, признаки которых названы.
Слайд №11. Золотая …
Синее …
Стройные …
Желтые …
- Прочитайте слова, которые вы записали. К какой части речи они относятся?
- Как вы понимаете понятия: березовая роща, березовая аллея, березняк? (дикая природа, березы посаженные людьми, молодая поросль).
Слайд №12.
- Вам известна эта местность? (Это речка Каранка)
- Какое время суток на этом фото? (вечер)
- Часть суток после вечера? (ночь)
- Куда прячется солнце? (за горизонт)
- Как называется явление природы, когда солнце прячется за горизонт? (закат)
- Определите, есть ли среди этих слов словарные слова? Давайте запишем эти слова с комментированием. (вечер, горизонт, закат)
- К какой части речи относятся эти слова?
Слайд №13.
Сошлись как-то два художника, Зима и Весна. Заспорили, кто из них лучше рисует. В образе художника Зимы будет первый вариант, в образе Весны – второй вариант.
Задание: опишите существительными это время года. Кто лучше опишет?
Проверка задания.
- Прочитайте свои описания.
Слайд №14.
Зима Весна
мороз солнце
снег тепло
вьюга зелень
сугробы ветерок
холод цветы
Из ваших описаний я делаю вывод, что любое время года в нашем поселке по-своему красиво.
Творческая работа в группах.
Дополни четверостишие в рифму и по смыслу.
Слайд №15.
Люблю я свой родной … .
Пусть будет он добра и … полон.
Его неповторимая …
Прекрасна в любое время … .
Слайд №16.
Люблю я свой родной поселок.
Пусть будет он добра и света полон.
Его неповторимая природа
Прекрасна в любое время года.
Спишите последнее предложение этого стихотворения и подчеркните существительные.
Рефлексия.
- Что вам больше всего нравится в нашем поселке?.
- Что бы вы пожелали людям нашего края?
Итог.
На этом уроке вы убедились, как при помощи существительных можно много о чем рассказать и даже нарисовать. Я благодарю вас за продуктивную работу на уроке и желаю всем нам: Мира, Добра, Солнца, Здоровья, Улыбок и Успеха! Слайд №17.