СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок с историей средних веков, литературой и МХК. Тема: Мир художественной культуры Возрождения. 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наступил период Высокого Возрождения, когда культура достигла наивысшего расцвета. Сильными, прекрасными, деятельными предстают перед нами люди того времени. Идеалы итальянских гуманистов нашли немало сторонников и последователей среди европейских мыслителей, утверждавших ценность и уникальность любой личности. Творцы искусства Высокого Возрождения создали образ прекрасного гармоничного человека, сочетавшего физическую красоту и духовное совершенство.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок с историей средних веков, литературой и МХК. Тема: Мир художественной культуры Возрождения. 7 класс»

Интегрированный урок с историей средних веков, литературой и МХК.

Тема: Мир художественной культуры Возрождения.

Цель: знакомство с великими произведениями творцов искусства Высокого

Возрождения, которые стали неиссякаемым источником вдохновения

для последующих поколений.

Оборудование: карточки-задания, репродукции художников эпохи Возрождения, видеоурок: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Дюрер.

Тип урока: интегрированный (новый материал)

Метод: работа в группах, дискуссия.

Ожидаемые результаты:

Вызвать интерес к углубленному изучению предмета.

Развивать способность самостоятельно анализировать увиденное и услышанное.

Уметь отстаивать свою точку зрения.

Проверка домашнего задания:

На прошлом уроке мы познакомились с великими гуманистами Европы, которые стали думать не только о божественном предназначении человека и о загробном мире, но и обратились к земной, мирской жизни: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле.

Почему историки называют их великими и что такое «гуманизм»

Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.

Давно известно, что города – лучшие выразители своего времени. К 17 веку Рим – духовная столица католического мира – становится центром гуманизма, сменяет угасающую Флоренцию.

Как вы думаете, почему Рим называют вечным городом? Свой ответ обоснуйте

Дача нового материала. Вступительное слово учителя:

Итак, наступил период Высокого Возрождения, когда культура достигла наивысшего расцвета. Сильными, прекрасными, деятельными предстают перед нами люди того времени. Идеалы итальянских гуманистов нашли немало сторонников и последователей среди европейских мыслителей, утверждавших ценность и уникальность любой личности. Творцы искусства Высокого Возрождения создали образ прекрасного гармоничного человека, сочетавшего физическую красоту и духовное совершенство.

Тема сегодняшнего нашего урока: Мир художественной культуры Возрождения.

Как вы считаете, что мы будем изучать на уроке?

Связана ли тема предыдущего урока с темой сегодняшнего, если связана то как: Ответ аргументируйте (ответы учащихся) .

Кто создал все, кто сотворил и части –

И после выбрал лучшую из них,

Чтоб здесь явить нам чудо дел своих,

Достойное его высокой власти…

Северное Возрождение. Гуманистические идеалы итальянского Возрождения повлияли на искусство стран Западной и Центральной Европы. Благотворное воздействие оно оказало и на культуру Германии. Не случайно немецкого живописца, гравера и ученого Альбрехта Дюрера сравнивали с Леонардо да Винчи

Великие творения Уильяма Шекспира и Мигеля Сервантеса, которые являются представителями эпохи Возрождения. В шекспировских произведениях много прекрасных, мудрых и гордых людей. Герои любят и страдают, совершают ошибки, разочаровываются, борются за свое счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».

1.Какое чудо природы человек.

- В туманной Англии гуманистические традиции Возрождения особенно ярко выразились в творчестве Уильяма Шекспира. Самыми известными его произведениями являются: «Ромео и Джульетта», где против юных влюбленных - весь свет,«Отелло», где муж поверив клевете убивает свою жену Дездемону,«Король Лир» ,которого лишают крова собственные дочери, «Гамлет», где главного героя поражает отравленный клинок.

Работая с параграфом ученики заполняют таблицу.

Текст № 1.
«Какое чудо природы
человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движеньям! Поступками как близок к ангелам! Почти равен Богу- разуменьем! Краса вселенной! Венец всего живущего!» («Гамлет» У. Шекспир)

- Укажите черты, которыми по мнению гуманистов были наделены люди. (Умный, рассудительный, хорошо слажен, порядочный, добрый и т.д.)

-Что можно сказать о мировоззрении автора? (Автора можно отнести к гуманистам, он считает, что человек подобен Богу)

Такой же силой духа и мужеством обладают странствующий рыцарь Дон Кихот и его верный слуга Санчо Панса, путешествующие по дорогам Испании и помогающие всем, кто слаб и несчастен. Однако внимательный читатель не спешит посмеяться над героем Сервантеса. За внешне смешными поступками безумного Дон Кихота он видит мудрость, благородство и человечность.

Работа в группах.

Как вы считаете, какой вид искусства нами сегодня не был рассмотрен? (ответ – музыка)

До позднего Возрождения музыкальное искусство Западной Европы оставалось связанным с церковью. Светскую музыкальную культуру пропагандируют многочисленные гуманистические кружки. Теперь музыкальное творчество – часть жизни не только придворных, но и образованных горожан.

Сейчас мы с вами послушаем отрывок из произведения прославленного гения Вольфганга Амадея Моцарта.

Подумайте и ответьте, что вам представлялось при прослушивании данного произведения?

А сейчас вам предлагается ответить на задания в карточках, через три минуты ждем ответ.

Карточки-задания:

Шекспиру приписывают слова: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры». Попробуйте прокомментировать их. Как вам кажется, есть ли нечто общее у театра и жизни?

Многие герои литературных произведений Возрождения путешествуют. Как вы считаете, почему и зачем авторы используют этот прием?

Укажите общее в библейских образах, созданных художниками и скульптурами Возрождения. Чем это можно объяснить?

Как вы думаете, почему именно портрет стал для художников эпохи Возрождения излюбленным жанром?

Герои картин Дюрера внешне мало похожи на персонажей произведений итальянских живописцев Возрождения. Как вы считаете, можно ли, несмотря на различия, говорить о немецком мастере как о художнике – гуманисте?

(ответы групп)

2.Эпоха титанов.

-Одним из гениев, оставившим след не только в мировом искусстве, но и в науке был Леонардо да Винчи. Он был художником, скульптором, поэтом, музыкантом, занимался математикой, физикой, историей и другими науками. СЛАЙД 9. «Джоконда» и «Мадонна Литта» – всем известные картины художника. СЛАЙД 10.

Учитель показывает видео со слайда 11 и задает вопросы.(СЛАЙД 11)

-Как называется одна из самых знаменитых фресок Леонардо да Винчи?(«Тайная вечеря»)

- Где она находится? В каком помещении?(В Милане, в монастыре Святого Марка,в трапезной.)

-Что на ней изображено? (Последняя трапеза Иисуса,12 апостолов)

-Какие эмоции испытывают апостолы и почему? (Удивление, потому что Иисус сказал, что один из них его предаст).

-Кто собирается предать Иисуса?(Иуда)

-Что получил Иуда за предательство и как это видно на фреске?(30 серебряников, он сжимает мешок с деньгами)

Текст № 2. «И высочайший гений не прибавит

Единой мысли к тем, что мрамор сам

Таит в избытке, - и лишь это нам

Рука, послушная рассудку, явит.» (М.Буонарроти)

-Прочитайте сонет Микеланджело и ответьте на вопрос «Какое из видов искусства предпочитал другим автор»? (Скульптура)

-Микеланджело Буонарроти занимался живописью, скульптурой, архитектурой и поэзией.Но сам себя считал только мастером скульптуры. Обнаженная фигура Давида - творение Микеланджело. По библейской легенде, юный пастух Давид решился пойти на бой с ужасным великаном Голиафом и поразил его камнем, выпущенным из пращи. Микеланджело изобразил Давида перед поединком.

-Итальянское Возрождение нельзя представить без живописных картин Рафаэля Санти.Рафаэль занимался разными работами. Он расписывал по приказу пап покои и залы для церемониальных торжеств в Ватикане; занимался проектированием римского собора Святого Петра; украшал церковные интерьеры и дворцы вельмож. Видное место в своих работах Рафаэль уделял женским образам. «Мадонна Конестабиле» - творенье мастера, в которой слились воедино женственность и материнская любовь. «Сикстинская Мадонна» написана Рафаэлем для алтаря монастыря Святого Сикста. ученики заполняют таблицу.

3.Северное возрождение. «Мужицкий живописец».

Северное Возрождение появилось в Нидерландах в XVI в. У него не было культурных корней итальянского Возрождения, поэтому оно было куда более архаичным и связанным с традициями искусства Средневековья. Наряду с этим, оно было более демократичным. Художники Северного Возрождения рисовали не для пап, кардиналов или патрицианских семей Флоренции и Венеции. Их заказчиками были зажиточные бюргеры и рыцари. В рамках Северного Возрождения возникла уникальная живопись. Ее представители: Босх, Гольбейн, Ван дер Гус и др. Нидерландские живописцы изображали на своих полотнах вполне реальных персонажей: купцов, кораблестроителей, крестьян, членов городского магистрата, нищих. Они создавали картины, где герои были простолюдины, занимающиеся повседневной работой - торговцы в лавках, крестьяне. Одним из таких живописцев был Питер Брейгель Старший.«Крестьянский танец», серия картин «Двенадцать месяцев», в которую входят «Охотники на снегу», «Жатва», «Сумеречный день», «Возвращение стада» - все эти полотна принадлежат руке Брейгеля.

-Брейгеля прозвали «мужицким живописцем». Как вы думаете почему? (Он изображал простолюдинов).

4.Альбрехт Дюрер – второй Леонардо.

Итальянское искусство повлияло и на культуру Германии. Гравер и ученый Альбрехт Дюрер занимался математикой, механикой, интересовался архитектурой, писал стихи и рисовал. С замечательным мастерством молодой художник выполняет серию гравюр к последней книге Евангелия «Апокалипсису», в которой рассказывает я о грядущей гибели мира.

- Предположите, почему Дюрера называют вторым Леонардо? (Он занимался многими науками, как и Леонардо да Винчи)

Текст № 3. «Между тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля... Когда же молва об этих и многих других творениях этого знатнейшего художника проникла вплоть до Франции, а также Фландрии, Альбрехт Дюрер, удивительнейший немецкий живописец и гравер на меди, выпускавший прекраснейшие оттиски, сделался как бы данником (должником) Рафаэля, посылая ему свои вещи и в том числе головной портрет, выполненный им гуашью на тончайшей ткани, что его можно было рассматривать одинаково с обеих сторон…Вещь эта показалась Рафаэлю поразительной, и потому он послал ему много листов с собственными рисунками, которыми Альбрехт особенно дорожил.»( «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи возрождения»Д.Вазари).

Учитель предлагает ученикам прочитать текст и ответить на вопросы.

-Какие выводы можно сделать из данного текста о Северном Возрождении? (Оно пришло в Германию из Италии)

-Предположите, почему Альбрехт считал себя должником Рафаэля? ( Дюрер восхищался Работами Рафаэля)

-Каким образом Дюрер отдавал «долг» Рафаэлю? (Он посылал ему свои вещи.)

5.На пути к бессмертию.



Музыкальное искусство


XV век

XVI век

Социальный состав

(Придворные)

(Горожане)

Сюжет

(Произведения имеют религиозный сюжет)

(Произведения обращаются к человеческим чувствам, появляются светские произведения).

Учитель предлагает ученикам начертить таблицу «Музыкальное искусство» и заполнить ее, пользуясь материалом параграфа

Учитель предлагает записать вывод к таблицам, ответив при этом на вопросы:

-Какой вклад в мировую художественную культуру внесли творцы эпохи Возрождения? (Культура распространилась на другие страны. Работы мастеров эпохи Возрождения являются одними из самых популярных работ в художественной культуре мира, они стали источником вдохновения для других мастеров)

-Что нового появилось в художественной культуре? (Музыка стала светской, в художественной культуре в связи с философией гуманизма начал появятся идеал человека.)

-Что общего в образах, созданных художниками и скульпторами Возрождения. (Многие творцы обращались к Античности и к библейским сюжетам: «Давид» , «Тайная вечеря», «Сикстинская мадонна» и т.д.)

Давайте подведем итог нашего урока. Скажите, что нового вы сегодня узнали?

Какие чувства у вас вызвали полотна великих творцов эпохи Возрождения?

Кто поможет сделать вывод, какой вклад внесла эпоха Возрождения в сокровищницу человечества?

Надеюсь, наш сегодняшний урок оставит в вашей памяти неизгладимые впечатления. Ведь эпоха Возрождения внесла огромный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, оставив в наследство человечеству произведения, которые, в свою очередь, стали неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений творцов искусства




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!