Примерный план урока
по предмету
I Общие данные
дата : январь 2019
класс ( его тип ) : 6 ( гимназия)
дисциплина : математика
тема урока : Мир силы дроби
тип урока: бинарный
длительность урока :60 минут
преподаватель : Быстрова Виорика Леонидовна ( физика) ,
Кристова Светлана Михайловна ( математика)
II Субкомпетенции :
III Операциональные цели : что буду делать на уроке
О 1
О 2
О 3
IV Ресурсы :
Человеческие : ____учитель , ученик__
Материальные : __________________________________________________
V Дидактические технологии :
Методы : _________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Формы деятельности уч-ся : ________________________________________ ________________________________________________________________________
VI Библиография :учебник , гид ,куррикулум, стандарты эффективного
обучения
VII Ход урока
Слеп физик без математики
М.В.Ломоносов
или
“ С физикой – в жизнь,
в суть с математикой.”
Лемберг А.
Актуализация имеющихся знаний.
Листы подпишем …
Мотивация.
Учитель математики : Ребята, сегодняшний урок мне бы хотелось начать вот с такого стихотворения:
Дроби разные нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда придет к тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точный смысл их понимать,
Станет легкой даже сложная задача.
На протяжении уже достаточно длительного времени мы с вами работаем с обыкновенными дробями.
- И для того чтобы приступить к нашему уроку вспомним с вами ранее изученный материал.
Мультфильм про дроби
Задание 1 : Проверка знаний « боем»
Вопросы по математике и физике учителя чередуются по два вопроса - выбери несколько вопросов ,что тебе нравятся
Как называется число стоящее в обыкновенной дроби над чертой?
Что означает знаменатель дроби?
Что такое дробная черта?
Что значит сократить дробь?
Из двух дробей с одинаковым числителем какая больше?
Как разделит дробь на дробь
Как называется в дроби число, стоящее под единицей?
Что означает числитель дроби?
Как называются дроби, записанные с помощью дробной черты?
Как обыкновенную дробь представить в виде десятичной?
Какая связь существует между смешанными числами и неправильными дробями?
Как умножить две дроби
Задание 2. Устный счет - устный расчет :
Математика : прочитайте :

Физика :
1.определить силу и указать ее направление
2. указать единицу измерения физической величины
3. назвать тела , находящиеся в покое
4.перечислить тела с мах массой
5.назвать физические величины
Задание 3 : бинарное задание : ( красным цветом –твое)
Терминологическая работа :найти ошибки в написании терминов; дать определения.
гр…ф…к функц…я …ргумент зна…ч…ние функц…и
…бласть опр…д…ления функции обл…сть зн…ачения функции
л…нейная функция прямая проп…рциональнос
чис…ит…ь с…ла др….ь нь…т…..н
рав…ст….о н…пра…ен….е зн…ен…ель
про…вед..н…е п…к…й с…ож…ие
задание 4: эксперимент ( физика)
Опыт 1. Камни в руке.
Оборудование: два камешка (у каждого ученика на парте), один маленький, а другой побольше.
Учитель: «Возьмите в руку камешек, который побольше. Вы чувствуете тяжесть, не так ли? Пусть на одной ладони у вас будет прежний камешек, а на другой – который поменьше. Чувствуете, что маленький камешек значительно легче. Какой вывод вы можете сделать?». Ученики совместно с учителем обсуждают данный опыт.
Ученикам предлагается установить связь между массой и силой тяжести, получить график зависимости основываясь на математических знаниях
Вывод: Тяжелое и легкое – это означает сильное слабое притяжение к Земле.
задание 5 ( математика)
В записи решений найдите ошибку и выполните действия правильно.
10 — 5/9 = 10(9/9) — 5/9 = 10(4/9).
3(2/3) + 5(7/10) = 8(9/13).
4(2/3) х 1(2/7) = (15 х 9 )/(3 х 7) = (15 х 3 )/(1 х 7)=45/7=6(3/7).
4/5 : 4/7 = (4 х 4)/(5 х 7) = 16/35.
6(2/3) + 4(1/3) = 10(3/3) = 10.
минута отдыха : решение занимательных и логических задач. Выбери 5-6 вопросов, что нравятся тебе
Чего в шкафу не спрячешь? (Луч света)
Что идет, не двигаясь с места? (Время)
Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить. (Тень)
Горя не знаем, а горько плачем. (Облака)
3 курицы за три дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней? (48)
Половина - треть его. Какое это число? (1,5)
Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь, наоборот. (Дог - год)
Исправьте пословицу. “Без труда не накинешь и платка”.
(“Без труда не вынешь и рыбку из пруда”.)
Петух на одной ноге весит три килограмма. Сколько весит петух на двух ногах? (3 кг)
Изменение длины пружины равно С мм. Чему равно С, если длина пружины уменьшилась на 5 мм; увеличилась на 18 мм? (С = -5 ; С = 18)
Пять в квадрате? (25) Семь в квадрате? (49) А угол в квадрате? (Прямой или 90o)
Сосчитай - не ошибись: считаем до 30, вместо чисел кратных 3 произносим “ай да я”.
Проверку домашнего задания я хочу начать словами Л.Н.Толстого : Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что он представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе.
Проверка домашнего задания.
В некотором царстве,
В три девятом государстве,
Жили поживали,
Беды никакой не знали
Не очень современные,
Дроби обыкновенные.
Но пришел к ним повелитель,
Тиран, узурпатор, мучитель
Стал он дроби перемножать,
Складывать, делить и вычитать,
Сравнивать между собою
Не стало дробям покою
Повелитель тот правил не знал
И много ошибок он допускал.
Мы же люди современные,
Знакомы нам дроби обыкновенные.
Умеем делить их и вычитать,
Сравнивать, складывать и умножать.
Покажем свои умения,
Наберитесь только терпения.
Математика ….
Физика …
Задание 6 чудеса в таблице .
выбор правильного ответа при заполнении таблицы . При правильном ответе открывается буква на табло
Математика :
1. Равные части отрезка – ДОЛИ. Так как отрезок разделили на 5 долей, то одна доля
Называется
с)
а)
к)
в)
3. Одна вторая доля круга называется
у) четверть л) половина ж) жменя н) минимум
5.
5. Знаменатель дроби показывает на сколько долей
у) умножают ц)прибавляют э) думают д)делят
7. числитель дроби – сколько таких долей
Е) придумано о)взято а) отдано и) присвоено
9. у дробей с одинаковым знаменателем сравниваем
ы) числа ю) знаменатели м) настроение и) числители
Физика : Выбери правильный ответ.
2. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения силы?
ю) м/с с) кг и) Н т) Па.
4. Каким прибором измеряют силу?
к) силометр д) спидометр а) динамометр у) термометр
6) сила ,которая направлена к центру Земли называется
ы) трения ч) пользы р) тяжести й) трения
8. формула для вычисления силы тяжести :
В) P=m*g ж)F=P*m я) m=P*F б) G=m*g
Заполняем таблиц у и получаем слово ( буква открывается ,если правильный ответ)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
с | и | л | а | д | р | о | б | и |
Сообщение по математике : история дробей ( уч –ся )



Зная правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и основное свойство дроби, можно сформулировать правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.(Учащиеся формулируют правила.)
В правилах встретились слова: «привести к знаменателю».
Приведите дробь к знаменателю 24; а дроби к знаменателю 40. Будет ли число 40 наименьшим общим знаменателем этих дробей? Назовите НОЗ для них. Приведите эти дроби к НОЗ. Сравните их. Найдите сумму и разность.
А если встречаются смешанные числа? Покажите на примере
Еще добавлю материал
Сообщение по физике
Мультфиль про фиксики
По окончании урока школьники оценивают свое эмоциональное состояние по Шкале настроения. Им предлагается выбрать смайлики:
У меня плохое настроение Я равнодушен ко всему У меня хорошее настроение
По итогам каждого этапа урока учащиеся выставляют оценки в листы самоконтроля, в конце урока – итоговую оценку. Выигравшая команда получает дополнительный балл в итоговую оценку.
Учитель математики: Сегодня вы повторили основные свойства линейной и квадратичной функции, которые применяются при решении задач не только в математике, но и в физике. Мы с учителем физики хотели вам показать, что школьные предметы существуют не изолированно, а в тесной связи между собой.
Учитель физики: Уроки физики и математики позволяют показать учащимся неразрывную связь этих двух наук, продемонстрировать, что рассмотрение даже самых элементарных физических вопросов требует знаний математики. Чем сложнее изучаемое явление с точки зрения физики, тем более сложный математический аппарат требуется. Вывод: математика – основа физики.
На экране “Математические методы становятся не только методами, которые используются в механике, физике, но и общими методами для всей науки в целом”.
Итог урока
Итак, давайте вспомним, что вы делали на уроке.
Что является “ключом” достижения цели нашего урока?
Учителя физики:
Работа с графическим материалом на уроках физики не только повысила вашу математическую культуру, но и способствовала прочному усвоению физических знаний.
Объявление оценок за тест и практическую работу.
Учитель математики:
Дружить наукам можно вечно,
Вселенная ведь бесконечна!
Спасибо всем вам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
На уроке учащиеся получили две оценки по математике и две оценки по физике.
Лист технологической карты
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итого |
Математика | | | | | | | | | | | |
Физика | | | | | | | | | | | |
Барем:
«10»-
« 9 » -
« 8 » - и т.д.
Учитель: «Ну что ж, урок окончен.
Итог мы подведем:
Что нового узнали?
Понравилось что в нем?
Оценим наши знания.
Кто вклад, какой вложил.
И кто в конце урока
Оценку получил»
Подведение итогов урока - Фрагмент мультфильма «Пластилиновая ворона»)
«Идею этой сказки, а может и не сказки
Поймет не только взрослый, но даже карапуз.
Не стойте и не прыгайте
Там, где идет строительство или подвешен груз»
Ученикам предлагается вспомнить цели урока.
Домашнее задание:
математика :
составить две задачи:
1) по нахождению дроби от числа; или 2) по нахождению числа по его дроби.
Сделать иллюстрации к условиям задач. Решить составленные задачи.
Физика:
1. Придумать сказку о том, что было бы, если бы исчезла сила тяжести.
2. Подготовить сообщение о великом ученом Исааке Ньютоне.
3. Определить силу тяжести, которая действует на вас в районе вашего дома.
Вывод:
Учитель математики : “Математические методы вычисления десятичных дробей становятся не только методами, которые используются физике, но и общими методами для всей науки в целом” Соболев С.Л.
Учитель физики : Весь наш предшествующий опыт приводит к убеждению, что природа является осуществлением того, что математически проще всего представить.
А. Эйнштейн
Добавь еще какие виды заданий ты хочешь…хорошо…
9