5
Интегрированный урок технологии и информатики в 7 классе по теме: "Роль комнатных растений в жизни человека"
Раздел программы: Технологии ведения дома. Интерьер жилого помещения.
Тема урока: Роль комнатных растений в жизни человека. Творческая работа «Эскиз икебаны».
Цели урока:
образовательная – актуализировать знания учащихся по теме «Интерьер», о требованиях к оформлению помещений; выявить роль комнатных растений в жизни человека; познакомиться с новым понятием «икебана»; закрепить методы копирования и вставки в программе Microsoft Office Power Point 2003;
воспитательная – воспитывать у учащихся чувство ответственности, аккуратности, инициативности, трудолюбия;
развивающая – продолжить развитие эстетического вкуса, умения анализировать, обобщать, образно мыслить, воображать.
Новые термины (записаны на доске):
Методы проведения занятия: проблемный метод, беседа с закреплением материала в ходе урока, использование презентаций, фронтальный опрос, практическая творческая работа.
Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, история, экология, биология, информатика.
Материально-техническое оснащение:
Презентация по теме урока.
Экран, компьютеры, проектор.
Литература для внеклассного чтения учащихся: различные журналы с материалами по составлению икебаны.
Структура урока, методы и затраты времени
Этапы урока | Содержание этапа | Время урока |
Организация | Подготовка учащихся к уроку, проверка присутствующих | 0 - 2 |
Актуализация знаний | 1. Что такое интерьер? 2. Назовите основные качества интерьера. 3. Что такое композиция в интерьере? 4. Что такое зонирование? 5. Что входит в декоративное убранство жилища человека? | 3 - 8 |
Мотивация | Объяснение темы, цели, плана проведения занятий | 9-10 |
Формирование новых понятий, сравнительная характеристика | Изложение нового материала – просмотр презентации «Роль комнатных растений в жизни человека» | 11 - 20 |
Закрепление полученных знаний | . Практическая творческая работа «Эскиз икебаны» на ПК (периодический инструктаж по ТБ). | 21 - 35 |
Подведение итогов урока. Задание на дом | Тестирование. Просмотр эскизов икебан. §43, вопросы | 36 - 40 |
ХОД УРОКА
«У кого два хлеба, тот пусть продаст один,
чтобы купить цветок, ибо хлеб – пища
для тела, а цветок – для души»
Арабская пословица
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Там, где вырождаются цветы, не может жить человек. (Гегель Г.Ф.)
I. Организационная часть
1 слайд
1. Что такое интерьер?
2. Назовите основные качества интерьера.
3. Что такое композиция в интерьере?
4. Что такое зонирование?
5. Что входит в декоративное убранство жилища человека?
Постановка проблемы
Разгадать загадку на доске. Совершенно верно, сегодня мы поговорим о самом прекрасном декоративном убранстве жилища человека – о цветах!
2 слайд
1. Сообщение темы урока (интегрированный урок)
Какие цели на уроке вы сегодня перед собой поставите?
3 слайд
1. Сообщение целей урока
III. Изложение нового материала
Этот этап урока затрагивает следующие вопросы: понятие икебаны; история появления искусства составления букетов, требования к оформлению икебаны; цветовое решение оформления икебаны.
4 слайд
Жизнь человека связана с природой, а значит, и с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища, святыни, выражали благодарность за мужество и храбрость (дарили букеты), награждали за заслуги перед отечеством (надевали венки из лавра) и т.д. Так, в Бирме, Индии и в некоторых других странах до наших дней сохранился обычай украшать гирляндами из цветов почетных гостей.
5 слайд
Обычай украшать жилище растениями, возможно, возник в стране с резко выраженной сменой времён года, чтобы задержать дома зеленый островок живой природы.
6 слайд
По мере открытия новых земель и роста культурных и торговых связей между народами в Европу вместе с богатствами завозились семена, корни и луковицы необычных растений. Одними из первых заморских диковинок были лимонные и апельсиновые деревья.
7 слайд
Для них создавали специальные помещения — теплицы (позднее они будут названы оранжереями), зимние сады. В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были князь Голицын и граф Шереметьев.
8 слайд
Опыт многих поколений садоводов позволил отобрать из тепличных коллекций виды растений, наиболее устойчивые к микроклимату жилища. Они использовались для украшения парадных помещений. Размещали их на жардиньерках или подставках.
9 слайд
Жардиньерка цветочный столик, корзинка, этажерка или красиво сделанный ящик для цветов, выращиваемых в комнатах, на балконах, верандах и т. п..
Постепенно сформировались правила содержания растений в закрытых помещениях. И теперь редко встретишь дом, в котором бы не нашлось ни одного растения.
10 слайд
Комнатные растения создают иллюзию контактов с природой. Красотой форм, окраской, благоуханием они благотворно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение, гасят нервозность.
11 слайд
Растения — санитары жилых помещений. Они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микроорганизмы.
Ученые выяснили: хлорофитум, плющ, хризантема и алоэ являются высокоэффективными очистителями воздуха.
В современных панельных домах из железобетона влажность воздуха гораздо ниже нормы – почти как в пустыне. И тут на помощь может прийти уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис – циперус. Он сам очень любит влагу, поэтому горшок с ним ставят в поддон с водой.
Нет нужды говорить о том, как плохо чувствует себя человек в душном помещении. Причем дело здесь не в недостатке кислорода как такового, катастрофически не хватает его отрицательных ионов, число которых, кстати, быстро уменьшается, когда в комнате работает телевизор или компьютер. Но, оказывается, есть комнатные растения, которые выделяют такие же ионы, делая воздух свежим и легким для дыхания. Это хвойные - туя, криптомерия.
Желательно, чтобы в доме был хотя бы один куст герани. Герань не только мух отгоняет, но и дезинфицирует воздух. А то, что герань помогает при головной боли и способна изгонять из дома злых духов и прочую нечисть, известно еще издревле.
Но, пожалуй, лучше всего поддерживает и корригирует биополе человека роза. Недаром ее называют царицей цветов. Кустик комнатной розы поможет вам избавиться от излишней усталости и раздражительности.
13 слайд
Икебана – новая жизнь цветка
Живем мы легко в мире грёз и растений.
Понятен нам добрый язык икебаны.
Пускай не цветы, но хотя бы их тени.
Стихи и рисунки о них – нам желанны.
14 слайд
Икебана - японское искусство
Слово икебана в переводе с японского означает «новая жизнь цветов». «Ике» значит путь, а «бана» - цветы, таким образом, вместе выходит - новый путь, новая жизнь цветов. Срезая цветы, ветки, мы даем им новую жизнь, стараясь при этом не подражать природе.
15 слайд
Икебана зародилась в Китае в VII веке. Ее изобрел буддистский священник, изначальна она служила в качестве приношения богам, Буддам и создавалась только монахами. Первоначально икебаны делали только мужчины. В настоящее время этим занимаются в основном женщины, но в древности этим занимались исключительно мужчины-монахи. Впоследствии икебану переняли японцы, и, как это часто бывало, они переделали его на свой манер и развили это искусство. Сегодня японские и китайские икебаны значительно отличаются друг от друга.
16 слайд
В наши дни икебана стала традиционным японским искусством, таким как чайная церемония. Каждая японка при подготовке к свадьбе должна была обучиться искусству оформления икебаны.
17 слайд
Каждое растение или цветок в икебане имеет символическое значение. Так, ива и сосна означают долголетие и выносливость, бамбук - жизнестойкость, цветущая ветка сливы - смелость и энергию, ирис - честь. Композиция из веточек криптомерии оберегает от нечистой силы, сосна и роза символизируют вечную молодость, сосна и сакура - преданность и рыцарство, слива и пион - молодость и процветание, пион и бамбук - процветание и мир.
IV. Практическая работа
На этом этапе урока проводится работа в Microsoft Office Power Point 2003
Необходимо выполнить эскиз икебаны (составить из предложенных материалов свой букет).
По окончании работы презентация лучших работ по следующим критериям: выбор цветового, дизайнерского и орнаментального решения.
V. Итог урока
Тестирование за компьютером.
Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнала…
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
VI. Домашнее задание
. Изобразить в тетради оформление икебаны в цвете к празднику ( например : 8 Марта, Новый год, свадьба, день учителя … )