Интегрированный урок литературного чтения и урока технологии, 2 класс.
Тип урока: «Урок открытия нового знания».
Тема: Интегрированный урок технологии и внеклассного чтения. Экскурсия в типографию. Стихи о весне.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: -индивидуальная, парная, фронтальная
Средства обучения: - ПК, мульти проектор, портрет А. Плещеева; выставка книг, учебник, мультимедийная презентация.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивационно - деятельностный момент | Настрой на работу Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, Пожелайте мысленно удачи. | Подготовка класса к работе. Дети настраиваются на урок | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Выявляет уровень знаний. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает . (книга) Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Нужно грамоте учиться. (книга) - что такое книга? ( один из видов печатной продукции) - где можно взять книгу? ( в библиотеке, купить в магазине) - в магазин откуда доставляют книги? ( из типографии) - что такое типография?( полиграфическое предприятие, выпускающее печатную продукцию) Экскурсия в типографию (слайды 1 – 8 ) | Ученики отгадывают загадку. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические-анализ объеков с целью выделения признаков. |
3.Постановка учебной задачи | Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации. Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла ... (весна) | Ответы детей Дети разгадывают тему. Ученики читают наизусть стихотворения Ф. Тютчева по выбору. | Регулятивные: целеполагание; Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков |
4.Определение темы урока | Может кто – то догадался, что мы будем делать сегодня на уроке? (говорить о весне) - Надо найти связь между весной и типографией? (Слайд 9) | | |
5.Практическая работа | Создание книги Сейчас мы с вами будем в роли работников типографии, будем создавать книги о весне. У вас уже имеются все заготовки, вам необходимо все листы собрать в переплёт. Вспомните поэтов, кто писал о весне. | Самостоятельная работа детей Называют авторов | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические-анализ объеков с целью выделения признаков. |
6. Работа над стихотворением. Речевая разминка | Прочитайте стихотворение «жужжащим» способом. Весенняя гостья Милая певунья, Ласточка родная, К нам домой вернулась Из чужого края. Под окошком вьётся С песенкой живою: «Я весну и солнце Принесла с собою…» К. Льдов Вспомните поэтов, кто писал о весне. | Речевая разминка Задание по рядам- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп. - Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп. - Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос. - Начните читать громко и постепенно переходите на шёпот. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Разговор об А. Н. Плещееве Слайд 10 Что вы знаете об этом поэте? Рассмотрите портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893) – замечательный русский поэт, писатель, переводчик. Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле. Алеша провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность. В 1872 г по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала "Отечественные записки". Алексей Плещеев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря. Своим современникам, писавшим для детей, он говорил так: «Помните, что маленькие читатели – будущие строители жизни русской. Научите их любить добро, родину, помнить свой долг перед народом». | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное знакомство Физкультминутка для глаз Физкультминутка | Словарная работа Слайд 11 Что обозначают данные слова? Слайд 7 Найдите слова синонимы? Чтение стихотворения «Весна» Слайды 12-20 — Что описывает поэт? — Какие картины весны наблюдает поэт? — С каким настроением говорит о них? Воспользуйтесь словарём настроения. Слайд 21 —Какие строчки из стихотворения придают праздничное настроение? —Прочитайте стихотворение. Какой литературный приём использует автор? Найдите подтверждение текстом. Работа на компьютере. Слайды 22 - 24 Вставьте пропущенные олицетворения «Уж тает снег,…… ручьи». « Засвищут скоро соловьи И лес ……. листвою»». «Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце……» Чтение стихотворения «Сельская песенка» —Как вы думаете, о чём оно? —Слышали вы это стихотворение раньше? —Кто помнит? —Нравится ли весна поэту? —Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну? —С какой просьбой обращается поэт к ласточке? —Какие приметы весны можно увидеть, а какие - услышать? —Найдите и прочитайте о них. Работа в парах —Прочитайте стихотворение самостоятельно, обращая внимание на знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению, воспользуйтесь памяткой. —Какая пара прочитала выразительнее? | Значение непонятных слов смотрят в словаре С. И. Ожегова Учитель читают стихотворение, а ученик (подготовленный) на компьютере иллюстрирует. Приход весны Ответы детей Олицетворение (бегут ручьи, повеяло весною, лес оденется, пора миновала, солнце стало) Работа в парах Дети сами выбирают стихотворение, распределяют строфу, тренируются читать, а затем читают. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция. |
6. Закрепление изученного | Слайд 25 Возьмите карточки и соотнесите название стихотворения с автором. «Весенние воды» А. Плещеев «Весна» Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» «Сельская песенка» | Взаимопроверка | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Подошёл к концу наш урок. Стихи какого русского поэта мы сегодня читали? О чём эти стихи? -Какой приём использует поэт, чтобы мы могли ярче представить весенние картины? — Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихи? - Все ли мы сказали на уроке или есть еще над чем подумать и поразмышлять? Выбери утверждение Слайд 25 На уроке я работал: активно, пассивно Своей работой я: доволен, недоволен За урок я: устал, не устал Материал урока мне: понятен, интересен; непонятен, бесполезен. | Ответы детей | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |
8. Домашнее задание | ( Задание на выбор) Я предлагаю вам такие задания. Они перед вами на карточке голубого цвета, прочтите, вдумайтесь. Слайд 26 1. Найти в библиотеке книги А. Н. Плещеева. Прочитать одну из них. Рассказать о прочитанном. 2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Плещеева «Сельская песенка», можно объединиться в группы. ( Обязательное задание) 1. Выразительно читать стихотворение. 2. Выучить одно стихотворение наизусть (на выбор). | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |
Соотнесите название стихотворения с автором.
«Весна» Ф. Тютчев
«Зима недаром злится…» А. Плещеев
( Задание на выбор) Я предлагаю вам такие задания. Они перед вами на карточке голубого цвета, прочтите, вдумайтесь.
1. Придумать свою историю о весне.
2. Найти в библиотеке книги А. Н. Плещеева. Прочитать одну из них. Рассказать о прочитанном.
3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Плещеева «Сельская песенка», можно объединиться в группы.
1. Выразительно читать стихотворение.
2. Выучить одно стихотворение наизусть (на выбор).
Из чужого края.
К. Льдов