СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интеллект-карта как один из методов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Интеллект-карта как один из методов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»»

«Интеллект-карта как один из методов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Цель проекта – показать эффективность использования метода Интеллект-карт ( карты мыслей) для формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

  1. Прокомментировать эффективность применения одного из методов (составление Интеллект-карт) для формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы на конкретных примерах.

  2. Изучить достоинства Интеллект-карты, инструкцию по её созданию.

  3. Представить технологию работы с интеллект-картой.

Целевая аудитория – учителя, работающие в 5-11 классах

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши

Читательская грамотность – это основа основ любого вида функциональной грамотности, способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Современный учитель сталкивается с проблемой: ученик текст прочитал, но не понял его, то есть не может использовать информацию из этого текста. Обучающийся не может ответить ни на вопросы, не может ни пересказать, ни решить задачу, потому что не понял содержание. Нужно учить продуктивному чтению, то есть формировать индивидуальное осмысление текста. Ян Амос Коменский о чтении сказал так: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать». Каждый учитель понимает, как важно научить ребёнка читать осмысленно. Только когда ученик поймёт важность чтения и книга станет для него необходимостью, мы сможем говорить о качественном образовании. Существует множество методов, которые могут помочь сформировать читательскую грамотность. Одним из продуктивных методов является создание Интеллект-карты.

Метод «Интеллект-карт» создал американский учёный и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен. Именно он придумал этот удобный и эффективный метод записи и организации информации. Интеллект-карта — это графическое, многомерное представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея.

Одной из задач метода Интеллект-карт является формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста, то есть ученик при необходимости повторно перечитывает части текста (правило, формулу), намеренным выделением важных или непонятных слов, словосочетаний, и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания текста для последующего пересказа (рассказа, сообщения, обсуждения). Технология интеллект-карт учит бережному отношению к тексту, одновременно формируя навык осознанного чтения, навык читательской грамотности. С помощью интеллект-карт можно глубже вникать в читаемый текст, останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на новую тему и находить новую идею. Метод интеллект-карт созвучен содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении детей.

Технология интеллект-карт – это техника представления любого процесса, события, мысли, идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. Интеллект-карта – это простой и уникальный метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Технологию интеллект-карт, как способ развития смыслового чтения, можно использовать на всех учебных предметах, а не только на уроках литературы.

Почему выигрышна именно такая форма? Любая входящая информация должна сначала сформироваться в образ. Тогда она запомнится гораздо легче и на более долгий срок. Роль карт – упорядочивание, систематизация, наглядное представление информации. Все основные данные можно уместить на одном большом листе. Мозг мыслит не линейно, а ассоциативно, поэтому для большинства людей интеллект-карты – подходящий инструмент планирования или работы с большим объемом данных.

Интеллект-карта имеет свои отличительные свойства по сравнению с другими методами обучения:

- наглядность: вся тема (проблема) видна целиком с её многочисленными сторонами;

- запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию символов рисунков и цвета, информация легко запоминается;

- творчество: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения проблемной задачи;

- привлекательность: интеллект-карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно;

- своевременность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

- возможность пересмотра интеллект-карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить её и также рассмотреть новые идеи.

Преимущества метода Интеллект-карт перед другими методами:

-  экономия 50 % времени на конспект;

-  концентрация информации на важных моментах;

- визуально четкие ассоциации;

- улучшение запоминания;

- метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока: изучение нового материала, закрепление материала, обобщение материала,

написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы, подготовка проекта, презентации, аннотирование, конспектирование.

Данный метод дает возможность учителю:

  повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся;

  развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;

  активизировать деятельность;

  выявлять причины когнитивных затруднений;

  корректировать знания учащихся.

Инструкция создания интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.

  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

  • Каждая ветвь имеет свой цвет.

  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

  • Ветки должны быть изогнутыми.

  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Технология составления Интеллект-карты.

Интеллект-карта по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Выбираем тему, идею, предмет, объект, образ, то есть то, о чём будет интеллект- карта, например: «Отцы и дети». Рисуем или пишем объёмный, цветной образ темы в середине листа бумаги. Ассоциируем - записываем на отдельном листке всё, что приходит в голову в связи с образом темы, например: Марьино, университет, учёба, красная рука, запонки с опалом, Базаров, виолончель и Пушкин, Анна Одинцова, нигилизм, споры- дуэли, любовь. Наводим порядок в словах-ассоциациях - группируем по смыслу. Базаров, «дети», нигилизм, «ученики», испытание любовью, смерть. Павел Петрович, «отцы», принципы, искусство. Намечаем структуру карты — подбираем ключевые слова и ключевые фразы к сгруппированным словам-ассоциациям. К нарисованному образу предмета добавляем ветви — основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов. Соблюдаем размеры ветвей и расстояния между ними. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток. Оживляем карту рисунками, символами, смайликами, графикой, всем, что со словами ассоциируется. Отделяем заполненные ключевые ветви друг от друга цветными блоками. Устанавливаем объективные связи между блоками или их элементами.

Методика работы над интеллект-картой с учащимися

1 этап - знакомство учащихся с понятием «интеллект-карты» и алгоритмом их построения.

2 этап - анализ готового образца.

Использовали свои интеллект-карты в качестве наглядного пособия с целью изучения или закрепления нового материала. Некоторые создали на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания.

3 этап - совместное составление интеллект-карты на уроке

4 этап - работа в паре, группе.

На этом этапе работы ставится задача выработать первоначальные умения и навыки у обучающихся (оформление карты, умение выделять основное понятие, главную мысль, существенную информацию из текста, отбирать главное и второстепенное). А для того чтобы появились навыки, необходимо работать над учебным материалом на основе метода интеллект-карт, подробно изучать текст, искать разнообразные связи, разбирать возникшие ошибки.

5 этап - индивидуальная работа в классе и дома.

Учащиеся самостоятельно создавали карты в ходе изучения теоретического материала (самостоятельно прочитывали информацию, выделяли центральное понятие, устанавливали связь между центральным понятием и его ветвями, отсекали излишнюю информацию, и, наконец, представляет информацию в виде разветвлённой граф-схемы. А затем участвовали в публичной защите (обсуждении) своей карты, вносили коррективы и составляли окончательный вариант карты).



Таким образом, мы видим, что интеллект-карты позволяют сделать обучение увлекательным и творческим; дают возможность проводить непрерывный мониторинг в различных областях, эффективны для организации коллективной деятельности, работы в группе, паре, индивидуальной работы. Учащиеся добиваются хороших результатов при работе с текстом, сворачивая и разворачивая информацию; лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.Учитель понимает, что современному ученику нужно продуктивное, вдумчивое чтение, направленное на возможно более точное и полное понимание основного содержания текста с сохранением подробностей и деталей. Интеллект-карта концентрирует внимание ученика на всех основных аспектах содержания текста.



Список литературы:

1. Бьюзен Т. Интеллект – карты. – ООО Манн, Иванов и Фербер, 2018.

2. Бершадская Е.А. Применение метода интеллект - карт в учебном процессе. // Электронное издание «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: сборник научных статей международной научно-практической конференции, 19-21 июня, 2012 г.» М.: ФГАОУ АПК и ППРО, 2012.

3. Каримова М.А., Гизатулина О.И. Развитие мышления и творчества на уроках литературы с помощью метода интеллект – карт // Молодой ученый. – 2016. - №3. – С.837-841.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!