Бонадысева Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №6»
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2024 год
Целью современного образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира. Особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя.
В наше время мы имеем доступ к огромному потоку информации и детям необходимо ориентироваться в ней, выбирать, запоминать и уметь правильно воспроизвести полученные данные. Чтобы это сделать правильно, нужно научить ребенка работать с этой информацией. Для реализации этого на уроках существует множество технологий, среди них метод составления интеллект-карт. Основная идея технологии – это формирование умения перерабатывать большой объем информации и изображать ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений.
Рождение данного метода связано с именем Тони Бьюзена, известного британского писателя, лектора и консультанта, который, в свое время стараясь ответить на вопрос «Как научить учиться?», заинтересовался возможностями мозга. В итоге, соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал «интеллект-карты» («Mind Maps»). Английское слово «mind-maps», переводится как «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «ментальные карты» или «карты мышления», но чаще всего в используется термин «интеллект-карта». Впервые эта теория была представлена миру весной 1974 г., после публикации книги «Работай головой».
Интеллект-карты—это метод позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Метод интеллект-карт «заставляет» работать оба полушария мозга. Использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным. «Эффективность интеллект - карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Учащиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Интеллект - карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи» (Бершадский М. Е.).
Технология обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках интеллект-карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой.
Технологию возможно использовать на каждом этапе современного урока. Интеллект – карта - способ работы с различными текстовыми источниками информации для организации индивидуального усвоения. Этот процесс называют аннотированием. Важно, что понятие аннотирования относится не только к изложению содержания книг, учебников. Аннотировать можно лекции, статьи, телепередачи, кинофильмы, компьютерные программы и любые другие источники информации. Очевидно, что так понимаемое аннотирование является одной из основных составляющих информационной компетентности. Можно говорить о сжатии текста и его сборке. Первый способ предполагает наличие текста, выстроенного в словесной форме. Этот первоначальный текст проходит операции:
сжатия (из него убираются словесные структуры, обладающие нулевой информативностью или близкой к нулю смысловой значимостью;
замены словесных конструкций на знаковые (стрелки, рисунки, графики, диаграммы);
преобразование текстовых форматов, характеризующих причинно-следственные и другие связи, в схемы;
дополнение рисунками;
изменения объема за счет приема гипертекстуальности, т.е. перевода уточнений и расширений (которыми можно пренебречь при анализе ключевых идей текста) в иную плоскость рассмотрения;
дополнения текста мультимедийными фрагментами (в случае выполнения на компьютере интеллект-карты);
построения новой структуры (композиции) текста, в том числе и отказ от линейности.
Рисование ментальных карт – интересная, необычная и увлекательная совместная деятельность с обучающимся, почти игровая, но в тоже время это – эффективный способ работы с выбранной темой.
Преимущества использования ментальных карт в работе с одаренными детьми:
• задействует оба полушария головного мозга;
• повышает желание работать в выбранной тематике;
• помогает запоминанию материал;
•помогает быстрому и полному обзору темы;
• можно использовать для создания конспектов лекций, докладов, выступлений, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработки проектов, презентаций;
• улучшает все виды памяти;
• развивает познавательную активность;
• формирует орфографические и пунктуационные навыки;
• помогает коллективному решению сложных задач;
• предусматривает как индивидуальную, так и коллективную работу;
• помогает проявить творческий подход к изучаемой теме.
Ключевые моменты в обучающем процессе, которые делают интеллект-карту полезной в использовании:
• наглядность – вся выбранная тема предстает перед вами со всеми нюансами;
• привлекательность – правильно созданная, хорошая интеллектуальная карта интересна и привлекательна для детей и эстетична;
• запоминаемость – использование образов и цвета способствует усвояемости информации;
• своевременность – с помощью интеллект-карты легко понять какую информацию нужно добавить в тему и легко диагностировать недостаточность знаний у детей;
• творчество – интеллектуальная карта стимулирует творчество, помогает искать пути решения в сложных вопросах.
• можно использовать в разных возрастных группах.
Адаптирование метода интеллект-карты в обучении младших школьников – процесс длительный, требующий немалых усилий, в первую очередь, со стороны педагога. Внедрение метода интеллект-карт в процесс обучения в начальной школе должно осуществляться поэтапно.
На первом этапе интеллект-карта может использоваться в качестве наглядного пособия, составленного учителем с целью изучения или закрепления нового материала. При этом учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания.
Первоначально дети моего класса составляли простые схемы, рисунки, затем овладев техникой, ребята стали четко представлять алгоритм составления интеллект карт.
Вторым этапом освоения метода интеллект-карты должна стать групповая работа по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с подробным алгоритмом построения. (Приложение 1- алгоритм)
Третий этап - В дальнейшем при сформированном навыке составления «интеллект-карт» в группе можно перейти к составлению индивидуальных интеллект-карт, также сначала процесс будет происходить под руководством учителя, а в дальнейшем перейдет в сформированный навык.
Правила оформления интеллект-карт
Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат — A4. Лист необходимо расположить горизонтально.
В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания.
От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви
Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие
Использовать желательно печатные буквы
Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки
Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм, который позволяет вам лучше ориентироваться на диаграмме
Сделать интеллект-карту качественней и наглядней можно путем добавления в нее цвета, общепринятых аббревиатур и рисунков.
Также карте можно придать трехмерную глубину, это добавит ей привлекательности, занимательности, а также сделает ее более наглядной. Данные мероприятия, прежде всего, направлены на лучшее запоминание информации, которая "зашифрована" в вашей интеллект-карте.
Начинать следует с красочной цветной картинки в центре.
Все слова должны быть написаны большими буквами.
Конструктивно все предложения должны быть визуально связаны между собой.
Не нужно слишком часто использовать ключевые слова.
Требуется фиксировать абсолютно все, что приходит в голову по заданной теме.
Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты. Их главное назначение - задавать направление.
Используйте цвета. Цвет играет роль одного из важнейших средств совершенствования памяти и творческих возможностей.
Используйте кодирование информации. Например, можно разработать собственную систему простых для запоминания кодов и использовать ее во всех своих записях и конспектах.
Стремитесь к ясности в выражении мыслей. Неясное выражение мысли затрудняет ее восприятие. Если записи ведутся обычным беглым почерком, это скорее помеха, нежели помощь памяти.
Используйте печатные буквы. Печатные буквы имеют стандартную удобочитаемую форму, что дает возможность мозгу с большей легкостью их «фотографировать». Использование печатных букв также стимулирует стремление к лаконичности и краткости.
Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. Линия, или ветвь, служит «скелетом», на который надета «плоть» в виде слов, образов, кодов и т. п. С помощью ветвей интеллект-карта приобретает структурную организованность и аккуратность; от того, как организованы ветви, зависит, будет ли карта ясной и легкозапоминаемой.
Существует и множество цифровых сервисов, которые предлагают удобные инструменты и готовые шаблоны для создания интеллект-карт:
MindMeister,
Miro,
XMind,
MindMup,
Mind42 и другие.
Их преимущество в том, что можно аккуратно и быстро вносить исправления, а также прикреплять заметки, сноски, изображения, ссылки на дополнительные материалы. Как правило, подобными сервисами можно пользоваться бесплатно с набором стандартных функций — или же предлагается бесплатный пробный период.
Виды ментальных карт
Все майндмэпы составлены по одному принципу — от целого к частному, — но имеют разный вид. Рассмотрим самые популярные.
Схема-иерархия. Главная тема в центре, и от неё идут ветви второго уровня, от них — третьего и так сколько необходимо.
Блок-структура. Основная мысль сверху, от неё ветви второго порядка, которые делятся на третий и далее.
Рыбья кость. Основная мысль слева, а второстепенные расходятся вправо. Подходит для выстраивания хронологического порядка.
Алгоритм построения интеллект-карты (Бьюзен Т.)
Учащиеся берут лист бумаги формата А3 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа) цветные карандаши, фломастеры.
Кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или, слово, обозначающее тему, проблему урока (центральное понятие).
От центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации. Рисуя интеллект-карту, применяют, как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки.
От каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек – уточнение понятий.
Как я использую прием интеллект-карт на уроках?
Я придерживаюсь следующих этапов создания интеллектуальной карты:
- использую доску, лист бумаги, , цветные карандаши, ручки, фломастеры, наклейки, вырезки;
- в центральный круг помещаем изучаемое понятие (вписываем тему, слово, личность, объект, систему, явление);
- от него рисуем расходящиеся лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше; на них вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием;
- изображаем ветви второго порядка, на которых помещаем ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня.
Смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.
При изучении темы «Гидросфера» на уроке окружающего мира лучиками станут такие понятия, как мировой океан (лучами второго порядка станут названия океанов), поверхностные воды (ассоциации — орошение, обводнение) и подземные воды (лучи — почвенные, артезианские, грунтовые). При изучении темы «Петр Первый» главными ветвями могут быть: биография царя, правление, интересные факты, кораблестроение, достижения.
В учебники «Русский язык» (авторов С. В. Иванова, М.И. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой – М.: Вентана-Граф, УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой) интеллект-карта дана на развороте учебника при изучении частей речи.
При изучении произведений А.С. Пушкина на литературном чтении лучами первого уровня будут выступать сказки, поэмы, стихи, проза, биография, Пушкин в культуре. Для ветви сказки, ветвями второго порядка станут названия сказок, а ветвями третьего уровня — изображения героев.
Интеллект-карта должна отвечать принципам наглядности (разноцветные линии, картинки, сигналы) и полноты (мысль должна раскрываться со всех сторон). После того, как ассоциативная карта готова, мы выполняем следующие действия:
- выбираем ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия);
- расставляем приоритеты между ветвями (выделяем главное и второстепенное).
Вывод.
Процесс построения интеллект-карты помогает обучающимся выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) цепочки событий. Она доступна и легка в работе, не требует продолжительной подготовки информации. Интеллект-карты обучающиеся могут заполнять самостоятельно, проявляя инициативу и творчество (как, что и где нарисовать), выбирать способ работы (рисунок, коллаж и т.п.). У обучающихся формируется привычка соблюдать правила, умение работать в команде. Главное достоинство технологии − ее универсальность, методика построения интеллект − карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.
Список литературы
Тони Бьюзен Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления/ переводчик Константинова Ю. – Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2019 г., 208 с.
Интернет-источники
https://урок.рф/library/formi_i_metodi_organizatcii_uchebnoj_deyatelnosti_m_112056.html
http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6989/2/01Brusnitzina.pdf
https://урок.рф/library/tehnologiya_intellektkart_kak_sredstvo_formirova_110119.html
https://урок.рф/library/ispolzovanie_intellektkart_v_rabote_s_odarennimi_154314.html
https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-10057
Окружающий мир. Тема: «Домашние животные» .(образцы не мои)
Окружающий мир. Тема: «Природные зоны. Широколиственные леса».
Окружающий мир. Тема: «Природные зоны. Тайга».
Окружающий мир. Тема: «Полезные ископаемые».
Литературное чтение. Устное народное творчество.