Тема:
«Интеллектуальная деятельность как важная составляющая развития классного коллектива»
Способности не только проявляются
и существуют в деятельности, они
в деятельности создаются и в
деятельности развиваются.
Б. М. Теплов
План выступления:
Интеллектуальная деятельность как важная составляющая развития классного коллектива
Развитие классного коллектива через систему кружковой работы:
а) Цели, задачи
б) Методический материал, используемый в работе с детьми (фрагмент видеоматериала занятия кружка «Грамотеи»)
3. Практический выход:
а) олимпиады
б) интеллектуальные игры
4. Учитель – основное звено в процессе формирования классного коллектива.
Форма выступления: анализ работы классного руководителя.
Современная образовательная ситуация и введение новых ФГОС выдвинула новые требования к организации деятельности педагогов - классных руководителей.
Цель деятельности классного руководителя при введении новых ФГОС – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи и формы работы определяются запросами, интересами, потребностями, возможностями детей и их родителей, условий класса, школы, общества, возможностями педагога. Главной задачей воспитания подрастающего поколения в современном быстро меняющемся мире, является формирование позитивной, созидательной, творческой личности, ориентированной на успех. От педагогов, воспитателей и родителей зависит развитие потенциальных возможностей и талантов, заложенных в каждом маленьком человеке.
Учитель, как участник совместного поиска, создает условия для расширения кругозора, развития познавательного интереса, творческой инициативы и самостоятельности в поиске способов решения нестандартных задач.
Интеллект - это способности мышления. Интеллект не даётся от природы, его надо развивать на протяжении всей жизни.
А что значит интеллектуальные способности?
Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.
В свою очередь интеллект характеризуется:
- эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;
- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
- вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.
Придерживаюсь мнения тех, кто считает, что интеллектуально развивать ребёнка надо как можно раньше. Так как я являюсь учителем начальных классов, то эту задачу я ставлю перед собой, когда беру класс.
Мне очень нравится высказывание Ж. Ж. Руссо о талантливых детях, которое я пытаюсь внушить детям и которым я пользуюсь при выборе форм работы с обучающимися.
«Вы талантливые дети!
Когда-нибудь вы сами приятно удивитесь, какие вы умные, как много знаете, как много умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Коллектив формируется, когда объединён каким-то общим делом. Это могут быть экскурсии, игры, поездки, коллективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления, интеллектуальные марафоны в классе
… В своей работе я всё это использую, но хочу подчеркнуть значимость развивающих творческих объединений. У меня их 4 («Мышематика», «Грамотеи», «Учусь создавать проект», «Успешное чтение»). Первые три объединены общей программой «Школа мудрецов».
Целью которой ставлю: формирование и развитие интеллектуальной активности, поддержание устойчивого интереса к обучению.
Задачи:
Определить круг реальных учебных возможностей каждого ученика, его ближайшую зону развития;
Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Она рассчитана на 4 года.
Методический материал, который я использую.
Курс «Учусь создавать проекты» составлен на основе авторской программы Р.И.Сизова и Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект» Методическое пособие. М: Издательство РОСТ книга , 2011г.
Математика Дракоша. Занимательные задания для учащихся 1-2 класса. Е. М. Кац, А. Ю. Шварц. М: Издательство МЦНМО, 2018г.
Издание для досуга. Серия «Умный блокнот». Русский язык. Словарные слова. Авторы-составители: Куликова Е. Н., Овчинникова Н.Н. М: Издательство Айрис-пресс, 2017г.
Понимаю психолого-педагогические особенности первоклассников, поэтому ввожу игровые моменты. В результате использования на уроках специальных игр, игровых приёмов и ситуаций у детей развивается речь, формируется мышление, воспитывается коммуникативность, любовь и привычка к интеллектуальным занятиям. Обучение в игровой форме получается более интересным, занимательным и результативным.
Просмотр видеофрагмента занятия творческого объединения «Грамотеи».
Выход: интеллектуальные игры (окружная игра «Грамотеи» - 1 место , участие в городской игре «Успешное чтение»), школьные и окружные олимпиады (1 место по математике, 2 место по русскому языку, 2 место по чтению), городская олимпиада по математике на базе педколледжа (лауреат), конкурсы в рамках проекта "Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности".
Использую каждую возможность, чтобы дети могли проверить себя, испытать ситуацию успеха. Анализируем, если результат не соответствует ожиданиям.
Важной частью являются интеллектуальные игры, где ребята не только проверяют, что они знают, но и узнают новое. Кроме того, они учатся работать в команде, что тоже важно для интеллектуального развития классного коллектива.
Классный коллектив интересен. Если в нём есть яркие личности. Конечно, мы работаем с теми, кто к нам пришёл. Коллектив формируем из детей, которые оказались вместе помимо нашего желания. Однако перспективы развития ребенка, а значит и классного коллектива во многом зависит от наших усилий, нашего терпения и вложенного труда.
Классный руководитель играет важную роль в формировании коллектива. В зависимости от используемых методов и способов действий классного руководителя зависит становление этого коллектива и каждой отдельной личности.
Правильно выбранные способы действия позволяют удовлетворять потребности коллектива, а значит и потребности отдельной личности. Таким образом, формируется самооценка участников коллектива. А в младшем школьном возрасте это особо важно.
Закончить свою работу мне хочется словами:
Особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях его обучения и отношения к нему. Решающая роль в обеспечении таких условий принадлежит, конечно, учителю.
Участие в литературной игре в рамках проекта
"Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности".
Победа в окружной игре по русскому языку «Грамотеи»