Интеллектуальная готовность ребёнка к школе - это способность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности ребенок должен научиться устанавливать причинноследственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.
Интеллектуальная готовность – это определенный уровень развития психических познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи), и учебных навыков, кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.
Теоретические основы формирования интеллектуальных умений
Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др).
При этом особый акцент обращен к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности, к способам его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала.
Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.
Одним из первых Л.С.Выготский сформулировал мысль, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, т.е. в качественных особенностях детского мышления. По мнению Л.С.Выготского, быть готовым к школьному обучению значит прежде всего обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
А.В. Запорожец отметил, что если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно.
Первой ступенью умственного или интеллектуального воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста
В настоящее время сенсорное воспитание (от лат. Sensus чувства) определяется дошкольной педагогикой как специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурной человечества с целью развития ощущений, восприятия и представлений о внешних свойствах предметов.
Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию, к концу старшего дошкольного возраста проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами - алфавитом, цифрами, умеет пользоваться моделями и схемами, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Умение соотносить план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих данные объекты, свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития различных форм детского мышления (наглядно-образного, понятийного). На это обстоятельство особенное внимание обращал А.В. Запорожец.
А.В. Запорожец выдвинул идею о том, что процесс формирования у детей новых действий и приёмов познавательной деятельности протекает по-разному в зависимости от того, на какой из стадий развития интеллекта находится ребёнок.
Обобщая, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
Существует множество методик и тестов на определение интеллектуальной готовности ребенка к школе .
Примеры методик и тестов.
Развитие памяти Уровень развития мышления.
Методика «10 картинок»
Ребенку предъявляются 10 картинок, с изображениями предметов или животных. Его просят посмотреть на картинки внимательно и запомнить их. Время для запоминания ограничено 30 секундами. Затем картинки убирают и предлагают ребенку назвать те, которые он запомнил.
Тестовая беседа «Кругозор».
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
Назови свои фамилию, имя, отчество.
Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
Ты девочка или мальчик?
Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
У тебя есть брат, сестра?
Кто старше?
Сколько тебе лет?
А сколько будет через год?
Через два года?
Сейчас утро или вечер (день или утро)?
Когда ты завтракаешь – вечером или утром?
Когда ты обедаешь – утром или днем?
Что бывает раньше – обед или ужин?
Где ты живешь?
Назови свой домашний адрес.
Кем работает твой папа, твоя мама?
Ты любишь рисовать?
Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень?
Почему ты так считаешь?
Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
Почему снег бывает зимой, а не летом?
Что делает почтальон, врач, учитель?
Зачем в школе нужна парта, звонок?
Ты хочешь пойти в школу?
Покажи свой правый глаз, левое ухо.
Для чего нужны глаза, уши? Каких животных ты знаешь? Каких птиц ты знаешь? Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки? Что надо сделать если сломал чужую вещь?
Методика «Последовательность событий».
Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ. Средний уровень выполнения задания - ребенок правильно нашел последовательность, но не смог самостоятельно составить хорошего рассказа, но справился с помощью наводящих вопросов. Неудовлетворительный уровень выполнения задания - ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов. Высокий уровень выполнения задания - ребенок сочиняет хороший, грамматически верно построенный и логичный рассказ; картинки выложены в правильной последовательности Хороший уровень выполнения задания - ребенок сочиняет логичную версию рассказа, но картинки выложены в неправильной последовательности.
Методика «Соедини точки».
Ребенку предлагается дорисовать рисунок по точкам. Успешным считается выполнение заданий, если ребенок не более 2-3 раз отклонился от линии, на рисунке не более 3-4 разрывов при проведении сплошной линии.
Развитие мышления - «Найди закономерность»
Найди закономерность и дорисуй недостающие фигуры в каждом квадрате. Ребенок должен самостоятельно выполнить задание и объяснить свой выбор
Интеллектуальные процессы (развитие ощущения, восприятия, представления, памяти, внимания, воображения, мышления) — процессы, которые более всех других обеспечивают учебный процесс. Бывает так, что будущий первоклассник умеет читать, писать и считать, но у него очень плохая память, рассеянное внимание, поэтому у такого ребёнка в школе возникают трудности. И наоборот, ученик, у которого хорошо развита мыслительная сфера, память, внимание, воображение, быстро сможет догнать и перегнать своих одноклассников, которые уже умеют читать.
Список литературы
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников /Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2002г.
Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» - М. Мозаика – Синтез 2011г.
Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. М., 1987г.
Кругецкий В.А. Психология математических способностей у дошкольников. - М.: Просвещение. 1968г.