МАОУ «Видновская гимназия» г. Видное, Ленинского г.о.
Интеллектуальная командная игра
На тему:
«БОГОЯВЛЕНИЕ - КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ»
(в рамках изучения предмета ОРКСЭ
с учащимися 4-х классов)
Подготовлена учителем ОРКСЭ начальной школы
МАОУ «Видновская гимназия» - Озеровой Г.В.
г. Видное
2025г.
Актуальность.
Крещение Господне (или Богоявление) – один из самых любимых праздников в народе. Крещение Господне - один из 12 главных христианских праздников. «Крещение» в переводе с греческого – «погружение». Праздник установлен в память Крещения Иисуса Христа в реке пророком Иоанном Крестителем.
Святая вода, крещенские купания, красивейшие песнопения…
Кроме того, праздник Крещения Господня наполнен глубоким богословским и историческим смыслом.
Цель игры:
Формировать познавательный интерес обучающихся к истории возникновения православных праздников и традиций, на основе формирования представления об одном из главных христианских праздников Крещение Господне.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить с историей возникновения православного праздника Крещение Господне, традициях и обычаях этого праздника.
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре, к духовно-нравственным ценностям своего народа.
Приобщить обучающихся к духовно-нравственным ценностям, к истокам православной веры и русской народной культуры через традиции православных праздников на Руси.
Развивающие задачи:
Развивать интерес детей к изучению истории православной культуры.
Сформировать интерес уобучающихся к православным праздниками и русским народным традициям, расширить их познания в этой области.
Воспитать чувство патриотизма у обучающихся на примере православных традиций и праздников.
Возраст участников:10-11 лет.
Форма проведения: конкурсно – игровая программа.
Продолжительность мероприятия: 1 учебный час (40 минут).
Оборудование: тестовые бланки, маркеры/фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей, ручки, цветная бумага/картон А4, шаблоны.
Методы и приемы:
Беседы с детьми о празднике, видео-рассказ , художественное слово, просмотр видеофильма, творческая мастерская.
Оборудование: видеопроектор, презентация,оформлен красный угол с иконами, подсвечником, святой водой, маленькая украшенная елочка, угощение для детей.
Правила игры:
В игре участвует 6 команд, по 5-6 человек.
Команды выбирают капитана.
В рамках игры участники команды:
обсуждают и записывают на тестовых листах свои ответы;
оформляют иллюстрации к своей презентации;
готовят – презентацию своей командной работы по теме интеллектуальной игры.
Жюри в состав которой входят педагоги и специалисты МАОУ «Видновская гимназия», оценивают один правильный ответ команды – в два балла.
В конце игры подводится итог и объявляется команда – победитель.
Содержание игры:
1.Разминка чтение стихотворения-отрывка из произведения, посвященного Богоявлению – КрещениюГоспода(приложение1)
2.Интеллектуальная командная игра (10 вопросов по истории двунадесятого праздника)
3.Выполнение творческого задания «Изготовление праздничной открытки» (приложение 2)
4.Выполнение творческого задания «Изготовление крещенского голубка» (приложение 3)
5.Командная презентация итогов игры.
6.Подведение итогов игры – жюри(приложение 4).
7.Рефлексия.
Ход интеллектуальной игры:
Учитель:
Сегодня у нас с вами необычный урок, а интеллектуальная игра – викторина, которая будет проходить в рамках командной игры. Такой вид оценки знаний для нас уже знаком.
Предлагаем вам ответить на вопросы и проверить, насколько хорошо вы знакомы с его историей, традициями, обрядами.
Выполнить все творческие задания.
В конце игры защитить результат своей командной работы.
Порядок проведения игры.
1.Разминка чтение стихотворения-отрывка из произведения, посвященного Богоявлению-Крещению Господа
Дети по одному представителю от команды читают тематическое стихотворение (отрывок).
Оценка Жюри.
2.Выполнение теоретических заданий
Интеллектуальная командная игра (10 вопросов по истории двунадесятого праздника).
Оценка Жюри.
Вопрос | Содержание вопроса | Правильный ответ |
1 вопрос | Крещение Господне это… А. Православный праздник Б. Мусульманский праздник В. Народный праздник | А. Православный праздник |
2 вопрос | Крещение Господне отмечают… А. 1 января Б. 19 января В. 7 января | Б. 19 января |
3 вопрос | Крещение Господне установлено в честь события описанного… А. Евангельской истории Б. Былины В. Сказки | А. Евангельской истории |
4 вопрос | От кого принял крещение Иисус? А. От Святителя Николая Б. От Иоанна Предтечи В.От волхвов | Б. от Иоанна Предтечи |
5 вопрос | В какой реке происходило крещение? А. Река Иордан Б. Река Волга В. Река Днепр | А. Река Иордан |
6 вопрос | Как называется крещенская прорубь? А. Кандия Б. Иордань В. Полынья | Б. Иордань |
7 вопрос | Во время крещения согласно описаниям в Евангелиях на крещаемого Иисуса Христа сошел Святой Дух в виде: А. Серебряного облака Б. Солнечного луча В. Белого голубя | В. Белого голубя |
8 вопрос | В каком возрасте Иисус Христос получил крещение в реке Иордан Иоанном Предтечей? А.33 года Б. 30 лет В. 18 лет | Б. 30 лет |
9 вопрос | Что совершил Иисус Христос после принятия крещения? А. Удалился в пустыню, где в уединении постился 40 дней Б. Посетил своих родителей и сообщил им радостную весть В. Никто не знает, что произошло после крещения | А. Удалился в пустыню, где в уединении постился 40 дней |
10 вопрос | В эти святые дни Богоявления и Крещения принято освящать воду, как вы думаете, отличается ли сила данной воды? А. По силе и святости первая Крещенская, вторая Богоявленская Б. По силе и святости первая Богоявленская, вторая Крещенская В. Ничем не отличаются, так как в эти два дня Священники совершают один и тот же Чин великого освящения воды и исполняют Тропарь праздника. | В. Ничем не отличаются, так как в эти два дня Священники совершают один и тот же Чин великого освящения воды и исполняют Тропарь праздника. |
11 вопрос | Кто из Отцов Церкви одним из первых сообщает о благодатных свойствах Богоявленской-Крещенской воды? А. Свт. Иоанн Златоуст Б. Прп. Сергий Радонежский В. Отцы Церкви об этом не сообщают — это устное предание Церкви, никакими источниками не подтверждаемое | А. Свт. Иоанн Златоуст |
12 вопрос | Какой символ рисуют мелом или свечной копотью над всеми дверьми и окнами дома в Крещенский вечер? А. Крест Б. Звезду В. Полумесяц | А. Крест |
13 вопрос | Какое природное явление чаще всего бывает на Крещение? А.Метель Б. Мороз В. Оттепель | Б. Мороз |
3.Работа капитана команды – делегирование заданий между участниками команды
А.Выполнение творческого задания «Изготовление праздничной открытки» (приложение 2)
Б. Выполнение творческого задания «Изготовление крещенского голубка» (приложение 3)
4.Защита командных результатов игры.
5.Оценка Жюри-подведение итогов.
6.Рефлексия.
Рефлексия.
Председатель жюри:
Теперь настало время подвести итог нашему необычному занятию-интеллектуальной игре посвященной одному из двунадесятых особо почитаемых православных праздников.Давайте мы подведем итог нашему занятию – интеллектуальной командной игре.
Прошу всех внимания. Объявляются итоги соревнования.
Вручаются - грамоты.
Учитель:
Вот и объявлены итоги нашей интеллектуальной игры, я всех вас поздравляю с прекрасными результатами, вы удивили всех нас своим творческим подходом в решении интеллектуальных и творческих заданий. Своим умение работать в команде, где каждый из вас важен и нужен. Только работая в команде, вы смогли полностью раскрыть свои знания и таланты. Спасибо вам большое.
Спасибо большое членам жюри, что нашли на нас время и приняли участие в нашем увлекательном исторически важном мероприятии.
Предлагаю подарить свои открытки членам жюри, как память о нашем мероприятии.
Дети:
День Господнего крещенья - это праздник посвящения,
Это – таинство большое, очень доброе святое!
У крещеных есть хранитель,
- Ангел – божий заместитель
Помогает людям он, бережет наш чуткий сон.
Учитель:
По старинному русскому обычаю окроплю я святой водой гостей наших и всех ребятишек. Окроплю на счастье, на добрую долю.
Пусть душа ваша, ваши мысли и чувства будут чисты, как крещенская вода.
Трещат Крещенские морозы,
Великий праздник наступил!
И пусть на небосводе звёзды
Сегодня светят, что есть сил!
Пускай в Крещенские морозы
Печали ваши прочь уйдут.
Пусть лишь от счастья будут слезы,
Благие вести пусть придут.
Хочу, чтоб чаще вы смеялись
И не грустили никогда!
Чтобы любовью восхищались,
И были счастливы всегда!
Поздравляю всех с праздником Крещения Господне и угощаю сладостями.
Литература и интернет источники:
Правмир: https://www.pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-viktorina/
https://infourok.ru/intellektualnaya-igraviktorina-kreschenie-gospodne-klass-3487793.html
http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki9_2_Kreshenie.htm
https://yandex.ru/images/search?text=поделка%20голубь%20КРЕЩЕНИЕ%20ГОСПОДНЕ&stype=image&lr=159535&parent-reqid=1735898411680354-16678086318703240411-balancer-l7leveler-kubr-yp-sas-241-BAL&source=serp
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-izgotovlenija-podelki-iz-nitok-golub-k-prazdniku-kreschenie-gospodne.html
Приложение 1
«Крещенская ночь» И. Бунин Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись березы. Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на снежное лоно, Точно сквозь серебро кружевное, Полный месяц глядит с небосклона. Высоко он поднялся над лесом, В ярком свете своем цепенея, И причудливо стелются тени, На снегу под ветвями чернея. Замело чаши леса метелью, — Только вьются следы и дорожки, Убегая меж сосен и елок, Меж березок до ветхой сторожки. Убаюкала вьюга седая Дикой песнею лес опустелый, И заснул он, засыпанный вьюгой, Весь сквозной, неподвижный и белый. Спят таинственно стройные чащи, Спят, одетые снегом глубоким, И поляны, и луг, и овраги, Где когда-то шумели потоки. Тишина, – даже ветка не хрустнет! А, быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Осторожным и вкрадчивым шагом. Тишина, – а, быть может, он близко… И стою я, исполнен тревоги, И гляжу напряженно на чащи, На следы и кусты вдоль дороги. В дальних чащах, где ветви как тени В лунном свете узоры сплетают, Все мне чудится что-то живое, Все как будто зверьки пробегают. Огонек из лесной караулки Осторожно и робко мерцает, Точно он притаился под лесом И чего-то в тиши поджидает. Бриллиантом лучистым и ярким, То зеленым, то синим играя, На востоке, у трона Господня, Тихо блещет звезда, как живая. А над лесом все выше и выше Всходит месяц, – и в дивном покое Замирает морозная полночь И хрустальное царство лесное! | «Дрожит морозная округа…» В. Афанасьев Дрожит морозная округа От звона всех колоколов, И мы спешим, тесня друг друга, На их призывный медный зов. Сияет солнце после вьюги; Обедня кончилась; народ, Подняв иконы и хоругви, К реке за батюшкой идет. Сверкает купол неба синий, В алмазных искрах белый снег, И на ветвях деревьев иней – Как вставший дыбом белый мех. Нет, нам не холодно сегодня – Крещенье празднуя Господне, Не платим мы морозу дань! А вот и прорубь – иордань. Идет большое водосвятье, И хоть вокруг снега и льды, Здесь золоченое распятье Крест-накрест чертит гладь воды. И вот, невидимый народу, Из синевы, что так чиста, Нисходит Дух Святой на воду, Как нисходил Он на Христа. |
«На Иордане» И. Лебединский Под небом знойным Палестины Красив священный Иордан, Когда поднимется туман От тихо дремлющей равнины И в зыбь хрустальную, нежна, Посмотрит южная луна. Чаруют воды Иордана Своей святыней мировой, Крещенье принял над Собой В них Иисус от Иоанна. Раскрыло небо свой чертог, И явлен Триединый Бог. | «Крещенье» В. Сивяков В затуманенных высях Так бессильны слова. Кто-то щедро развесил По ветвям кружева. В этом святочном чуде Есть божественный свет, Родниковых прелюдий Припорошенный след. Очищаются души Под знаменьем креста. Будь ты нем и послушен В день крещенья Христа |
«Русское крещение» Ю. Шмидт Где воды текут Иордана, Когда-то крестился Христос. У нас слишком разные страны: Январь здесь — ужасный мороз. Но русским мороз не помеха. Крещенье — обычай святой. С молитвой, со страхом, со смехом Ныряют в воде ледяной. Ныряют и искренне верят В Крещенской воды волшебство, И радостно рвутся на берег, Руками прикрыв естество. Традиций на век не нарушим; Обычай нам Господом дан. В январскую лютую стужу Ныряем мы в свой «Иордан». Мы веруем в Божьего Сына, Нам вера навеки дана. И верим, что имя Россия Святое на все времена. | «Крещение» Ю. Шмидт Идущий по земле январь Будил крещенские морозы. Погасший на столбе фонарь Держал стеклом сосульки-слезы. Могучим эхом снежный хруст Пугает голубей на крыше. Устало сбросив снега груз, Мороз на окнах что-то пишет. А суетящийся народ Готовит дома угощенье. Уходит – старый Новый год, Приходит – Господа Крещенье. Христа, креститель Иоанн, Крестил в священном Иордане. С тех пор к священным тем местам Священник едет и мирянин. И с ранних лет своих детей Ведем мы к Таинству Крещенья: Чтобы Господь зажег им Свет И дал от скверны очищенье. |
«Купель» Ю. Шмидт Окунаюсь в купель с чудотворной водой И читаю молитву, зубами стуча. Пусть мой ангел-хранитель пребудет со мной. Может, станет вода для меня горяча. Я ныряю с надеждой, что эта вода Очищает мне душу и силу дает. Чтобы людям в глаза я смотрел без стыда, Чтобы смог растопить равнодушия лед Кто чем в жизни живет, видит всех наш Господь. Он сумеет за все по заслугам воздать. И решать лишь ему: кто же в рай попадет, А кому в двери рая не нужно стучать» | «Воды крещенской волшебство» В. Солодовник Омой лицо крещенским снегом, Душой и телом возродись, И, утомлённый жизни бегом, Остановись. Перекрестись. Жить можно, веря, и не веря: По вере – всё, иль ничего. Но в небеса откроет двери Воды крещенской волшебство. |
«Крещение» Д. Попов На свете невозможно жить без веры: Ни идолов безжалостный расчёт, Ни сатаны безумные химеры – Никто из них надежды не даёт. Даёт надежду божий дар крещенья, Творимый на Руси из века в век. И только после этого мгновенья На землю сходит новый человек. Какие б грозы нынче не гремели – Христос с участьем К каждому придёт… Душа ребёнка, выйдя из купели, Блаженство и бессмертье обретёт. | «С Крещением» Т. Лаврова С Крещеньем! Светлого начала, Здоровья, счастья, теплоты! Душе – покоя и причала, Стремлений чистых и мечты. Пусть Ангел веры и надежды Хранит от горестей и бед, От слов глупца и от невежды. Пусть будет мир в добро одет. Любви на сердце – полной мерой! Пусть жизнь приносит радость вам. И пусть Господь рукою щедрой Воздаст по праведным делам! |
«Крещенская весть» Н. Самоний В праздник Крещения крепкий мороз, Он пробивает прохожих до слёз. Но не рыдают лишь люди-моржи: Любят морозы они безо лжи! В прорубь ныряет народ средь зимы, Чтоб у водицы здоровья взаймы Взять бы с лихвою и дух укрепить, Тёмные силы в себе победить. Праздник Крещения весть нам принёс: Веру людей проверяет мороз! | «Омовенье святою крещенской водой» Е. Оленина Омовенье святою крещенской водой – Православный старинный обряд вековой. Мы с молитвой себя осеняем крестом И незримую связь обретаем с Христом. И уносит вода все мирские грехи, Очищая от страха, недуга, тоски; Оживает душа, укрепляется дух, Чтобы веры священной огонь не потух. Так для жизни опять возрождаемся мы – В светлый праздник Крещенья, в разгаре зимы. |
Источник: http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki9_2_Kreshenie.htm |
Приложение 2
Приложение 3
«Поделка голубь»
(пример)
шаблоны
https://yandex.ru/images/search?text=поделка%20голубь%20КРЕЩЕНИЕ%20ГОСПОДНЕ&stype=image&lr=159535&parent-reqid=1735898411680354-16678086318703240411-balancer-l7leveler-kubr-yp-sas-241-BAL&source=serp
Приложение 4
БЛАНК ОЦЕНКИ ИТОГОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ
Команда | Содержание этапа игры | Баллы (от 0 до 2 баллов) |
Чтение художественных произведений | Ответ на вопросы - задания | Первое творческое задание (открытка) | Второе творческое задание (голубь) | Презентация итогов капитанами команд | |
1 команда | | | | | | |
2 команда | | | | | | |
3 команда | | | | | | |
4 команда | | | | | | |
5 команда | | | | | | |
6 команда | | | | | | |
ИТОГИ:
1 место:________________________________________ ( ____ баллов)
2 место________________________________________ ( ____ баллов)
3 место________________________________________ ( ____ баллов)
Самая дружная команда
________________________________________ ( ____ баллов)
Самая творческая команда
________________________________________ ( ____ баллов)
Самая активная команда
________________________________________ ( ____ баллов)
Председатель жюри: Заведующий библиотекой МАОУ «Видновская гимназия» -
Члены жюри:
Методист МАОУ «Видновская гимназия» -
Педагог – организатор МАОУ «Видновская гимназия» -
Учитель ОРКСЭ МАОУ «Видновская гимназия» -