две команды знатоков учителей и учеников, болельщики, ведущий, помощники ведущего.
Музыкальное оформление: музыкальная заставка к телепередаче «Что? Где? Когда?», номер художественной самодеятельности для музыкальной паузы.
Оборудование: ящик чёрного цвета, волчок, конверты с вопросами, значок скрипичного ключа для музыкальной паузы, двойное табло с цифрами от ноля до шести.
Оформление: плакат с изображением совы и названием игры, таблички с номерами сотовых телефонов.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые знатоки! Мы приветствуем вас в клубе «Что? Где? Когда?». Сегодня состоится грандиозное сражение между командой учащихся и командой учителей. Команда учителей приготовила свои вопросы, интересные и познавательные, команде знатоков предстоит на них ответить. Итак, встречаем команду знатоков 7–9-х классов!
Полная тишина в зале. Начинаем игру. Счёт ноль – ноль.
(Один из знатоков раскручивает волчок и зачитывает номер вопроса, на который указала стрелка.)
Ведущий: После того как вы заслушаете вопрос – обсуждение три минуты, капитан, прослушав все версии, выбирает одну и либо сам даёт правильный ответ, либо, предоставляет это право, любому из участников команды. Если мои помощники услышат подсказку от болельщиков, то вопрос снимается, а счёт становится один – ноль в пользу команды учителей. Итак, слушаем внимательно первый вопрос.
Рекомендации по дальнейшему проведению игры:
ведущий зачитывает вопрос, команда знатоков отвечает, на табло появляется счёт;
счёт, с каким будет проходить игра невозможно предугадать, ведущий должен быть готов к любому повороту событий, в том числе и иметь запасные конверты с вопросами, например на случай подсказки или спорного решения вопросов;
при дальнейшем проведении игры рекомендуем использовать вопрос о предмете из чёрного ящика, музыкальную паузу, сектор «зеро», когда ведущий может убрать всю команду, за исключением одного участника или сам от себя задать вопрос команде;
для того чтобы участники немного отдохнули и расслабились в перерывах между вопросами можно взять небольшие интервью у болельщиков (за кого болеют? почему? какой вопрос понравился больше всего? кто на данный период наиболее сильный игрок в команде? и др.);
если, есть возможность спонсорской помощи, к месту пришлись бы и подарки, например, книги, диски с учебными программами по истории. Подарки можно вручать между разыгрыванием вопросов, как команде, так и отдельным участникам, так и учителям, которые выигрывают тот или иной вопрос, либо в конце игры при подведении итога;
при соблюдении данных рекомендаций игра «Что? Где? Когда?» может стать интересным, захватывающим событием;
очень важна предварительная подготовка к мероприятию. Это отбор знатоков (перечень вопросов в Приложении 3). Отбор может проходить как итоговое повторение в форме урока – аукциона, либо после уроков, как отдельное мероприятие, где учащиеся набирают жетоны за каждый правильный ответ;
очень большую роль играют вопросы, которые составляют учителя. Необходимо учитывать тот фактор, что вопрос по истории может вызвать затруднение, например, у учителя математики или физики, а шесть историков в школе вряд ли можно найти. Поэтому в данном случае необходимо выбрать предметы максимально приближенные к истории, например: литература, обществознание, биология (связать с антропологией), география;
чтобы игра носила современный характер в заключении можно выбрать путём SMS-сообщений самого лучшего игрока и вручить приз симпатий, номера для голосования заранее приготовлены.
Таким образом, с помощью данной игры учащиеся расширяют своё мировоззрение, отрабатывают навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, учит изложению полного ответа перед аудиторией, сближает уч-ся и учителей в совместной познавательной деятельности.