Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда"
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: старший воспитатель Волкова Е. А.
Тема: «Наша большая и малая Родина».
Цель: формирование патриотических чувств.
Задачи:
Образовательные.
- Обобщать и активировать знания детей о малой Родине - городе Кулебаки и большой Родине - России;
- Продолжать учить детей играть в развивающие игры, соблюдать правила игры, отвечать на вопросы.
- Обогащать и активизировать словарь детей словами: интеллектуальная игра, раунд, волчок, сектор.
Развивающие.
- Продолжать развивать у старших дошкольников любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности.
- Продолжать формировать память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников.
Воспитательные.
- Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
- Формировать чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
- Продолжать воспитывать у детей интерес к произведениям русских писателей, художников, музыкантов.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Предварительная работа.
- Разучивание стихотворений о Родине, знакомство с произведениями русских писателей.
- Разучивание песен по теме игры.
- Рассказывание русских народных сказок, просмотр советских мультфильмов.
- Рассматривание картин русских художников, слушание музыкальных произведений русских композиторов.
- Рассматривание иллюстраций с изображениями птиц и диких животных Нижегородской области.
Демонстрационный материал: скрипичный ключ, волчок со стрелкой, черный ящик, хохломская посуда, опознавательные знаки на столы - эмблемы команд, музыкальные заставки для начала игры, для момента вращения волчка, для музыкальных пауз, отрывки песен из мультфильмов, 2 ватмана с заданиями («Угадай по контуру» - дикие животные Нижегородской области), вопросы для детей в конвертах, куклы в народных костюмах, презентация, грамоты, подарки для детей.
Раздаточный материал: гербы разных городов нашей страны , карточки с изображением диких животных Нижегородской области, картинки из мультфильмов.
Ход игры.
Ведущий.
- Добрый день, уважаемые гости!
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас.
Для умной игры собралась детвора,
«Что? Где? Когда?» начинать нам пора.
Встречайте наших игроков.
(Музыкальная заставка к игре - «Что? Где? Когда?)
Дети заходят в зал и встают полукругом.
Ведущий.
- Символом игры – «Что? Где? Когда?» является сова.
Как вы думаете, почему именно эта птица? (Сова считается символом мудрости, знаний).
Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране и тема нашей игры «Наша большая и малая Родина».
(Чтение стихотворения детьми)
1.Старый двор, березки молодые,
Хоровод кудрявых тополей,
Это все страна моя родная,
Милый образ Родины моей.
2. Васильки, как глазки голубые,
Смотрят, улыбаясь, вдоль тропы
И пшеницы косы золотые
Заплетают осенью в стопы.
3. Перезвон веселый колокольчиков
Слышится в журчании ручья,
И на ранней зорьке у околицы
Раздаются трели соловья.
4. А зимой сверкает и искрится
Снег, как подвенечная фата,
И ни с чем на свете не сравнится
Белоствольных рощиц красота.
Ведущий. Нашу игру будет оценивать жюри.
Представляю вам членов жюри
Ведущий. Сегодня будут играть две команды.
Команда д/с № 32 «Росинка» и команда д/с № 9 «Родничок».
Капитаны представьте свои команды
Команда « Росинка»
Наш девиз: «Россия - наш общий дом , дружно жить мы будем мы в нем,
Книги умные будем читать, чтобы больше о Родине нашей узнать».
Команда «Родничок»
Наш девиз: «Наш девиз - всегда вперед, впереди победа ждет.
Кто если не мы станет будущим нашей страны».
Ведущий.
- Послушайте правила игры. Перед вами стол с 10 секторами, а посередине – волчок со стрелкой. От каждой команды поочередно выходит один игрок и крутит волчок. Команды выполняют задание, на которое укажет стрелка. Каждое правильное задание оценивается в 1 балл. Итоги жюри подведет в конце игры.
Ребята, мы желаем вам успеха и надеемся, что вы справитесь со всеми заданиями.
(Ведущий приглашает знатоков занять свои места за игровыми столами.)
Ведущий:
Начнем мы нашу игру с разминки. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите. Задавать вопросы буду по очереди.
- Наша страна называется… (Россия).
- Граждане России называются… (россияне).
- Столица России…(Москва).
- Назовите президента России -
- Что такое Родина? (Место, где ты родился и живешь)
- Самая известная река России? (Волга).
Ведущий объявляет раунды. От каждой команды выходит по одному игроку и, под музыку, крутит волчок. На какой сектор указала стрелка, то задание и выполняет команда.
1 сектор.
Внимание! Вопрос!
Какая кремлевская башня появляется на экранах телевизоров в Новогоднюю ночь? Почему ее показывают?
( Спасская башня Кремля. По часам на Спасской башне сверяют время во всей стране.)
2сектор.
Внимание! Вопрос!
Флаг – символ государства.
Назовите цвета российского флага и что эти цвета означают.
( Белый, синий, красный. Белый цвет – цвет мира, чистоты. Синий цвет – это честность и вера. Красный цвет означает огонь и отвагу.
3 сектор. (Отвечают обе команды).
Внимание! Вопрос!
Какие символы государства вы знаете?
(Гимн и герб)
- Что такое гимн? ( Это - торжественная песня, о красоте и величии Родины. Когда исполняется гимн, люди встают).
Что такое герб? (Это эмблема, отличительный знак государства, города; изображается на знаменах, монетах, печатях).
Герб есть у каждой страны и у каждого города. Я предлагаю обеим командам принять участие в выполнении следующего задания.
Игра «Узнай наш герб».
(Одна команда находит герб России, другая – герб города Кулебаки.)
Вопросы командам после выполнения задания
- Что изображено на гербе России?
Ответ первой команды.
На гербе России изображен золотой двуглавый орел на фоне красного щита. На груди орла святой Георгий Победоносец, копьем поражает змея. Орел является символом непобедимости и силы. Герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.
Ответ второй команды.
На гербе города Кулебаки в верхней части изображен олень с рогами, с шестью отростками и чёрными копытами. В нижней части на зелёном поле - изображение музея металлургов – главная достопримечательность города, обрамлённое бандажом.
Музыкальная пауза – песня «У моей России».
4 сектор.
Ведущий: Внимание! Вопрос!
Узнайте знакомые мелодии из мультфильмов, найдите соответствующие картинки и расположите их в правильной последовательности.
Участие принимают обе команды.
«Песенка Мамонтенка» из мультфильма «Мама для мамонтенка» - В. Шаинский, К. Румянова
«Куда ты, тропинка, меня привела» из мультфильма «Бременские музыканты» - Г. Гладков, Ю. Энтин
«День рождения» - песня крокодила Гены из мультфильма про Чебурашку – В.Шаинский, А. Тимофеевский.
«Песня львенка и черепахи» из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню» - Г. Гладков, С. Козлов
«Песенка паровозика» из мультфильма «Паровозик из Ромашкова» - В.Юровская, Г.Сангир
«Песня Винни Пуха» - М. Вайнберг, Б.Заходер
«Песня кота Леопольда» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» - Б.Савельев, А.Хайт.
Песня «Расскажи, Снегурочка» из мультфильма «Ну! Погоди!» - Г.Гладков, Ю.Энтин.
Песня « Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот» - В.Шаинский, Пляцковский.
( жюри проверяет)
5 сектор.
Ведущий: Внимание! Вопрос!
Какие животные и птицы Нижегородской области спрятались на листах бумаги? Кто из них лишний и почему?
Игра «Путаница».
Играют две команды.
На двух мольбертах – плакаты с контурным изображением животных и птиц Нижегородской области по принципу наложения друг на друга. Дети находят и называют животных из путаницы и узнают, какое из них лишнее.
1команда – волк, белка, ежик, кабан, лось, дятел, пингвин.
2 команда – лиса, заяц, медведь, рысь, бобр, глухарь, кенгуру.
Дети, после каждого названного животного, передают карточки с его изображением жюри.
6 сектор. «Черный ящик». (Играют обе команды).
Видео вопрос: Здравствуйте, уважаемые знатоки! Россия всегда славилась мастерами и ремесленниками. Я предлагаю вам вспомнить виды декоративно - прикладной росписи, внесите черный ящик в зал. (играет музыка)
Внимание, вопрос!
- Резные ложки и ковши,
Ты разгляди-ка, не спеши!
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты
Блестят они, как золотые,
А может солнцем залитые.
- Желаю успехов!
Ведущий : Ребята, о какой росписи идет речь? Время пошло! (команда обсуждает)
- Время закончилось!
Ответ (ребенок говорит): Мы думаем, что в черном ящике находится хохломская роспись.
Ведущий: Давайте проверим. Откройте черный ящик. И это правильный ответ.
7 сектор
Ведущий: Внимание! Вопрос!
Главные праздники России (поочередно на экране появляются символы праздников).
- Какой праздник объединяют эти символы - Дед Мороз, снег, елка, подарки? (Новый год).
Вы сразу догадались, что это за праздник. Это самый любимый праздник детей и взрослых. Когда наступает Новый год? (1 января).
- Какой праздник объединяют символы – армия, солдаты, командиры?
(День защитника отечества).
Когда мы отмечаем этот праздник? (23 февраля).
В этот день поздравляют всех мужчин, проводятся праздничные концерты и салюты во многих городах России.
- Какой праздник объединяют символы девочки, мамы, бабушки,
цветы?
(8 Марта).
Что происходит в этот праздник?
В этот день все поздравляют женщин, дарят им цветы и подарки.
- Какой праздник объединяют символы – ракета, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Сергей Павлович Королев.
(День космонавтики).
Когда отмечают этот праздник? (12 апреля).
Кто изображен на этих фотографиях?
Ответы детей.
На первой фотографии изображен Юрий Гагарин. Он первый космонавт, который полетел в космос.
На второй фотографии – Валентина Терешкова, первая женщина космонавт, которая в одиночку совершила полет в космос.
Правильно. В.Н.Терешкова пробыла на орбите трое суток. Она облетела вокруг Земли 48 раз.
На последней фотографии изображен Сергей Павлович Королев.
Он конструировал космические ракеты и создал первый спутник Земли.
- Символы – георгиевская ленточка, поздравление ветеранов, возложение цветов к вечному огню, праздничный салют.
Какой это праздник? (День Победы).
Этот праздник отмечают 9 мая в честь победы нашего народа в ВОВ, которая длилась 4 года.
- Какой праздник объединяют символы - Флаг России, Герб, Красная площадь?
(День России).
Мы празднуем его 12 июня. По всей стране проходят концерты, выступления, которые заканчиваются салютом.
Музыкальная пауза
8 сектор. «Любимый сердцу уголок». Блиц вопросы.
Ведущий: Внимание! Вопросы!
- Как называется город, в котором мы живем? (Кулебаки ).
- Какие предприятия есть в нашем городе (Кулебакский металлургический завод (Русполимет), Кулебакский завод металлоконструкций (КЗМК), Кулебакский хлебозавод, Городской молочный завод, швейная фабрика, ПАП)
- Достопримечательности нашего города : музей «Теремок» , Дворец культуры имени Дубровских, Церковь Николая Чудотворца, Церковь Михаила Кулебакского, Памятник Николаю II, Устимский пруд, Парк культуры и отдыха, Мемориал на площади Победы, Стена Героев, Мемориал на площади Металлургов, Музей спорта ( ФОК).
- Назовите адрес вашего детского сада .
9 сектор.
« Красота родной природы».
Многие русские художники на своих картинах показывали красоту русской природы в разное время года.
Ведущий: Внимание! Вопрос!
Узнайте картины и назовите их авторов.
- Алексей Саврасов - «Грачи прилетели».
- Иван Шишкин – «Утро в сосновом лесу».
-Апполинарий Васнецов – «Зимний сон».
- Исаак Левитан – «Золотая осень».
10 сектор . Блиц –вопрос для капитанов
Ведущий: Внимание! Вопрос!
Назовите элементы русского народного костюма : одна команда – женского, вторая – мужского
Мужской костюм – рубаха (косоворотка) , штаны ( порты), сапоги или лапти, картуз, кушак ( пояс)
Женский костюм – сарафан ( понёва) , рубаха, передник, головной убор ( ленточка с пушками для незамужних, замужние носили кику, парадный убор – кокошник).
Ведущий. Сегодня вы очень старались и справились со всеми заданиями. Наше путешествие в страну знаний о Родине подходит к концу. Теперь мы уверены, что вы растете настоящими гражданами своей страны. Ведь Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране.
Музыкальная пауза – Флешмоб на экране
Жюри подводит итог игры и награждает победителей.