СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда? " на тему " Осень в поэзии, живописи, музыке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра разработана для младших школьников с целью закрепления и обобщения знаний детей об осени, в процессе интеграции образовательных областей.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда? " на тему " Осень в поэзии, живописи, музыке"»

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

на тему «Осень, в поэзии, живописи, музыке»


Жила-была хозяйка Осень
В волшебном замке золотом,
Бродила вдоль притихших просек
Дружила с ветром за окном.
Кроила сказки из тумана
И шила нитками дождя,
В мир удивительный и странный
Всех за собою уводя.


Цель:

- закрепление и обобщение знаний детей об осени, в процессе интеграции образовательных областей.


Задачи:

- развитие коммуникативных качеств у подростков в игре;

- развитие образной памяти, внимания, речи;

- развитие воображения как основы творческой деятельности;

- повышение интеллектуального, познавательного уровней подростков;

- формирование социальной активности воспитанников.

- расширение кругозора воспитанников,

- воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности.


Материалы и оборудование:

игровой стол, волчок, табло, конверты с заданиями, CD проигрыватель, аудиозапись заставок,  проектор, видео задания, фотографии с изображением природы в различные периоды осени, магнитная доска, лист клена из цветной бумаги, «черный» ящик,  яблоки по количеству детей, медали с изображением совы.


Ход игры.

Звучат музыкальные позывные игры.

Здравствуйте, уважаемые гости и знатоки! Я рада вас приветствовать на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?».

Тема игры «Осень, в поэзии, живописи, музыке».


Разрешите представить знатоков:

1. ИМЯ – капитан команды, любит и знает природу.

2. ИМЯ – отличный помощник в решении любого вопроса.

3. ИМЯ– утверждает, что знает все и обо всем.

4. ИМЯ – любит рисование и музыку.

5. ИМЯ – умеет поддерживать беседы на философские темы.

6. ИМЯ – быстро учится всему новому.


Уважаемые знатоки! По правилам игры: капитан крутит волчок, когда волчок останавливается, по направлению стрелки выбирается конверт с заданием. Если знатоки успешно справляются с заданием, зарабатывают одно очко. Если не справляются с заданием, очко засчитывается в пользу зрителей. В конце игры подводится итог, называется победитель.

Уважаемые зрители! Вы в конце игры при помощи голосования определите самого активного знатока. Ведущим и судьей буду у вас я – ….

Игра начинается! Крутите волчок!

1 задание:

Вопрос от педагога.

Внимание на экран:

« Уважаемые знатоки! Я очень люблю осень. Каждый месяц осени прекрасен по-своему. А вы знаете осенние месяцы?»

- на столе лежат три фотографии. Определите, в какой месяц осени сделана каждая фотография. Разложите фото по порядку, в соответствии с месяцами.

Подведение итогов.

2 задание:

- Задание от психолога нашего Центра.

Внимание на экран!

- Дорогие знатоки! Мне музыка рассказывает обо всём без слов, а умеете

ли вы слушать музыку?

Звучит отрывок « Утро» Э. Грига)


Внимание на экран:

- Вы узнали музыкальное произведение?

- Кто композитор?

- Внимательно послушайте музыкальное произведение и расскажите

какие картины нарисовала перед вами музыка?

- вы красиво, полными предложениями рассказали о своих фантазиях.

Подведение итогов.

Музыкально – поэтическая пауза:

  1. Александр Пушкин

Уж небо осенью дышало….

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.


  1. Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной….

Короткая,  но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера….

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле….


  1. Иван Бунин

Листопад.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

3 задание:

- Вопрос от старшего воспитателя.

Внимание на экран!

«Уважаемые знатоки! Я много читаю и часто размышляю, а осень это

хорошо или плохо?»

- приглашаю знатоков в круг размышлений. Этот кленовый лист непростой, одна его сторона окрашена в яркий радостный цвет, другая – в цвет грусти, печали.


Игрок, получая лист, должен выразить своё отношение к осени. Если вы считаете, что осень это хорошо, то показываете оранжевую сторону листа и доказываете свою точку зрения. Если вы считаете что осень это плохо, то показываете чёрную сторону листа.

- каждый из вас выразил своё отношение к осени, доказал свою точку зрения.

Подведение итогов.


4 задание:

- Вопрос от воспитанника Центра.

Внимание на экран!

«Уважаемые знатоки! Расскажите мне, пожалуйста, про осень!»

- ваша задача, опираясь на опорные картинки, красиво, последовательно, полными предложениями рассказать про сезонные изменения в природе и жизни человека, происходящие осенью.

- вы точно и правильно рассказали про осень. Вы использовали

полные предложения, старались отчётливо произносить слова.

Подведение итогов.


5 задание:

Задание от повара.

Внимание на экран!

«Уважаемые игроки! Я люблю загадывать и отгадывать загадки!

Загляни в осенний сад 
Чудо - мячики висят. 
Красноватый, спелый бок 
Ребятишкам на зубок.  (Яблоко.)

 Внимание! Чёрный ящик!

- Определите, что в чёрном ящике!

- вы правильно расшифровали подсказку и угадали, что в чёрном ящике! Яблоки достаются вам в подарок!

- Дорогие знатоки! Вы выполнили все задания, ответили на все вопросы. Вы показали свои ум, смекалку, умение доказывать свою точку зрения.

А теперь игра с залом, какие они знатоки!

1.Куда осенью прячутся бабочки? ( В кору деревьев) 

2. Отгадайте народную загадку.

Этот месяц является, родным внуком сентября, сыном октября и батюшкой зимы. ( Ноябрь) 

3. Что осенью называют «тихой охотой»? (Сбор грибов)

4. Кого, согласно известной пословице, по осени считают?  (Цыплят)

5. В каком осеннем месяце начинается такое явление, как ледостав (процесс образования неподвижного сплошного слоя льда)?  (В ноябре)

6. Продолжите народную мудрость: -будет дождь, будут и … (грибы)

7. Когда осень наступает по народному календарю? (14 сентября)

8. Какой день называют днем «осеннего равноденствия»? (23 сентября)

9. До указа Петра I Новый год на Руси отмечался именно в этот день.(1 сентября)

10. В каком месяце в Австралии начинается осень? (В марте)

11. Почему мы так говорим: «Покорми меня весной, а осенью я и сам сыт буду»? (осенью – сбор урожая, а весной урожая нет) 
12.  Какие пословицы про осень вы знаете? 
Осень непогодь сеет. 
Весной дождь парит, а осенью молчит. 
Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста. 
Осень прикажет, весна свое скажет.
13. Листья, какого дерева желтеют одними из первых? (листья берёзы) 
14. Кто автор этих строк? 
«Славная осень! Здоровый, ядрёный 
Воздух усталые силы бодрит; 
Лед неокрепший на речке студёной 
Словно как тающий сахар лежит…» 
(Николай Алексеевич Некрасов) 
15. Какой бывает осень? 

( золотой, дождливой, унылой, урожайной, тёплой, солнечной) 
16. Какие сказки и рассказы про овощи, фрукты вы знаете? 
(русская народная сказка «Репка», сказка Джанни Родари «Чиполлино», Золотое яблоко (Рей Бредбери), Мешок яблок (Владимир Сутеев), Огурцы (Николай Носов)
17. Какой русский поэт больше, чем другие времена года, любил осень? 
(Александр Сергеевич Пушкин)
Как вы думаете, почему? 
Ответ можно найти в стихотворении «Осень». Пушкин писал: 
«Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен…» 
18. Осень в поэзии ассоциируется с грустью или с радостью? 

(с грустью) 
19. Почему Борис Пастернак в своём стихотворении называет осень «сказочным чертогом»? 
«Осень. Сказочный чертог, 
Всем открытый для обзора. 
Просеки лесных дорог, 

Заглядевшихся в озёра». 

(чертог – это пышное, роскошное здание, дворец. Осень делает всё вокруг волшебным, великолепным, как сказочный чертог.) 


Самым активным признан (ИМЯ) он получает осеннюю сову-символ мудрости и щедрости. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились с заданиями. Молодцы!

Предлагаем вашему вниманию видео « Золотая осень в живописи!» или

прослушать музыку Ф. Шопена « Осенний вальс».


Описание картины Василия Поленова «Золотая осень»

Картина написана художником неподалёку от его усадьбы на реке Оке в Тульской губернии и изображает солнечный осенний день. Взор зрителя сразу приковывает река, тёмной змеёй выделяющаяся на фоне золотых деревьев и холмов. Не сразу замечается, но надолго врезается в память сияние солнца на крышах монастыря у излучины реки.
Василий Поленов изобразил самое начало осени - жёлтый цвет ещё не полностью захватил пространство картины, пример тому - огромное дерево на переднем плане с ещё зелёной кроной. Но все внимание, конечно, забирает себе река. Чистая вода отражает солнечные блики, небо, солнце и деревья, на отмелях кружит жёлтая палая листва.


Подведение итогов.