СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "Эрудит" на тему "В Пензе вся история"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра "Эрудит" на тему "В Пензе вся история" к 80-летию Пензенской области.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Эрудит" на тему "В Пензе вся история"»

Интеллектуальная игра «Эрудит» на тему «В Пензе вся история» к 80-летию Пензенской области


Цель: познакомить учащихся с историей возникновения Пензенского края; рассказать о символике области, ее особенностях; воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине. 

1.Вступительное слово учителя. 
Есть во глубине России удивительные места. Белоствольные березки, бегущие вдоль дорог звонкие рощицы с трепетными осинками, тенистые дубравы и бронзовые сосновые боры, луга с белыми островками ромашек и прибоем синих колокольчиков. Поля - летом золотистые, осенью – с дымком “спаленной жнивье”. И конечно, с весенним жаворонком, что взлетает под самое солнце со своей чарующей песней. Говорливые на перекатах реки. 

«Пройдись по Пензенскому краю»

Пройдись по Пензенскому краю,

Когда он в зелень весь одет,

Когда черемуха купает

В Суре свой ароматный цвет.

Сады в одежде белоснежной,

В зеленом бархате земля.

Недаром Лермонтов так нежно

Любил родимые места. 

Стальные натянутые струны железных дорог, магистрали автострад и вьющиеся среди лесов и долин проселки. Кажется, в чудесное ожерелье из драгоценных камней нарядили люди уголок среднерусской полосы. 
Это - пензенская земля. Она имеет свою историю, свою славу, свое настоящее и будущее.

Духовная природа Пензенской области необъяснима, но постижима. Путешествовать по пензенским местам желательно в обществе опытного экскурсовода или человека, любящего свою землю и знающего ее историю. 


2.История возникновения.

По указу царя Алексея Михайловича (отца Петра I) на месте нынешней Пензы в 1663 году была возведена крепость.

Место для крепости выбрано было живописное, на горе с видом на реку Суру.

Дивились люди красоте окрестных мест – вокруг раскинулись леса из сосновых боров и дубрав. Множество зверья всякого водилось в их дремучих дебрях. А ближе, сверкая на солнце, неспешно несла свои воды река Сура.

Лето 1663 года выдалось жарким. Манили светлые прохладные воды, но некогда было окунуться в них загоревшим мужикам, которые дотемна не выпускали из рук топоры. Скоро поднимался город-крепость. Он занимал очень выгодное положение: с севера – Черкасский острог, с юга- болото, с запада – вековой лес, с востока- обрывистый берег.

И этот край стал форпостом русского государства, его проникновения в Дикое поле. Стал фокусом русской духовной энергетики, прорвавшейся к народностям, которые утратили свою государственность или никогда не имевшие ее.  Русские стрельцы и городовые казаки пришли в край мордвы и татар-мишарей не с мечом, но со щитом:  возведенная  русскими воинами и крестьянами оборонительная засечная линия прикрывала от разорительных варварских набегов «крымских людей» с Северного Кавказа не только Русь, но и мирное местное население.


Потомки не забыли о первых вехах истории пензенской земли. И о былой засечной линии, которая пролегала в этом краю, теперь, к примеру, напоминает в Пензе ресторан «Засека». 

Итак, в ХVII веке Русь взяла под свое крыло землю, в которой, проехав от северо-западной до юго-восточной границы области, можно побывать сначала в дремучей лесной, затем в холмисто-лесостепной, а затем и в равнинно-степной зонах. И природная, и человеческая границы между Лесом и Степью – стихия и судьба народов пензенской земли.


Много писателей и деятелей культуры если не кровно, то судьбою, прочно связаны с этим удивительным краем. Пенза рождала их, или ставила в их творческой жизни путеводную веху (портреты - Белинский, Лермонтов, Куприн, Радищев, Мейерхольд)

   

Наровчатский женский монастырь (рассказ учащихся).


Кто знает, может быть благодаря путешествию по столь значимым в русской истории местам вы станете сопричастны к разгадке великой Тайны, которая соткана из десятков и сотен других пензенских тайн: почему Лермонтова убил его земляк, сосед и друг Мартынов, как пензенский театр воспитал души Белинского и Мейерхольда, как живший по соседству с Наровчатским монастырем мальчик Саша Куприн, ставший знаменитым писателем, после эмиграции остановился не в столицах, а вернулся на свою малую родину… 
А еще как в переломной битве немцы были остановлены в Сталинграде на улице Пензенской и оттуда погнаны назад… Почему Пенза не сдалась ни одному дикому войску, осаждавшему ее, но сама открыла ворота армии Емельяна Пугачев. Не сонную дремоту провинции, а духовный поиск подарит вам вдумчивое и радостное путешествие по Пензенской области – загадке посреди России.

А еще можно покупаться, побродить по лесу, насобирать ягод и грибов, порыбачить– эта возможность вам также будет предоставлена, ведь край этот природой богатый!

3.Викторина “Знаешь ли ты свой край?”

1. Откуда берёт своё название Нижний Ломов?

(В переводе с мордовского “цветущая река” или “река в зарослях черёмухи”.)

2. Откуда произошло название населённого пункта Наровчат?

(Княгиня Нарчатка.)

3. Бывал ли Пугачёв со своим войском в Пензенском крае? Приведите пример.

(Сам Пугачёв не был, а отряды повстанцев были, сохранился Пугачёвский вал в селе Козлятское.)

4. Какой завод находится в городе Никольск?

(Хрустальный завод.)

5. Какая фабрика была в Нижнем Ломове, которая своим производством удостоена золотой медали в Риме, Париже?

(Спичечная фабрика Камендровских.)

6. На сельском кладбище находится камень с рельефным изображением шагающего коня. Где это находится?

(Атмис, Голицыно, Козлятское.)

7. Кто из перечисленных писателей не наш земляк?

(Куприн, Радищев, Бунин.)

8. В каком населённом пункте Пензенской губернии произошло крупнейшее крестьянское восстание 1861 года?

(Кандиевка.)

9. Чьё имя носит картинная галерея в Пензе?

(К.И.Савицкого.)

10. Крупная губернская ярмарка, проходившая в Нижнем Ломове в начале XX века?

(Казанская.)

11. Известный писатель начала XX века, уроженец Наровчата.

(А.И.Куприн.)

12. Расположите названия населённых пунктов Пензенской области в соответствии с географическим положением с запада на восток: Кузнецк, Башмаково, Беднодемьяновск, Пенза.

(Беднодемьяновск, Башмаково, Пенза, Кузнецк.)

13. Уроженец села Жадовка Пензенской губернии, изобретатель, сконструировавший первую в мире электрическую лампочку.

(Попов, Якоби, Яблочков.)

14. Что было нарисовано на спичечных коробках фабрики Камендровских?

(Кошка, свинья, лев, крыса.)

15. Сколько копеек получал ремесленник за склеивание 1000 коробков?

(15 копеек, 10 копеек, 20 копеек, 25 копеек.)

16. Сколько фабрик и заводов было в Пензенской губернии?

(126, 141, 80, 78.)

17. В каком году монголы- татары вторглись в наш край?

(1223, 1234, 1342, 1219.)

18. Какие два вида религий преобладали на территории Пензенского края?

(Языческая, мусульманская, ислам, христианство.)

19. Когда Екатерина II издала указ о составлении плана “для заседания университета в Пензе”?

(29 октября 1834 года, 29 января 1786 года, 1 мая 1773 года, 12 апреля 1785 года.)

20. При деревне на месте, называемом Камлы, находятся могильные ямы, число их неизвестно. Где это находится?

(Новая Пятина, Пешая Слобода, Кувшиновка.)



Подведение итогов.


4.Игра в группах «Наш край» 



1 тур 

Герб 


- На экране вы видите герб Пензенской области.

В зеленом поле стоят три снопа.

??? Назовите 3 сельскохозяйственные культуры, изображенные на гербе. 


Пшеница, ячмень, просо / 3 балла 


2 тур 

Соседи 


- Назовите соседей нашей области. 

??? Вспомните и запишите соседей, с кем у Пензенской области общие границы. 


Мордовия, Ульяновск, Саратов, Тамбов, Рязань / 5 баллов 

3 тур 


Загадки. 

1. Ее с собой берет геолог, турист, водитель, археолог / карта


1.Карты в нем одна к одной сшиты в типографии. 
Он теперь всегда с тобой- гид по географии / атлас 

  1. На ноге стоит одной, крутит, вертит головой. 

Нам показывает страны, реки, горы, океаны. / глобус 

3.Он и летом, и зимой- между небом и землей. 

Хоть всю жизнь к нему иди – он все будет впереди / горизонт 

4.В морях и реках обитает и часто по небу летает. 

А, как наскучит ей летать, на землю падает опять / вода

5. Сосны с корнем вырывает, так порою он сердит.

Только что он был везде – миг – и нет его нигде / ветер 


Подведение итогов викторины. 



5. Подведение итогов игры.

Заключительное слово воспитателя.

- Ребята, в жизни человека огромную роль играет любовь к своим родителям, семье, к школе, к друзьям, к родному городу, к своему народу и стране. Если вы любите свою страну, уважительно относитесь к истории и культуре своего народа.

Помните, в каких бы других городах вы ни бывали, как бы ни восхищались их красотой, душой вы постоянно дома, на своей малой родине.