Интеллектуальная игра
«Грамотеи»
Цель:
Пробуждать интерес к русскому языку, используя занимательные задания;
Закрепить знания, умения учащихся по пройденным темам;
Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы;
Развивать логическое мышление, воображение, фантазию.
Ход мероприятия.
Организационный момент:
- Ребята, сколько хороших слов сказано о русском языке! Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
-А в чем богатство русского языка, как вы думаете? (В словах)
-Да богат язык словами, их разнообразием, выразительностью неповторимостью и красотой!
- Сегодня я предлагаю игру-соревнование «Грамотеи», где будут предложены вашему вниманию интересные задания.
Сегодня мы узнаем, какая из команд умеет быстро подобрать нужный ответ, умеет находить и исправлять ошибки. Вам будут предложены всевозможные задания со словами и буквами.
За каждый правильно выполненный конкурс будут начисляться баллы. Если команда отвечает неверно, то у другой команды есть шанс заработать дополнительное очко.
В игре участвуют две команды. Ваша задача, ребята, не только самим верно ответить на вопросы, но и помочь, если надо, другой команде. Будьте дружными, внимательными и помогайте друг другу.
Представление команд.
Команда «СЛОВО» и команда «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Итак, мы с вами начинаем наше соревнование.
1 конкурс «РАЗМИНКА»
Вам необходимо в карточках которые находятся у вас на партах подобрать слова антонимы, у каждой команды свои слова. За каждый правильный ответ получаем 1 балл.
Слова антонимы для команды «СЛОВО»
• ХОЛОДНЫЙ
• ТУПОЙ
• ЗИМА
• НИЗКО
• СТАРШИЙ
Слова антонимы для команды «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
• ТВЁРДЫЙ
• ВЕРХ
• РАНО
• ВРАГ
• ЧИСТЫЙ
2. конкурс «Грамматическая арифметика»
Кабан-ан+лук=?
Корь-ь+идол-л+р=?
Ква+рак-ак+тира=?
Череп-п+муха+?
3. конкурс «От Хобота до Чирикина».
(в некотором сказочном государстве жили-были животные, которых звали … ; догадайтесь, какие животные скрываются под этими именами)
Например:
ХОБОТ — слон, ПАНЦИРКА — черепаха,
БУДИЛЬНИК — петух, ПОВТОРЮШКА — попугай,
ГАВЧИК — пёс, ПОРХАЙКА — бабочка,
ДВУГОРБИК — верблюд, ДЛИННОШЕЙ — жираф,
СТУКАЛО — дятел, КЛЕШНЯ — рак,
ТЕЛЬНЯЖКА — зебра, КОЛЮЧКА — ёж,
МЯУКА — кошка, ЧИРИКИН — воробей.
конкурс «Загадки»
Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху... (ударение)
Если гласная плохо слышится,
Эта гласная очень коварная,
Ведь с ошибкою слово напишется,
Если гласная —... (безударная)
Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое. (Окончание)
Каждый абзац мы с нее начинаем.
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется... (красной строкой)
То, как надо нам писать,
Может нам оно сказать.
Ошибку я исправила,
Ведь выучила... (правило)
Звуки друг друга нашли,
Встали рядом и смысл обрели.
Много их, аж кругом голова...
Собираются звуки в... (слова)
КОНКУРС «СЛОВА-МАТРЕШКИ»
-В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь их и кажется, что перед тобой одно слово, а присмотришься повнимательней, то увидишь, что внутри спрятаны другие слова
Прочитайте слова и найдите в них другие, затаившиеся.
Победа ________________________
Бусы _________________________
Тапочки ________________________
Тумбочка _______________________
Удочка _________________________
Рыбак __________________________
Машина ________________________
Черёмуха _______________________
Дрожь __________________________
КОНКУРС «КРАСНОРЕЧИЕ»
В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.
Например: Во весь дух (стремительно)
Орать во все горло (громко)
Спать мертвым сном (крепко)
Работать, не покладая рук (усердно)
В час по чайной ложке (медленно)
Сделать на скорую руку (наспех)
Вылететь из головы (забыть)
Рукой подать (рядом, близко)
Без году неделя (недавно)
Воды в рот набрать (молчать)
Навострить уши (прислушаться)
7.Конкурс «Весёлый наборщик»
Перед командами ставится слово ГОСУДАРСТВО.
За 2 минуты команда должна составить как можно больше коротких слов из данного. При проверке каждая команда читает по 1 слову. Если это слово есть и у других команд, то оно вычёркивается. Н-р, сор, дар, рот, рад, рост, суд, сосуд, таро, сад, род, рост, торс, гора, рог, товар, творог, город, удар…
За самое длинное слово – дополнительный жетон.
«Ребус»
грамматика
Диаметр
Подведение итогов