СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "Математический ребус"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В предлагаемой методической разработке демонстрируется методика проведения внеаудиторного мероприятия для обучающихся первого курса в форме интерактивной командной игры.

Сама система игры "Математический ребус" достаточно интересна: своей гибкостью и вариативностью при выборе тем и формулировки базы вопросов для играющих, наличием наглядности всего процесса игры, что обеспечивает контролирование игрового процесса всеми его участниками. 

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Математический ребус"»

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕБУС»





для студентов 1 курса очной формы обучения

общеобразовательной подготовки


специальности: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

22.02.02 Металлургия цветных металлов

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)















Ачинск, 2019

Рассмотрено на заседании

Цикловой методической комиссии

_____________________________

Протокол №_______

Председатель цикловой комиссии

_______________ /Ф.И.О./

«____»__________ 20__ г.







Утверждаю

Заместитель директора по УМР

______________Г.В. Часовских

«____»__________20____г.

Методическая разработка предназначена для студентов 1 курса. Составлена по программе курса, «Математика» в соответствии с ФГОС специальности и направлено на освоение общих и профессиональных компетенций.


Составитель: Гребнева Т.П. – преподаватель Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса

Рекомендована Методическим советом

Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.

































СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 5

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 6

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 8

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ИГРЫ "МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕБУС"……………………....12





































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Счет и вычисления - основа порядка в голове.

(Песталоцци)


В предлагаемой методической разработке демонстрируется методика проведения внеаудиторного мероприятия для обучающихся первого курса в форме интерактивной командной игры.

Одним из путей активизации познавательной деятельности обучающихся является внеаудиторная работа, основной целью которой является создание условий для развития творческого потенциала, самостоятельности обучающегося, его способности к познанию нового и решению нестандартных задач.

В организации внеаудиторной деятельности обучающихся особую роль играют игровые технологии, технологии интерактивного обучения.

Сама система игры «Математический ребус» достаточно интересна: своей гибкостью и вариативностью при выборе тем и формулировки базы вопросов для играющих, наличием наглядности всего процесса игры, что обеспечивает контролирование игрового процесса всеми его участниками.

Вопросы рассчитаны не только на конкретные знания, но и на общую эрудицию и сообразительность обучающихся 1 курса.

Интеллектуальная игра является неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса, решает очень много воспитательных проблем, игра даёт возможность каждому обучающемуся:

- продемонстрировать приобретённые знания, умения и навыки;

- проявить интеллектуальные способности;

- раскрыть многогранность своих интересов.

Представляемая методическая разработка способна оказать методическую помощь педагогам, педагогу-организатору и иным специалистам при организации процесса проверки знаний обучающихся, а также в ходе организации интеллектуального массового мероприятия с ними. Материал методической разработки будет безусловно полезен студентам для расширения кругозора.

Организация и проведение мероприятия осуществлялось в несколько этапов.

1. Подготовительный этап:

  • определение темы, целей, задачей и формы проведения мероприятия;

  • формирование оргкомитета, распределение ролей и определение ответственных за организацию;

  • подбор дидактического материала;

  • составление вопросов и заданий для конкурсов;

  • разработка сценария мероприятия;

  • проведение инструктажа и консультирование участников;

  • организация настройки оборудования;

  • подготовка грамот и дипломов для награждения победителей;

  • размещение объявления о предстоящем мероприятии.

2. Основной этап: проведение игры.

3. Заключительный этап:

  • объявление результатов игры (награждение команды-победителя и поощрение участников, принимавших участие в мероприятии),

  • подведение итогов,

  • рефлексия (обмен мнениями участников мероприятия, оценка мероприятия обучающимися).


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.

Игровые формы обучения как никакая другая технология способствуют использованию различных способов мотивации:

Мотивы общения: обучающиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности обучающихся. Студенты в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей. Эмоциональные совместные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

Моральные мотивы: в игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

Познавательные мотивы: каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует обучающегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). В игре команды или отдельные обучающиеся изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера. Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для студентов. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет. В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа. В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, обучающиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные студенты включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры обучающиеся, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.

Участниками интерактивной игры «Математический ребус» являются обучающиеся в возрасте 16-17 лет. Сбор участников, формирование команд и инструктаж проведения игры проходит в актовом зале.

В игре принимают участие 3 команды по 6-8 человек в каждой. Состав команд заранее известен. Для команд дается домашнее задание: выбрать капитана, придумать название команды и приготовить приветствие команды.

Такой подход позволяет сразу выявить лидера команды, способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся и навыков взаимодействия в команде, ответственности.

Игра включает в себя 6 туров: «Гимнастика ума», «Тренировка», Кроссворд «И в шутку и всерьез», «Кто вперед?», «Ты мне-я тебе», «Конкурс капитанов»

Тщательно продуманный сценарий, подбор интересных заданий практической направленности, слаженная работа организаторов-студентов мероприятия, преподавателей–единомышленников и операторов–старшекурсников позволяет избежать недоразумений и спорных ситуаций в ходе игры, и даёт возможность первокурсникам раскрыть свои умственные способности и творчески показать себя.





ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕБУС»


Тема: Интеллектуальная игра «Математический ребус»


Тип мероприятия: внеклассное мероприятие обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.


Место проведения: актовый зал, компьютерные аудитории.


Время проведения: 60 минут.


Форма проведения: интерактивная игра-соревнование.


Цели мероприятия:

Методическая: демонстрация методики применения игровых технологий во внеурочной деятельности на примере проведения внеаудиторного мероприятия –интеллектуальной командной игры «Математический ребус»

образовательные:

  • совершенствование умений применять полученные знания на практике;

  • внедрение интерактивных игровых технологий в образовательный процесс;

развивающие:

  • развитие умений поиска необходимой информации, способности грамотно формулировать свои мысли, идеи;

  • развитие логического мышления, умения быстро принимать решения и аргументировать свой выбор;

  • развитие навыков работы в команде;

  • развитие коммуникативной компетенции обучающихся;

воспитательные:

  • формирование интереса к решению нестандартных задач и умения применять полученные знания на практике;

  • воспитание активной, инициативной личности,

  • формирование чувства ответственности за членов своей команды.


Методы и приемы: частично-поисковый, исследовательский метод, проблемный метод, активный и интерактивный методы.


Образовательные технологии: информационно-коммуникационные, игровые технологии, педагогика сотрудничества.


Прогнозируемый результат:

  • Л 5. умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;

  • Л 7. умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессио­нальной деятельности, так и в быту;

  • М 1. умение определять цели, составлять планы деятельности и определять сред­ства, необходимые для их реализации;

  • М 4. использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

  • М 7. умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представ­ляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • П 1. сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире.


Участники мероприятия:

Организатор: преподаватель дисциплины ОУД.03 Математика.

Обучающиеся: студенты групп 1-го курса – организаторы, ведущие мероприятия, участники игры.


Обеспечение внеаудиторного мероприятия:

  • бумага, ручки, карандаши для участников,

  • раздаточный материал для команд,

  • коробка с призами,

  • дипломы, грамоты.


Перечень используемых наглядных пособий, технических средств, методических указаний, дидактических материалов, оборудование кабинета:

Оборудование:

  • персональные компьютеры;

  • мультимедийный проектор.


Программные средства:

  • MS Power Point;

  • MS Word.


Раздаточный материал:

- таблички с названием команд;

- жетоны за правильные ответы

- название и цели мероприятия;

- итоговая таблица.


Перечень литературы:

  1. Гик, Е.Я. Занимательные математические игры / Е.Я. Гик. - Москва: Знание, 2015.

  2. Сборник деловые игр, конкретных ситуаций и практических задач: Методическое пособие В.И.Матирко, В.В.Поляков. Под ред. В.И.Матирко. – М.: Высшая школа, 2009.

  3. Платов В.Я. Деловые игры, разработка, организация и проведение: учебник – Москва, 2009.

  4. Прокофьев, А.А. Универсальный справочник по математике/ А.А. Прокофьев, И.Б. Кожухов. - Москва: Лист Нью, 2003.

  5. Столяр, А.А. Как математика ум в порядок приводит/ А.А. Столяр. - Минск: Вышэйшая школа, 2012.

  6. Тропина, Н.В. Интеллектуальные математические игры / Н.В. Тропина, Л.Н. Коваленко. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013.





ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛНЬНАЯ ИГРА «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕБУС»


1. Организационная часть

За 10-15 минут до начала проведения внеклассного мероприятия администраторы-волонтеры встречают гостей и участников, помогают занять свои места.



2. Проведение игры



2.1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности студентов и аудитории к мероприятию) Вступительное слово ведущего (приветствовать участников команд и болельщиков, сообщить тему мероприятия, цель мероприятия, объяснить этапы игры), выбрать жюри.



2.2. Формирование команд, приветствие

Ведущий: Послушайте первое задание: каждой команде дано было домашнее задание выбрать капитана, придумать название команды и приготовить приветствие, связанное с дисциплиной «Математика». Итак, первую команду встречаем…

Ведущий: Спасибо командам за приветствие. Оценивать игру будет председатель общеобразовательных дисциплин Капустина Я.В., представители жюри: …Начинаем интеллектуальную игру «Математический ребус».



2.3. Ознакомление с правилами игры

Правила игры:

Игра включает в себя 6 туров разного уровня: «Гимнастика ума», «Тренировка», Кроссворд «И в шутку и всерьез», «Кто вперед?», «Ты мне-я тебе», «Конкурс капитанов». За каждое правильно выполненное задание жюри оценивает в 1 балл.


2.4. Ход игры.


I тур Гимнастика ума.



Каждой команде предлагается по четыре вопроса. За правильный ответ ставится 1 балл.

Вопросы 1-ой команде

  1. Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой – получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи – получится 54 кг. Сколько весит Кузя без бабушки?

(59-54=5кг)

  1. Младенец Кузя орет как резаный 5 часов в сутки. Спит, как убитый 16 часов в сутки. Остальное время младенец Кузя радуется жизни всеми доступными ему способами. Сколько часов в сутки младенец Кузя радуется жизни?

(24-5-16=3ч)

  1. Хозяйка несла корзину яиц, а дно упало.
    Сколько осталось яиц?

(Ни одного)

  1. Одна фляка стоит 17 хмуриков. Сколько фляк можно купить на 85 хмурика

(5)

Вопросы 2-ой команде

  1. У осьминога 8 ног. Тремя парами ног он крепко держит трех водолазов. Сколько ног бездельничали у осьминога?

(две)

  1. Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту?

(20)

  1. Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа

(Одинаково)

  1. Петух, стоя на одной ноге. Весит 2 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?

(2 кг)

Вопросы 3-ей команде

  1. Допустим, что вы решили прыгнуть в воду с высоты 8 метров. И, пролетев 5 метров, передумали. Сколько метров придется еще лететь поневоле?

(3 м)

  1. Кто окажется тяжелее после ужина: первый – людоед, который весил до ужина 48 кг и на ужин съел 2-го людоеда или второй, который весил 52 кг и съел первого.

(Одинаково)

  1. Рост Кати 1 м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из-под одеяла?

(20 см)

  1. Кощей Бессмертный родился в 1123 г, а паспорт получил лишь в 1936 г. Сколько лет прожил он без паспорта?

(1936-1123=813)

II тур Тренировка


Командам необходимо изобразить схематически графики следующих функции: 

Команда 1

Команда 2

Команда 3

y = 2

y = 3

у=9

y = log4x

y =

y =

y =

y =

y =

y =4

y =7

y =3



III тур Решение кроссворда


Каждой команде необходимо решить данный кроссворд «И в шутку и всерьез». Количество верных ответов равняется количеству баллов за конкурс.



Кроссворд «И в шутку и всерьез».



По горизонтали: 1. Какое слово воскликнул Ньютон, когда ему упало на голову яблоко. Так был открыт закон всемирного тяготения.

По вертикали: 2. Самая нелюбимая оценка ученика. 3. Независимая переменная функции. 4. «Вымирающая» разновидность учеников. 5. Проверка учеников на выживание. 6. Утверждение, которое не доказывается.

Ответы к III туру

1.Эврика. 2. Два. 3. Аргумент. 4. Отличник. 5. Контрольная. 6. Аксиома.



IV тур Кто вперед?



Команды отвечают на вопросы. Балл зачисляется команде, первой ответившей на вопрос правильно.

  1. Высказывание, принимаемое без доказательства.

(Аксиома)

  1. Треугольник с двумя равными сторонами называется…

(Равнобедренный)

  1. С помощью какого инструмента можно провести окружность

(Циркуль)

  1. Сколько человек играли на музыкальных инструментах в басне И. Крылова «Квартет»?

(Ни одного)

  1. Наименьшее натуральное число.

(Один)

  1. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

(Медиана)

  1. Сколько секунд в трех минутах?

(180)

  1. Форма футбольного меча

(Шар)

  1. Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш?

(8)

  1. График квадратичной функции?

(Парабола)

  1. В каких четвертях синус положителен?

(I и II)

  1. Производная от x10

(10x9)

  1. Имеет ли решение уравнение

(да)

  1. Что больше: cos00 или tg450

(Оба равны 1)

  1. Корень кубический из числа 64

(3)

  1. Существует ли треугольник со сторонами 7,8, 14?

(Существует)

  1. Имеет ли решение уравнение sinx=1,7

(нет)

  1. Чему равен объем куба со стороной 2 см?

(8см)

  1. Отношение прилежащего катета к гипотенузе?

(Косинус)

V тур. Ты мне-я тебе.



Команды задают вопросы друг – другу. (По 3 вопроса)




VI тур. Конкурс капитанов



Как известно, математическая наука любит формулировки четкие и краткие. Поэтому еще в древности возникла необходимость в появлении специальных математических знаков, которые бы помогали сокращать математические записи.

Капитанам команд необходимо вспомнить математические символы и заполнить таблицу. (Таблица и карточки на отдельных столах для капитанов)



Приложение 1

Итоговая таблица игры «Математический ребус»




Название

команд

I тур

«Гимнастика ума»

II тур

«Тренировка»

III тур

Кроссворд «И в шутку и всерьез»

IV тур

«Кто вперед?»

V тур

«Ты-мне, я-тебе»

VI тур

«Конкурс капитанов»




Всего

баллов

1команда

Итого:














2команда

Итого:














3команда

Итого:

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!