СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "Он открыл рудник словесный..."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая в командах, дети бросают кубик, совершают игровые ходы и попадают на игровые клетки 3 типов:

• Ситуации (игровые клетки содержат различные задания по работе со словарями, предполагается  начисление или снятие баллов в зависимости от правильности выполнения заданий).

• Познавательные задания (игровая клетка с изображением знака вопроса).

• Творческие задания (игровая клетка с изображением пера).

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Он открыл рудник словесный..."»



Ольхово-Ильинский филиал МБОУ «Умётская СОШ»

Автор работы Харитонова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы

План проведения интеллектуальной игры «Он открыл рудник словесный…»

Цель: пропаганда достижений в области языковедения, вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность;

«развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1797 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Задачи:

- формирование интереса к изучению родного языка;

- расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

- умение использовать словари (в том числе мультимедийные) для решения задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

- пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего – для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления

- пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

- использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

- использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;

- использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;

- использовать полученные знания в повседневной жизни;

Создание условий для развития творческого потенциала обучающихся..

Оборудование

Проектор и экран, компьютер, ноутбук для

демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint (см. Приложение 1).

• Игровое поле для настольной игры.

• Игровой кубик для настольной игры.

• Распечатанные и разрезанные карточки с заданиями для настольной игры

(см. Приложение 2).

• Игровые фигурки , которые команды передвигают по полю, совершая игровые ходы.

• Распечатанный бланк Грамоты для команды, победившей в настольной игре. Вы можете распечатать одну грамоту на всю команду (вписать несколько имён и фамилий на один

бланк), либо распечатать персональные грамоты для каждого члена команды .

• Раздаточный материал для выполнения заданий (листы А4, ручки, фломастеры), карманные книжечки по числу участников

• Фотоаппарат для съемки фотографий хорошего качества



Сценарий проведения интеллектуальной игры


Продолжительность урока 45 минут

Урок состоит из трех взаимосвязанных блоков

1. Блок передачи знаний

Демонстрация презентации «22 ноября – День словарей. По страницам биографии В.И.Даля » в сопровождении рассказа учителя и вопросов к ученикам.

Общее время на демонстрацию презентации — 10 минут.

2. Настольная интеллектуальная игра

Работая в командах, дети бросают кубик, совершают игровые ходы и попадают

на игровые клетки 3 типов:

• Ситуации (игровые клетки содержат различные задания по работе со словарями, предполагается начисление или снятие баллов в зависимости от правильности выполнения заданий).

• Познавательные задания (игровая клетка с изображением знака вопроса).

• Творческие задания (игровая клетка с изображением пера).

Общее время на выполнение интерактивного упражнения — 35 минут

3. Закрепление материала

Изготовление карманной книжки со словами, в которых чаще других встречаются орфоэпические и орфографические ошибки .

В конце урока ученики забирают карманную книжечку с собой.

Общее время на закрепление материала — 5 минут.

Ход урока

  1. Блок передачи знаний

Содержание блока:

Демонстрация готовой презентации «22 ноября – День словарей. По страницам биографии В.И.Даля », которая сопровождается рассказом учителя.

Необходимые материалы:

• Проектор и экран, компьютер для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint (см. Приложение 1).

В течение 10 минут учитель демонстрирует презентацию и комментирует её.


2. Настольная игра— 40 минут.

Цель игры — закрепить новые знания и замотивировать учеников использовать словари в повседневной жизни.

Школьники работают в командах, выполняя увлекательные задания и соревнуясь с другими

командами. Команда, набравшая к концу игры наибольшее число баллов, получает Грамоту .

Общая продолжительность игры — 35 минут.

Методика и содержание игры

Ученики делятся на 3 группы по 6-8 человек, в зависимости от количества

учеников . Каждая команда придумывает себе название, связанное с лингвистикой (например, словарики, буквы, алфавитики, филологи, лингвисты).. Для передвижения по игровому полю каждая команда получает фишки одного цвета. В течение 35 минут команды по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку.

Ходы сопровождаются ответами на вопросы, за которые команды получают баллы.

Рекомендации по распределению времени в ходе выполнения задания

• Деление на команды, постановка задачи учителем. 3 минуты.

• Игра. 30 минут.

• Награждение победителей . 2 минуты.


Инструкция по проведению игры

Игровое поле — карта с маршрутом, по которому проводится игра. Поле должно быть достаточно большим, чтобы школьники хорошо видели игру. При наличии технической возможности игровое поле проецируется на интерактивную магнитную доску.

Фишки —в данной игре команды передвигают по полю, совершая игровые ходы.

Кубик — игральный кубик с шестью гранями, на каждой грани которого нанесены числа от 1 до 6.

Карточки с вопросами — распечатанные и разрезанные на карточки листы А4 (см. Приложение 2). Предназначены для учителя или ведущего игры. Клетка — точка на игровом поле, «остановка» фишки.

Подготовка к игре

Перед ребятами — игровое поле, фишки, кубик.

Перед учителем — три стопки карточек с вопросами по трём категориям: (Ситуации, Познавательные задания, Творческие задания).

Учитель объясняет правила игры

«А сейчас мы поиграем в увлекательную настольную игру. Разделитесь на 3 группы по 6-8 человек. Придумайте для вашей команды название, связанное с языком, со словарями .

Вам предстоит бросать кубик и выполнять задания. У каждой команды

будет своя фишка , которой будет ходить по полю. За каждое задание вы можете

получить баллы. В этой игре мы будем совершенствовать свои навыки использовать словари для решения задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов .

Команда, которая через 35 минут наберёт наибольшее число баллов, получит грамоту.

Ребята разбиваются на команды , а учитель предоставляет одной из команд право первого хода.

Учитель пишет название команд на доске. Напротив будет писаться количество баллов, которое заработала или потеряла каждая команда, для подсчёта в конце игры».

Ход игры

Команда бросает кубик и перемещает свою фишку на соответствующее количество клеток.

В игре предусмотрено 3 типа заданий.

• Познавательные задания. Им соответствуют клетки с изображением знака вопроса. Учитель вытягивает карточку из соответствующей стопки и зачитывает ученикам задание.

• Творческие задания. Клетки с изображением пера. Учитель вытягивает карточку из соответствующей стопки, зачитывает и передает карточку ученикам.

• Ситуации. Клетки с изображением ученика с книгой. Начисление или снятие баллов происходит в соответствии с ситуацией, описанной на данной карточке.

Команда отвечает на вопрос или выполняет задания и получает (либо не получает) баллы. Количество баллов, которое получает команда, написано в каждой карточке.

Пример задания из категории

«Познавательные задания»:

В 1832 году В.И.Даль издает книгу сказок, подписанную, как ?

1)Сказочник Даль

2)Казак Луганский

3)В.И.Даль

4)Сказочник Луганский

Правильный ответ 2) получает 300 баллов


В категории «Ситуации» команды выполняют задание, пользуясь различными словарями Учитель зачитывает соответствующую ситуацию из списка , начисляя либо снимая баллы команде.

Пример задания:

Назовите слова, в которых пишется одна согласная. При затруднении обращайтесь к орфографическому словарю

гу(м,мм)анитарный дра(м,мм)атический ко(л,лл)ега мирово(з,зз)рение профе(с,сс)ия

скло(н,нн)ость



. Правильный ответ : гуманитарный ,драматический За правильный ответ 700 баллов. За каждый неправильный ответ минус 100 баллов

В категории «Творческое задание» команды выполняют творческое задание. Учитель зачитывает соответствующее задание из списка , начисляя баллы команде.

Пример задания:

За 2 минуты придумайте стихотворение (2 или 4 строчки) о пользе словарей

Рифма: нет –ответ

Правильный ответ:

За 2 строчки 500 баллов

За 4 строчки 1500 баллов


3. Закрепление материала

Необходимые материалы:

• Раздаточный материал по числу учеников — заготовки формата А4 для складывания

карманных книжечек;

  • 3-6 пар ножниц для складывания покетмодов в 3-4 группах.

Общая продолжительность — 5 минут

Создание карманных книжечек

В конце урока учитель раздает ученикам заготовки карманных книжечек, которые складываются специальным образом своими руками. В книжечках необходимо вписать слова, в которых чаще всего делаются орфографические и орфоэпические ошибки. В конце урока ученики забирают карманную книжечку с собой

Заключительное слово учителя