СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по экологии для детей 14-17 лет "Экологическое домино"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра включает в себя несколько разделов экологии: экология растений, животных, грибов, по страницам Красной книги ЯНАО, учение о биосфере В.И. Вернадского. Уровень заданий разнообразен от простого к более сложному. Выигрывает та команда, у которой не осталось домино.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по экологии для детей 14-17 лет "Экологическое домино"»

  Экологическое домино

Экологическое домино

БЛИЦ-ВОПРОС

БЛИЦ-ВОПРОС

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ ЭКОЛОГИЯ ГРИБОВ И МИКРООРГАНИЗМОВ УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ ПОГОДА И КЛИМАТ Экология животных

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ЭКОЛОГИИ

ЭКОЛОГИЯ

ГРИБОВ И МИКРООРГАНИЗМОВ

УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ

ЭКОЛОГИЯ

РАСТЕНИЙ

ПОГОДА И КЛИМАТ

Экология животных

Правила игры Первым ход начинает команда с фишкой или с другим значением дублера. По цвету фишки определяется область вопросов и заданий которые необходимо выполнить, например, в данном случае это задание из области «Экология растений» Команда выполнившая правильно задание набирает «2 балла» по сумме очков на костяшке. Если команда не выполняет задание, то костяшку ставит в общую цепочку, но баллы не получает. Если у команды нет костяшки для продолжения хода, то она обращается к банку не разыгранных костяшек, затем открывает костяшки до тех пор, пока не откроется нужная костяшка для продолжения хода. Если в банке нет нужной костяшки, то команда может обратиться к блиц-вопросу или пропустить ход. Побеждает та команда, которая первая выложит все костяшки и выполнит все задания, вторая команда та у которой осталось наименьшее количество костяшек и выполнены все задания.

Правила игры

  • Первым ход начинает команда с фишкой или с другим значением дублера.
  • По цвету фишки определяется область вопросов и заданий которые необходимо выполнить, например, в данном случае это задание из области «Экология растений»
  • Команда выполнившая правильно задание набирает «2 балла» по сумме очков на костяшке.
  • Если команда не выполняет задание, то костяшку ставит в общую цепочку, но баллы не получает.
  • Если у команды нет костяшки для продолжения хода, то она обращается к банку не разыгранных костяшек, затем открывает костяшки до тех пор, пока не откроется нужная костяшка для продолжения хода. Если в банке нет нужной костяшки, то команда может обратиться к блиц-вопросу или пропустить ход.
  • Побеждает та команда, которая первая выложит все костяшки и выполнит все задания, вторая команда та у которой осталось наименьшее количество костяшек и выполнены все задания.
Предмет изучения экологии СРЕДИ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ПОЛОЖЕНИЙ УКАЖИТЕ ТЕ, ИЗУЧЕНИЕМ КОТОРЫХ ЗАНИМАЕТСЯ ЭКОЛОГИЯ Трансформация природной среды Видовое разнообразие живых организмов Взаимоотношение организмов со средой обитания Структура и функции живой природы Эволюция живой природы

Предмет изучения экологии

СРЕДИ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ПОЛОЖЕНИЙ УКАЖИТЕ ТЕ, ИЗУЧЕНИЕМ КОТОРЫХ

ЗАНИМАЕТСЯ ЭКОЛОГИЯ

Трансформация природной среды

Видовое разнообразие живых организмов

Взаимоотношение организмов со средой обитания

Структура и функции живой природы

Эволюция живой природы

Экологические системы СОВОКУПНОСТЬ ОСОБЕЙ ОДНОГО ВИДА, ЗАНИМАЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРЕАЛ, СВОБОДНО СКРЕЩИВАЮЩИХСЯ ДРУГ С ДРУГОМ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ГЕНЕТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ. Вид Биогеоценоз Популяция Консументы Фитоценоз

Экологические системы

СОВОКУПНОСТЬ ОСОБЕЙ ОДНОГО ВИДА, ЗАНИМАЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРЕАЛ,

СВОБОДНО СКРЕЩИВАЮЩИХСЯ ДРУГ С ДРУГОМ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ,

ГЕНЕТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.

Вид

Биогеоценоз

Популяция

Консументы

Фитоценоз

Задачи экологии ЭКОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. НАЙДИТЕ ИХ СРЕДИ ОТВЕТОВ И УКАЖИТЕ ЯВЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ОСНОВНЫМ ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ Влияние окружающей среды на организм Механизм возобновления мутаций под действием мутагенных факторов внешней среды Взаимоотношения между особями одного вида Влияние организмов на окружающую среду

Задачи экологии

ЭКОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. НАЙДИТЕ ИХ СРЕДИ ОТВЕТОВ И УКАЖИТЕ ЯВЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ОСНОВНЫМ ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ

Влияние окружающей среды на организм

Механизм возобновления мутаций под действием мутагенных факторов внешней среды

Взаимоотношения между особями одного вида

Влияние организмов на окружающую среду

Экологические факторы ФАКТОР СРЕДЫ, ВЫХОДЯЩИЙ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВЫНОСЛИВОСТИ ОРГАНИЗМА, НАЗЫВАЕТСЯ… Ограничивающий фактор Абиотический фактор Антропогенный фактор Биотический фактор

Экологические факторы

ФАКТОР СРЕДЫ, ВЫХОДЯЩИЙ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВЫНОСЛИВОСТИ ОРГАНИЗМА, НАЗЫВАЕТСЯ…

Ограничивающий фактор

Абиотический фактор

Антропогенный фактор

Биотический фактор

Приспособления организмов ВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМОВ, ПРИ КОТОРОМ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ЗАМЕДЛЯЮТСЯ ДО МИНИМУМА И ОТСУТСТВУЮТ ВСЕ ВИДИМЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ Зимняя спячка Период покоя Морозостойкость Анабиоз

Приспособления организмов

ВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМОВ, ПРИ КОТОРОМ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ЗАМЕДЛЯЮТСЯ ДО МИНИМУМА И ОТСУТСТВУЮТ ВСЕ ВИДИМЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ

Зимняя спячка

Период покоя

Морозостойкость

Анабиоз

Живые организмы как среда обитания СРЕДИ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ПАРАМЕТРОВ УКАЖИТЕ ТЕ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ КАК СРЕДЫ ОБИТАНИЯ. Избыток света Постоянство условий существования Избыток кислорода Ограниченность жизненного пространства Неограниченность пищевых ресурсов Защищенность от внешних факторов

Живые организмы как среда обитания

СРЕДИ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ПАРАМЕТРОВ УКАЖИТЕ ТЕ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ КАК СРЕДЫ ОБИТАНИЯ.

Избыток света

Постоянство условий существования

Избыток кислорода

Ограниченность жизненного пространства

Неограниченность пищевых ресурсов

Защищенность от внешних факторов

Экология растений Художник нарисовал картины. Все ли верно? 1 2

Экология растений

Художник нарисовал картины. Все ли верно?

1

2

Растительный мир водоемов виктория амазонсткая лотос орехоносный кувшинка белая 1 2 3

Растительный мир водоемов

виктория амазонсткая

лотос орехоносный

кувшинка белая

1

2

3

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ РАСТЕНИЯ? Все растения насекомоядные (растения-хищники) РОСОЛИСТ ЛУЗИТАНСКИЙ ВЕНЕРИНА МУХОЛОВКА РОСЯНКА НЕПЕНТЕС (кувшиночник)

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ РАСТЕНИЯ?

Все растения насекомоядные (растения-хищники)

РОСОЛИСТ ЛУЗИТАНСКИЙ

ВЕНЕРИНА МУХОЛОВКА

РОСЯНКА

НЕПЕНТЕС (кувшиночник)

Назовите самый многочисленный отдел растений, занесённый в Красную Книгу Ямала в 2010 году? Отдел покрытосемянные

Назовите самый многочисленный отдел растений, занесённый в Красную Книгу Ямала в 2010 году?

Отдел покрытосемянные

Биотические экологические факторы: СРЕДИ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ТИПОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РАСТЕНИЙ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗМАМИ ОПРЕДЕЛИТЕ ПАРАЗИТИЧЕСКИЙ ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Взаимоотношения водорослей и грибов Взаимоотношения грибов и растений Клубеньковые бактерии бобовых растений Взаимоотношения венериной мухоловки с насекомыми Птицы колибри с цветковыми растениями Взаимоотношения между растениями Раффлезии тропической и лианами

Биотические экологические факторы:

СРЕДИ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ТИПОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РАСТЕНИЙ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗМАМИ ОПРЕДЕЛИТЕ ПАРАЗИТИЧЕСКИЙ ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Взаимоотношения водорослей и грибов

Взаимоотношения грибов и растений

Клубеньковые бактерии бобовых растений

Взаимоотношения венериной мухоловки с насекомыми

Птицы колибри с цветковыми растениями

Взаимоотношения между растениями Раффлезии тропической и лианами

В каком сообществе существует природное равновесие? Лес Луг Поле ПРИРОДНОЕ РАВНОВЕСИЕ В СООБЩЕСТВАХ ЛЕСА И ЛУГА РАВНОВЕСИЕ В ИСКУССТВЕННЫХ СООБЩЕСТВАХ (ПОЛЕ) РЕГУЛИРУЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ

В каком сообществе существует природное равновесие?

Лес

Луг

Поле

ПРИРОДНОЕ РАВНОВЕСИЕ В СООБЩЕСТВАХ ЛЕСА И ЛУГА

РАВНОВЕСИЕ В ИСКУССТВЕННЫХ СООБЩЕСТВАХ (ПОЛЕ) РЕГУЛИРУЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ

Окружающая среда ПЕРЕД ВАМИ СХЕМА КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ. ЗАМЕНИТЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ЦИФРАМИ И ВОССТАНОВИТЕ СХЕМУ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ. 1 – консументы (растительноядные животные) 2 – песок 3 – перегной 4 – продуценты (растения) 5 – редуценты (бактерии, грибы) 6 – вода 7 - консументы (почвенные животные) 8 – неорганические соли 9 - консументы (хищные животные) 10 – растительные и животные остатки 4 9 ? ? 1 ? 6 ? ? 3 ? 5 8 ? 7 ? 10 ? ПОЧВА

Окружающая среда

ПЕРЕД ВАМИ СХЕМА КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ.

ЗАМЕНИТЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ЦИФРАМИ И ВОССТАНОВИТЕ СХЕМУ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ.

1 – консументы (растительноядные животные)

2 – песок

3 – перегной

4 – продуценты (растения)

5 – редуценты (бактерии, грибы)

6 – вода

7 - консументы (почвенные животные)

8 – неорганические соли

9 - консументы (хищные животные)

10 – растительные и животные остатки

4

9

?

?

1

?

6

?

?

3

?

5

8

?

7

?

10

?

ПОЧВА

Окружающая среда Составь схему цепей питания этих организмов 3 – тля 1 3 2 4 – трихограмма 1 – яблоня 5 1 4 2 – златоглазка 5 – яблоневая плодожорка

Окружающая среда

Составь схему цепей питания этих организмов

3 – тля

1

3

2

4 – трихограмма

1 – яблоня

5

1

4

2 – златоглазка

5 – яблоневая плодожорка

Окружающая среда Определите, на каких типах почвы формируются данные растительные сообщества? Широколиственные леса тундра Смешенные леса лесотундра лесотундра тайга пустыня степь полупустыня степь лесостепь полупустыня

Окружающая среда

Определите, на каких типах почвы формируются данные растительные сообщества?

Широколиственные леса

тундра

Смешенные леса

лесотундра

лесотундра

тайга

пустыня

степь

полупустыня

степь

лесостепь

полупустыня

Среда обитания организмов бактерии воздух вода Земля грибы воздух вода Земля растения воздух вода Земля животные воздух Вода Земля

Среда обитания организмов

бактерии

воздух

вода

Земля

грибы

воздух

вода

Земля

растения

воздух

вода

Земля

животные

воздух

Вода

Земля

Погода и климат, явления природы Какое состояние воды создают эти явления природы? 1 – твердое 2 – жидкое 3 - газообразное 3 иней 1 облако дождь 2 3 туман 2 гейзер родник 2 1 снег айсберг 1 ГЕЙЗЕР

Погода и климат, явления природы

Какое состояние воды создают эти явления природы?

1 – твердое

2 – жидкое

3 - газообразное

3

иней

1

облако

дождь

2

3

туман

2

гейзер

родник

2

1

снег

айсберг

1

ГЕЙЗЕР

ЛОГИКА:  КАКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЗАШИФРОВАНА? Парниковый эффект

ЛОГИКА: КАКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЗАШИФРОВАНА?

Парниковый

эффект

ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ. Почему эти животные не могут жить в тундре? Нет пищи Верблюд холодно Белый медведь Нет места для жилья Бурый медведь Песец

ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ.

Почему эти животные не могут жить в тундре?

Нет пищи

Верблюд

холодно

Белый медведь

Нет места для жилья

Бурый медведь

Песец

Кто здесь лишний? Муха Бабочка Паук ПАУК – КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫХ МУХА, БАБОЧКА, КУЗНЕЧИК – КЛАСС НАСЕКОМЫЕ Кузнечик

Кто здесь лишний?

Муха

Бабочка

Паук

ПАУК – КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫХ

МУХА, БАБОЧКА, КУЗНЕЧИК – КЛАСС НАСЕКОМЫЕ

Кузнечик

ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ. Какого животного нет в Красной Книге Ямала? Северный олень Полярная сова ВСЕ ЖИВОТНЫЕ ЗАНЕСЕНЫ В КРАСНУЮ КНИГУ ЯМАЛА! Белый журавль Белый медведь Муксун

ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ.

Какого животного нет в Красной Книге Ямала?

Северный олень

Полярная сова

ВСЕ ЖИВОТНЫЕ ЗАНЕСЕНЫ В КРАСНУЮ КНИГУ ЯМАЛА!

Белый журавль

Белый медведь

Муксун

Назовите самый многочисленный класс животных, занесённый в Красную Книгу Ямала в 2010 году? Класс птицы

Назовите самый многочисленный класс животных, занесённый в Красную Книгу Ямала в 2010 году?

Класс птицы

Составьте схему питания этих животных ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ. 1. Хомяк 2. Жаворонок 3. Журавль 4. Кузнечик РАСТЕНИЯ

Составьте схему питания этих животных

ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ.

1. Хомяк

2. Жаворонок

3. Журавль

4. Кузнечик

РАСТЕНИЯ

УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ Кто из Великих ученых является создателем учения о биосфере? Вернадский Владимир Иванович Вавилов Николай Иванович  Тимирязев Климент Аркадьевич 12 марта 1863 – 6 января 1945 гг. 25 ноября 1887 – 26 января 1943 гг. 22 мая 1843 – 28 апреля 1920 гг.

УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ

Кто из Великих ученых является создателем учения о биосфере?

Вернадский Владимир Иванович

Вавилов Николай Иванович

Тимирязев Климент Аркадьевич

12 марта 1863 – 6 января 1945 гг.

25 ноября 1887 – 26 января 1943 гг.

22 мая 1843 – 28 апреля 1920 гг.

Определите границы биосферы Аэропланктон на уровне 27 км Верхняя граница биосферы на уровне 15-20 км в слое тропосферы БИОСФЕРА Уровень океана – точка отсчета Нижняя граница биосферы на уровне 7,5 км в слоях литосферы Нижняя граница биосферы на уровне 11 км в слоях гидросферы

Определите границы биосферы

Аэропланктон на уровне 27 км

Верхняя граница биосферы на уровне 15-20 км в слое тропосферы

БИОСФЕРА

Уровень океана – точка отсчета

Нижняя граница биосферы

на уровне 7,5 км в слоях литосферы

Нижняя граница биосферы на уровне 11 км в слоях гидросферы

СТРУКТУРА (СОСТАВ) БИОСФЕРЫ Живое вещество биосферы Биогенные вещества Вещества биогенного и абиогенного происхождения Твердые тела Необходимо определить! Что составляет живое, биогенное вещество биосферы? Что является веществом биогенного и абиогенного происхождения? Что составляет твердые тела биосферы?

СТРУКТУРА (СОСТАВ) БИОСФЕРЫ

Живое вещество биосферы

Биогенные вещества

Вещества биогенного и абиогенного происхождения

Твердые тела

Необходимо определить!

Что составляет живое, биогенное вещество биосферы? Что является веществом биогенного и абиогенного происхождения?

Что составляет твердые тела биосферы?

Ж И В О Е  В Е Щ Е С Т В О СТРУКТУРА (СОСТАВ) БИОСФЕРЫ БАЗАЛЬТ ПЕМЗА ГРАНИТ Твердые тела УГОЛЬ Биогенные вещества ИЗВЕСТНЯК Вещества биогенного и абиогенного происхождения НЕФТЬ Биогенные вещества ПОЧВА

Ж

И

В

О

Е

В

Е

Щ

Е

С

Т

В

О

СТРУКТУРА (СОСТАВ) БИОСФЕРЫ

БАЗАЛЬТ

ПЕМЗА

ГРАНИТ

Твердые тела

УГОЛЬ

Биогенные вещества

ИЗВЕСТНЯК

Вещества биогенного и абиогенного происхождения

НЕФТЬ

Биогенные вещества

ПОЧВА

Микроорганизмы как часть экосистемы В природных условиях микроорганизмы никогда не существуют в виде чистых культур. Разнообразие микробных функций в природе определяется их повсеместным распространением и широтой метаболических возможностей. 1. ГРИБЫ 2. БАКТЕРИИ Определите действия микроорганизмов и грибов в следующих процессах:

Микроорганизмы как часть экосистемы

В природных условиях микроорганизмы никогда не существуют в виде чистых культур. Разнообразие микробных функций в природе определяется их повсеместным распространением и широтой метаболических возможностей.

1. ГРИБЫ

2. БАКТЕРИИ

Определите действия микроорганизмов и грибов в следующих процессах:

Микроорганизмы как часть экосистемы Производство кисло-молочных продуктов Производство сыра Рокфора Создание антибиотиков Производство хлебобулочных изделий Симбиоз с бобовыми растениями Круговорот азота в природе

Микроорганизмы как часть экосистемы

Производство кисло-молочных продуктов

Производство сыра Рокфора

Создание антибиотиков

Производство хлебобулочных изделий

Симбиоз с бобовыми растениями

Круговорот азота в природе

  Окончание игры! СПАСИБО ЗА ИГРУ!

Окончание игры!

СПАСИБО ЗА ИГРУ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!