Интеллектуальная игра по русскому языку «Морской бой»
Цели:
-расширять кругозор обучающихся;
-развивать мышление, речь обучающихся;
-прививать интерес к родному языку.
Правила игры:
На доске вывешивается «поле». К нему обратной стороной прикрепляются карточки с «кораблями» и баллами (очками). «Кораблей» должно быть 12. Карточек с баллами 5, 10, 15,20, 30, 40 –по 8-10 штук.
1 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | |
В игре может участвовать сразу несколько команд.
Команда называет координату. Если выпадает кораблик, команда получает 20 очков и право сделать следующий ход. Если выпадают карточки с баллами, команде задаётся вопрос. Если команда не отвечает, право на ответ получает команда соперников. Кто больше наберёт баллов?
Задания.
5 баллов.
1.Назовите самостоятельные части речи.
2.Назовите служебные части речи.
3.Замените одним словом (о-ё после шипящих):
-глухой шум от трения (шорох);
-колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами (крыжовник);
-стержень для чистки ствола оружия (шомпол);
-наездник на скачках, бегах (жокей);
-цирковой артист (жонглёр).
4. Вставьте пропущенные буквы:
СНЕ-КИ, ПРЫ-КИ, ФЛА-КИ, КРЫ-КИ, ОРЕ-КИ.
5.Подберите синонимы к данным словам:
-помощь (поддержка);
-вид городского транспорта (троллейбус);
-один из видов игры в мяч (теннис);
-обучение животных (дрессировка);
-сквозной проезд, прорытый под землёй (туннель);
-дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея).
6. «Четвёртый лишний»:
-тетрадь, журнал, блокнот, ручка;
-портрет, акварель, портьера, кисть;
-племянник, сестра, школьник, мачеха;
-аудитория, студенты, преподаватель, знамёна;
-корова, медведь, лошадь, овца.
7.К какой части речи относятся восклицания: ОХ! АХ! ФУ!
8.Какие слова не являются членами предложения?
9.Подберите синонимы:
горе (беда), лес (бор), мороз (стужа), темнота (потёмки), невиданный (диковинный);
наводнение (потоп), лилипут (карлик), граница (кордон), гостиница (кордон), войско (армия).
10 баллов.
1.Назовите все части речи в русском языке.
2.Кто создал русскую азбуку?
3.Кто это, что это?
-В этой почке кисть накала
---почка (лампочка);
-Эта почка из металла
--почка (цепочка);
-Эта пика не остра, это ключик от костра
-пи-ка.
4.Найдите в стихотворении однокоренные слова:
Проплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки.
5.Образуйте при помощи приставки однокоренные слова к слову «работать».
6.Составьте слова по данным схемам:
-корень, суффикс, окончание;
-приставка, корень, окончание;
- приставка, корень, суффикс, окончание.
7.Составьте словосочетания с глаголами ОДЕТЬ, НАДЕТЬ.
8.Перечислите все знаки препинания.
15 баллов.
1.В меня садились иногда цари, вельможи, господа.
Теперь я стала уж стара, меня убрали со двора.
Переверните половину - я к звёздам вас, друзья, подкину.
(карета-ракета)
2.Со звонкой на конце он означает примерно то же, что «не стар»,
С глухой - по наковальне скачет, звенит в ушах его удар.
(молод-молот)
3.Я цвет одинаковый часто имею.
И с Г зеленею, и с К зеленею.
Но с К вам со мною рискованно быть:
Могу я до слёз довести и убить.
(лук-луг)
4.Числительное плюс гласный -
Ансамбль в музыке прекрасный.
(три-о)
5.Крик птицы - это первый слог,
Второй - известный всем предлог,
А третий - бурная волна.
Теперь шарада всем ясна.
(кар-на-вал)
6.Мой первый слог - предлог,
А со вторым мы проживём всё лето.
А целое от нас и вас
Давно уж ждёт ответа.
(за-дача)
7.Я храню сокровищ много.
Но легко меня извлечь.
Ты прибавь меня к предлогу -
Превращаюсь тут же в речь.
(до-клад)
8.Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта.
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета.
(я-блок-о)
9.Первый слог - почётная награда,
Слог второй в реке нашарить надо.
Целое - игра воображенья,
Небывальщина, мираж, виденье.
(приз-рак)
10.Союз, предлог и падежная форма личного местоимения
Дают вкусный плод южноамериканского растения.
(а-на-нас)
20 баллов.
1.Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)
2. Назовите разносклоняемые существительные.
3. Назовите слова, в которых по сто одинаковых согласных (сто-к, сто-л, сто-п, сто-г).
4. Перечислите корни с чередующимися гласными.
5.Какой частью речи может быть слово ОТЦОВ?
6.С помощью какого суффикса НОЖИ и НОГИ превращаются в одно слово? (-ИЩ-)
7.Как превратить слова АЙ и НО в местоимения? (Я, ОН)
8.Какое местоимение может быть суффиксом? (ТО)
30 баллов.
1.Какой бор не имеет листвы и хвои? (в зубном кабинете)
2.При помощи какого языка общались первобытные люди? (язык жестов)
3.Укажите корень в слове ВЫНУТЬ.
4.Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
5.Попробуйте найти животных, спрятавшихся между строк стихотворений:
-Была гроЗА. Я Целый час
Не открывал от страха глаз.
-ЗнаКОМА Рыбам тень моя,
Над гладью рек танцую я.
-СмотриТЕ! ЛЁН Около ив,
Как голубой ковёр, красив.
-Арбуз по речке вниз уплыл,
Я полчаСА ЗА Ним следил.
- И худ, и щуПЛ, ОТВАги полный,
Жучок таранит носом волны.
-Насос сОСЁТ Речную воду,
И шланг протянут к огороду.
6. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)
7.Вспомните не менее пяти пословиц с именем числительным.
(Один в поле не воин. Один ум – хорошо, а два – лучше. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Скупой платит дважды. Обещанного три года ждут. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ…)
8.Нормы и правила письменной речи называются…
40 баллов.
1.Назовите слова, начинающиеся с четырёх согласных (всплеск, взгляд, встреча, вздрагивать)
2.Как называется искусственный язык? (эсперанто)
3.Вспомните 9 птиц, в названиях которых две буквы О (сокол, ворона, воробей, соловей, сорока, коростель, поползень, коноплянка, мухоловка).
4. Комедия, в которой герой, определяет, к какой части речи относится слово ДВЕРЬ.
5.Отгадайте загадку:
-Это красная?
-Нет, чёрная.
-А почему белая?
-Потому что зелёная. (смородина)
6.О какой части речи сказано в стихотворении:
-Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
-Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады. И хлеб в полях растёт.
7. Из чьей типографии вышел один из первых букварей? (И. Фёдоров)
8. Объясните значение фразеологизмов:
-подсластить пилюлю;
-проглотить пилюлю;
-жар загребать чужими руками;
-шарашкина контора;
-вилами по воде писано.