СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по русскому языку "Морской бой"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет детям узнать новое о русском языке. Работа в команде. Решение лингвистических задач.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по русскому языку "Морской бой"»

Интеллектуальная игра по русскому языку «Морской бой»

Цели:

-расширять кругозор обучающихся;

-развивать мышление, речь обучающихся;

-прививать интерес к родному языку.

Правила игры:

На доске вывешивается «поле». К нему обратной стороной прикрепляются карточки с «кораблями» и баллами (очками). «Кораблей» должно быть 12. Карточек с баллами 5, 10, 15,20, 30, 40 –по 8-10 штук.

1 А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

2









3









4









5









6









7









8









9











В игре может участвовать сразу несколько команд.

Команда называет координату. Если выпадает кораблик, команда получает 20 очков и право сделать следующий ход. Если выпадают карточки с баллами, команде задаётся вопрос. Если команда не отвечает, право на ответ получает команда соперников. Кто больше наберёт баллов?

Задания.

5 баллов.

1.Назовите самостоятельные части речи.

2.Назовите служебные части речи.

3.Замените одним словом (о-ё после шипящих):

-глухой шум от трения (шорох);

-колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами (крыжовник);

-стержень для чистки ствола оружия (шомпол);

-наездник на скачках, бегах (жокей);

-цирковой артист (жонглёр).

4. Вставьте пропущенные буквы:

СНЕ-КИ, ПРЫ-КИ, ФЛА-КИ, КРЫ-КИ, ОРЕ-КИ.

5.Подберите синонимы к данным словам:

-помощь (поддержка);

-вид городского транспорта (троллейбус);

-один из видов игры в мяч (теннис);

-обучение животных (дрессировка);

-сквозной проезд, прорытый под землёй (туннель);

-дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея).

6. «Четвёртый лишний»:

-тетрадь, журнал, блокнот, ручка;

-портрет, акварель, портьера, кисть;

-племянник, сестра, школьник, мачеха;

-аудитория, студенты, преподаватель, знамёна;

-корова, медведь, лошадь, овца.

7.К какой части речи относятся восклицания: ОХ! АХ! ФУ!

8.Какие слова не являются членами предложения?

9.Подберите синонимы:

горе (беда), лес (бор), мороз (стужа), темнота (потёмки), невиданный (диковинный);

наводнение (потоп), лилипут (карлик), граница (кордон), гостиница (кордон), войско (армия).

10 баллов.

1.Назовите все части речи в русском языке.

2.Кто создал русскую азбуку?

3.Кто это, что это?

-В этой почке кисть накала

---почка (лампочка);

-Эта почка из металла

--почка (цепочка);

-Эта пика не остра, это ключик от костра

-пи-ка.

4.Найдите в стихотворении однокоренные слова:

Проплясали по снегам снежные метели.

Снегири снеговикам песню просвистели.

У заснеженной реки в снежном переулке

Звонко носятся снежки, режут снег снегурки.

5.Образуйте при помощи приставки однокоренные слова к слову «работать».

6.Составьте слова по данным схемам:

-корень, суффикс, окончание;

-приставка, корень, окончание;

- приставка, корень, суффикс, окончание.

7.Составьте словосочетания с глаголами ОДЕТЬ, НАДЕТЬ.

8.Перечислите все знаки препинания.

15 баллов.

1.В меня садились иногда цари, вельможи, господа.

Теперь я стала уж стара, меня убрали со двора.

Переверните половину - я к звёздам вас, друзья, подкину.

(карета-ракета)

2.Со звонкой на конце он означает примерно то же, что «не стар»,

С глухой - по наковальне скачет, звенит в ушах его удар.

(молод-молот)

3.Я цвет одинаковый часто имею.

И с Г зеленею, и с К зеленею.

Но с К вам со мною рискованно быть:

Могу я до слёз довести и убить.

(лук-луг)

4.Числительное плюс гласный -

Ансамбль в музыке прекрасный.

(три-о)

5.Крик птицы - это первый слог,

Второй - известный всем предлог,

А третий - бурная волна.

Теперь шарада всем ясна.

(кар-на-вал)

6.Мой первый слог - предлог,

А со вторым мы проживём всё лето.

А целое от нас и вас

Давно уж ждёт ответа.

(за-дача)

7.Я храню сокровищ много.

Но легко меня извлечь.

Ты прибавь меня к предлогу -

Превращаюсь тут же в речь.

(до-клад)

8.Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта.

А целое - известный плод,

Что зреет на исходе лета.

(я-блок-о)

9.Первый слог - почётная награда,

Слог второй в реке нашарить надо.

Целое - игра воображенья,

Небывальщина, мираж, виденье.

(приз-рак)

10.Союз, предлог и падежная форма личного местоимения

Дают вкусный плод южноамериканского растения.

(а-на-нас)

20 баллов.

1.Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)

2. Назовите разносклоняемые существительные.

3. Назовите слова, в которых по сто одинаковых согласных (сто-к, сто-л, сто-п, сто-г).

4. Перечислите корни с чередующимися гласными.

5.Какой частью речи может быть слово ОТЦОВ?

6.С помощью какого суффикса НОЖИ и НОГИ превращаются в одно слово? (-ИЩ-)

7.Как превратить слова АЙ и НО в местоимения? (Я, ОН)

8.Какое местоимение может быть суффиксом? (ТО)

30 баллов.

1.Какой бор не имеет листвы и хвои? (в зубном кабинете)

2.При помощи какого языка общались первобытные люди? (язык жестов)

3.Укажите корень в слове ВЫНУТЬ.

4.Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

5.Попробуйте найти животных, спрятавшихся между строк стихотворений:

-Была гроЗА. Я Целый час

Не открывал от страха глаз.

-ЗнаКОМА Рыбам тень моя,

Над гладью рек танцую я.

-СмотриТЕ! ЛЁН Около ив,

Как голубой ковёр, красив.

-Арбуз по речке вниз уплыл,

Я полчаСА ЗА Ним следил.

- И худ, и щуПЛ, ОТВАги полный,

Жучок таранит носом волны.

-Насос сОСЁТ Речную воду,

И шланг протянут к огороду.

6. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)

7.Вспомните не менее пяти пословиц с именем числительным.

(Один в поле не воин. Один ум – хорошо, а два – лучше. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Скупой платит дважды. Обещанного три года ждут. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ…)

8.Нормы и правила письменной речи называются…

40 баллов.

1.Назовите слова, начинающиеся с четырёх согласных (всплеск, взгляд, встреча, вздрагивать)

2.Как называется искусственный язык? (эсперанто)

3.Вспомните 9 птиц, в названиях которых две буквы О (сокол, ворона, воробей, соловей, сорока, коростель, поползень, коноплянка, мухоловка).

4. Комедия, в которой герой, определяет, к какой части речи относится слово ДВЕРЬ.

5.Отгадайте загадку:

-Это красная?

-Нет, чёрная.

-А почему белая?

-Потому что зелёная. (смородина)

6.О какой части речи сказано в стихотворении:

-Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-Что без меня предметы? Лишь названия.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета. Люди строят здания.

Цветут сады. И хлеб в полях растёт.

7. Из чьей типографии вышел один из первых букварей? (И. Фёдоров)

8. Объясните значение фразеологизмов:

-подсластить пилюлю;

-проглотить пилюлю;

-жар загребать чужими руками;

-шарашкина контора;

-вилами по воде писано.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!