СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай русский язык" для учащихся 5-7 классов

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай русский язык"»

Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай русский язык" для учащихся 5–7-х классов









Учитель русского языка и литературы

МАГОМЕДОВА П.А..









Цели и задачи:

  • развитие творческих способностей, логического мышления детей;

  • повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;

  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;

  • формирование умения работать в команде, сотрудничать;

  • формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;

  • развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;

  • совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение.

ХОД ИГРЫ

1. Орг. момент



2. Вступительное слово учителя

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и потешки, бабушкины сказки. А сказки и песенки – это язык. Мы вырастаем, идём детский сад, идём учиться в школу, в институт, и целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. А слова составляют язык.
И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

3. Разминка (По1 баллу за ответ)

Вопросы задаются командам быстро, отвечает вся команда. Если ответа нет, то может ответить другая команда.)

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «Ц»).
    2. Что общего у дня и ночи?  («Ь» на конце).
    3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет).
    4. В каком слове буква А повторяется сорок раз? (Сорока).
    5. Что находится между горой и оврагом? ( Союз И).
    6. Какое государство можно носить на голове? (Панама).
    7. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).
    8. Из какого полотна не сшить рубашки? (Железнодорожного).
    9. Какой город летает? (Орёл).
    10. Какой птицей можно достать воду из колодца? (Журавлём).
    11. Какая мушка не летает? (У ружья).
    12. На какой плитке не поджарить яичницу? (Кафельной).
    13. Какую шляпку нельзя надеть? (У гвоздя).
    14. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

15. Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я мы)



4. Конкурс знатоков норм русского языка

 Учитель: Расставьте правильно ударение в словах (по 1 человеку от команды):

1 команда – алфавИтный, вЫздороветь, доскА, у доскИ, на дОску , досУг, инженЕр, инженЕры, каучУк, столЯр
2 команда – ворОта, далА, дАли; нЕ дал, нЕ дало, нЕ дали, докумЕнт, звонИть, звонИшь, звонИт

3 команда - приведЁнный, прибЫвшие, былА, бЫло; нЕ был, не былА, кашнЕ, квартАл. киломЕтр, повторИшь

4 команда - слАще, смОлоду, чЕрпая, поднЯвший, она правА, они прАвы, инструмЕнт, инструмЕнты, срЕдства, сОздан

5 команда – сОслепу, удОбнее, ржАвея, докумЕнты, жилА, жИло, жИли; нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили

Учитель: Пока выполняется это задание, у остальных членов команд есть возможность получить дополнительные баллы - ответить на вопросы:

Как говорить правильно:

1 команда – Я извиняюсь или извините, пожалуйста? ( В современных толковых словарях форма извиняюсь дана с пометой разг. (разговорное). Правильно - извини, извините.
2 команда – Я кладу или ложу? (Класть. Литературна форма глагола несовершенного вида "положить" - класть, а не ложить)
3 команда – Сколько времени или который час? (по правилам речевой культуры, время не измеряется в количестве, рекомендуется спрашивать "Который час? ")
4 команда – Как правильно говорить одеть или надеть, когда и в каких случаях? (Одевают кого-то, надевают что-то)

5 команда - Как правильно говорить пылесосю или пылесошу (Правописание глагола пылесосить исключает его употребление в формах пылесошу или пылесосю. Вместо них используются описательные конструкции: буду пылесосить, собираюсь пылесосить, и т.д)

5. Конкурс на знание пословиц.

Учитель: В нашей речи часто употребляются пословицы и поговорки, которые создал наш народ. А сможете ли вы определить, о какой поговорке идёт речь?

(Отвечает вся команда)

1 команда – В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почём фунт лиха).
2 команда – Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезешь).
3 команда – Согласно какой поговорке зубы могут находится не во рту? (Положить зубы на полку).
4 команда – Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг)
5 команда – О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встаёт, тому Бог даёт).

6. Продолжи поговорку

Учитель: Продолжите поговорку. (Отвечает вся команда).

1 команда – Сам пропадай… (а товарища выручай).
2 команда – По одёжке встречают… (по уму провожают).
3 команда – Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
4 команда – Глаза страшатся… (а руки делают).
5 команда – С кем поведёшься… (от того и наберёшься).
1 команда – Грамоте учиться… (всегда пригодится).
2 команда – Любишь кататься… (люби и саночки возить).
3 команда – Не зная броду… (не суйся в воду).
4 команда – Что посеешь… (то и пожнёшь).
5 команда – Кто не работает… (тот не ест).



7. Конкурс на знание фразеологизмов

Учитель: Русский язык очень богат фразеологизмами. Их источники различны. Одни возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из сказок, легенд, песен. Знаете ли вы, что означают фразеологизмы и откуда они пришли в нашу речь?

(Отвечает вся команда):

1 команда – Остаться у разбитого корыта. (остаться ни с чем - А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
2 команда – Сизифов труд. (бесполезный, напрасный труд – Древнегреческие мифы).
3 команда – Авгиевы конюшни.(очень загрязнённое место - Древнегреческие мифы).
4 команда – Ахиллесова пята. (слабое, уязвимое место - Древнегреческие мифы ).
5 команда – Троянский конь. (неожиданное предательство - Древнегреческие мифы).

8. Конкурс на знание синонимом

Учитель: Замените фразеологизм синонимом:

1 команда – Делать из мухи слона (преувеличивать).
2 команда – Два сапога – пара (очень похожи).
3 команда –– Плевать в потолок (бездельничать).
4 команда – После дождичка в четверг (никогда или не очень скоро).
5 команда – Во всё горло (очень громко).
1 команда – Повесить нос (огорчиться).
2 команда – Ходить на голове (шалить, беситься).
3 команда – С глазу на глаз (наедине, без свидетелей).
4 команда – Ни в зуб ногой (ничего не знать).
5 команда – Путаться под ногами (мешать).


9. Конкурс болельщиков

Вопросы для болельщиков

  1. Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы мы ты)

  2. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)

  3. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я)

  4. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (Бежать со всех ног)

  5. Есть ли ноги у газеты, книги? (Вверх ногами)

  6. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело. (нос)

  7. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем брусок то отрубали половину. Тоже деньги.  Внимание,  вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска? (Эту часть называли рублём. Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль)

  8. Сколько минут нужно варить яйцо,  сваренное вкрутую? (Его не надо варить, ведь оно уже сварено)

  9. Сколько раз старик ходил к морю в сказке А. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке», чтобы рыба выполнила пожелание старухи? (5 раз)

  10. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 24 часа будет солнечная погода? (Через 24часа, будет ночь, значит, солнечной погоды быть не может)

  11. В известной сказке «Поди туда - не знаю куда , принеси то - не знаю что». Царь послал стрелка Андрея за тридевять земель. Внимание вопрос! Тридевять – это сколько? (Тридевять – это 27. Дело в том, что в Древней Руси считали по девяткам. Тридевять – это девять умножить на три)

  12. При царе Иване 4 были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьём в руке. Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты? (Такие монеты назывались копейками. Отсюда и пошло название современной денежной единицы - копейка)

  13. Сколько лет работал старик из сказки о рыбаке и рыбке? (33 года)

  14. В каком месяце 28 дней? (В любом)

  15. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Про змей. Они на самом деле вылезают из старой кожи, протискиваясь между камнями, начинают сбрасывать кожу: в момент линьки уже успевает образовываться молодая блестящая и глянцевая кожа.)



10. Подведение итогов. Награждение победителей






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!