СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по творчеству Н.А.Некрасова "Я лиру посвятил народу своему"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель интеллектульной игры выявить интерес у учащиюся к творчеству Н.А. некрвсова,

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по творчеству Н.А.Некрасова "Я лиру посвятил народу своему"»

Районная интеллектуальная игра по творчеству Н.А.Некрасова

«Я лиру посвятил народу своему»

Цель: Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к изучению творчества Н.А. Некрасова. 
Задачи:
1.  расширить представление о творчестве писателя, углубить знания учащихся;
2.  развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. прививать интерес к творчеству писателя и русской литературе в целом;
4. выявить сильнейшие команды знатоков через игровые технологии.

Сегодня наша интеллектуальная игра, посвящена творчеству русского поэта Н.А. Некрасова. Вот как о своем творчестве Николай Алексеевич Некрасов написал в элегии «Пускай вам говорит изменчивая мода…»

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен.

Н.А. Некрасов

Для начала я предлагаю командам вспомнить биографию Николая Алексеевича Некрасова.

1 тур – «Биография поэта»

  1. Вопрос:  Вставьте пропущенное слово – название села, где прошло детство Некрасова:

«Сельцо …………….. стоит на низовой Ярославской - Костромской дороге, называемой Сибиркой: барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало, было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства».

Ответ: Грешнево.

  1. Вопрос: Какой едва ли ни лучший журнал 50—60-х гг. ХIХ столетия

возглавлял Н.А.Некрасов с 1847 года?

Ответ: «Современник».

  1. Вопрос: Как поступил огорченный автор с первым тиражом своей книги?

Ответ: Сжег его в печке.

  1. Вопрос: Чье наставление помнил и пытался выполнить: «Только в университете человек получает настоящее образование»?



Ответ: Матери.



  1. Вопрос: Кого Некрасов считает своим учителем:

«Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!»?



Ответ: Вассариона Григорьевича Белинского.

6.Вопрос: Две страсти, привитые с детства отцом, сопровождали Некрасова всю жизнь. Какие?

Ответ: От Алексея Сергеевича поэт с детства заразил игрой в карты и охотничьей страстью, той самой, которая впоследствии дала ему счастливую возможность искреннего, сердечного сближения с мужиком.



7.​ Вопрос: Как называлось имение, которое приобрел в 1862 году Некрасов?



Ответ: Некрасов в 1862 году приобрел имение Карабиха в Ярославской губернии.

8. Вопрос: Под каким псевдонимом в Александрийском театре в Петербурге шли водевили Н.А. Некрасова?

Ответ: Под псевдонимом «Наум Перепельский»

9. Вопрос: Если бы перед вами лежали 2 шляпы: мужская и женская, какую из них вы бы выбрали, если бы носили псевдоним Станицкий.

Ответ: Станицкий – псевдоним Авдотьи Яковлевны Панаевой, писательницы, гражданской жены Некрасова.

10. Вопрос: Какую рукопись потерял Некрасов (1863), дав объявление в газете и пообещав щедрое вознаграждение (50 рублей серебром)?

Ответ: Романа Чернышевского «Что делать?» (начальные главы).

Дополнительный вопрос:

« Праздник жизни-молодости годы-

Я убил под тяжестью труда

И поэтом, баловнем свободы

Другом лени не был никогда»

Так начинается одно из стихотворений Некрасова(1855) Насколько признание лирического героя соответствует фактам биографии автора?

Ответ: Начав против воли отца готовиться в институт, был лишен материальной помощи то отца. Зарабатывать приходилось, давая уроки, писав за кусок хлеба крестьянские письма, прошения.

Вопрос: В каких городах за границей побывал Н. Некрасов?

Ответ: Берлин, Вена, Рим, Флоренция.

2 тур – «Из каких произведений эти строки».

  1. Вопрос: О ком эти строки, и из какого стихотворения:

« Кто жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!..

Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде –

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы...».

Ответ: О матери Некрасова, Елене Андреевне Некрасовой. Строки из стихотворения «Родина».

2.Вопрос: « Грибная пора отойти не успела,

Гляди – уж чернехоньки губы у всех,

Набили оскому: черница поспела!

А там и малина, брусника, орех!»

Ответ: Поэма «Крестьянские дети»

3.Вопрос: « О Волга!.. колыбель моя! 
Любил ли кто тебя, как я? 
Один, по утренним зарям, 
Когда еще всё в мире спит 
И алый блеск едва скользит 
По темно-голубым волнам, 
Я убегал к родной реке» 

Ответ: Стихотворение «На Волге»

4. Вопрос:  Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Ответ: Стихотворение «Мороз-воевода»

5.Вопрос « Жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства».

Ответ: Стихотворение «Родина»

6.Вопрос: «Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!»

Ответ: Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

7.Вопрос: «В игре её конный не словит,

В беде не сробеет - спасёт:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт!»


Ответ: Поэма «Мороз, красный нос»

8. Вопрос: «Пусть смерть мне суждена –

Мне нечего жалеть!..

Я еду! Еду! Я должна

Близ мужа умереть»

Ответ: Поэма «Русские женщины»

Знаете ли вы персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

1. Вопрос:  «К нему подходишь к первому,
А он и посоветует,
И справку наведет;
Где хватит силы – выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!»

Ответ: Ермил Гирин.

2. Вопрос: «С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженой,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал…»

Ответ: Савелий, богатырь святорусский. 

3. Вопрос:  «Осанистая женщина,
Широкая и плотная…
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла».
Ответ: Матрена Тимофеевна, крестьянка.

4. Вопрос  «Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красоты.
… кость широкая,
Но сильно исхудалое

Лицо…»

Ответ: Гриша Добросклонов.

  1. Вопрос: «Худой, как зайцы зимние…
    Нос клювом, как у ястреба,
    Усы седые, длинные
    И – разные глаза…»

Ответ: Князь Утятин. 


6. Вопрос:  «… был хрупок на ноги,
Высок и тощ до крайности;
На нем сюртук с медалями
Висел, как на шесте».

Ответ: Солдат.

  1. Вопрос:  «Через леса дремучие,
    Через болота топкие
    Пешком пришел, шельмец!
    Один, как перст: фуражечка
    Да тросточка, а в тросточке
    Для уженья снаряд.
    И был сначала тихонькой…»


Ответ: Немец Фогель, управляющий.


3 тур – «Загадки из стихов Н.А. Некрасова»

Кто это? Что это? 
1."В зеленой раме зеркало"?

Ответ: Пруд. 
2."Стоят столбы точеные, головки золоченые, задумчиво и ласково шумят"?

Ответ: Колосья. 
3."Точь-в-точь сапожки красные лежат на полосе"?

Ответ: Свекла. 
4.Мороз-воевода построит мосты ледяные, каких не построит народ.

Ответ: Лед и река. 
5."Я царство мое убираю, в алмазы, жемчуг, серебро..."

Ответ: Лед и снег. 
6.(Он) неокрепший на речке студеной. Словно как тающий сахар лежит...

Ответ: Лед осенью. 
7."Прямы и светлы, как прутья стальные, в землю вонзались с силой смертельной"

Ответ: Проливной дождь.

4 тур – «Некрасов и исскуство»

  1. Вопрос: Перед вами репродукция картины Н.П.Богданова-Бельского «Калужские крестьянки». Внимание, вопрос! Какое произведение Некрасова можно соотнести с данной картиной?

Ответ: Поэма «Крестьянские дети».


  1. Вопрос: Назовите известную картину и ее автора, которая напоминает нам стихотворение Некрасова «На Волге», написанное по впечатлениям детства?

Ответ: И. Репин «Бурлаки на Волге».

  1. Вопрос: Какое стихотворение Некрасова близко к этой картине по теме?

Ответ: Стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога».

4. Вопрос: Какие картины русских художников напоминают нам впечатления юного Некрасова о дороге, «проторенной цепями» - Владимирке, проходившей недалеко от его родительского дома?


Ответ: И. Левитан «Владимировка», И.Репин «Под конвоем», В. Якоби «Привал арестантов».

5. Вопрос: Сейчас прозвучит замечательная русская народная песня.

Как она называется и на какое стихотворение она написана?



Ответ: «Коробушка». Поэма «Коробейники».



6. Вопрос: Сразу же после публикации в «Современнике» этого стихотворение оно стало народной песней и вошло в народные песенники. Какое произведение Некрасова положено в основу песни и ее название?



Ответ: Стихотворение «Тройка». Название песни «Что ты жадно глядишь на дорогу».


5 тур – «Словарь поэта» (объясните значения слов).

  1. Вопрос: Кто такой воевода?

Ответ: Предводитель войска в старое время на Руси.

  1. Вопрос: Что такое палица?

Ответ: Древнее оружие в виде тяжелой дубины.

  1. Вопрос: Что такое обоз?

Ответ: Ряд следующих друг за другом повозок с грузом.

  1. Вопрос: Ядреный воздух - это какой?

Ответ: Свежий и чистый.

  1. Вопрос: Объясните значение слова пострел?



Ответ: Озорник, сорванец.



  1. Вопрос: Что такое гнет?



Ответ: Тяжесть, груз.



  1. Вопрос: Объясните значение слова владенья?



Ответ: Своя собственность.



  1. Вопрос: Объясните значение слова, не скудеет?



Ответ: Не беднеет.































Знаете ли вы афоризмы Некрасова:

а) «То сердце не научится любить ... »;

б) «Сейте разумное ... »;

в) «Поэтом можешь ты не быть ... »;

г) «Мне борьба мешала быть поэтом ... »;

д) «Чтобы словам было тесно ... »;

е) «У счастливого недруги мрут ... »;

ж) «Будь гражданин: служа искусству ... »;

з) «Суждены нам благие порывы ... »;

и) «Воля и труд человека ... »;

к) «Люди холопского звания ... »;

л) «Нужны нам великие могилы ... »?