СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра «Удивительная химия»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра «Удивительная химия»»

Интеллектуальная игра «Удивительная химия»

Цель:

Способствовать развитию компетенции самосовершенствования учащихся.

Задачи:

1.Формирование навыков работы в группе

2.Формирование уверенности в своих знаниях.


Для участия в игре приглашаются команды 9 классов. В каждой команде по быть 5 участников.

Игра состоит из разминки и двух туров, оцениваемых в баллах, максимум 100 баллов.


Разминка «Зашифрованное послание».

Расшифровать послание с помощью ПСХЭ. (Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов)

24 49 12 49 ч 63 16 19 49 63 88 63 18 19 52 49 74 ы 11 18 74 19 92 16

84 88 76 5 76 74 18 52 ь 11 63 3 ь 79 я!

(химические реактивы на вкус пробовать нельзя)

Оценивание: 4 балла за полную фразу.


1 тур

Командам предлагается 6 тем, каждая тема содержит 7 вопросов, на которые необходимо ответить за 1,5 минуты. Тема определяется метанием кости.

Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ, если команды ответили правильно на все вопросы, им прибавляется дополнительный балл.

Максимум 48 баллов.

По результатам 1 тура команда, набравшая меньшее количество баллов выбывает из игры.


ТЕМЫ 1 тура


1. Строение атома

2. Общие знания о классах химических соединений

3. Игра слов

4. Свойства металлов

5. Химические знания

6. Элементы и вещества в природе



Тема 1. Строение атома

1.Заряд протона…(положительный)

2.Атом состоит из… (ядра и электронов)

3.Ядро состоит из… (протонов и нейтронов)

4.Число электронов на каждом энергетическом уровне атома брома (2,8,18,7)

5.Заряд электрона …(отрицательный)

6.Элемент с зарядом атома +6 (Углерод)

7.Число р-элементов в ПСХЭ (30)


Тема 2 Общие знания о классах химических соединений

1.На какие две группы делятся простые вещества? (Металлы и неметаллы)

2.Как называют бинарные вещества, один из элементов в которых кислород? (Оксиды)

3.Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков, называются…(Кислотами)

4.К какой группе веществ относится аммиак (Летучие водородные соединения)

5.Вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, называются…(Соли)

6.Растворимые в воде основания называют…(Щелочами)

7.Как называются некоторые вещества, способные вступать в реакции с кислотами и щелочами? (Амфотерные)


Тема 3 Игра слов

1.Этот элемент получил название от словосочетания «рождающий воду» (Водород)

2.Переведите с химического языка на общепринятый фразы: «Не все то аурум, что блестит» (Не все то золото, что блестит)

3.Феррумный характер (Железный характер)

4.Слово аргентум, а молчание аурум (Слово серебро, а молчание золото)

5.Много оксида водорода утекло с тех пор (Много воды утекло с тех пор)

6.Уходит как аш-два-о в оксид кремния (уходит как вода в песок)

7.Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине (Недосол на столе, пересол на спине)


Тема 4 Свойства металлов

1.Белый мягкий драгоценный металл, проводит тепло и электрический ток лучше других металлов. (Серебро)

2. Единственный жидкий металл. (Ртуть)

3.Тугоплавкий металл, применяется для изготовления нитей накаливания электроламп. (Вольфрам)

4.Металл красного цвета, применяется для изготовления латуни, бронзы, мельхиора. (Медь)

5.Металл, используют преимущественно в виде сплавов: чугуна и стали. (Железо)

6.Самый пластичный металл. (Золото)

7.Тяжелый металл необходимый на рыбалке. (Свинец)


Тема 5 Химические знания

1.Как называется число, стоящее перед химической формулой? (Коэффициент)

2.Чему равен индекс при атоме кислорода в молекуле оксида серы (VI)? (3)

3.Чему равно число Авогадро? (6,02∙1023)

4.Чему равен молярный объем газов? (22,4 л/моль)

5.Как рассчитать массу вещества, зная количество вещества и молярную массу?

(m = ν∙М )

6.Определите тип реакции по уравнению 2Аl + 3Н2S → Al2S3 +3Н2 (Замещение)

7.Сколько моль вещества содержится в 2 г водорода (1 моль)



Тема 6 Элементы и вещества в природе

  1. Самый распространенный элемент в природе. (Кислород)

  2. Вещество, находящееся в природе в трех агрегатных состояниях. (Вода)

  3. Газ, находящийся в нижних слоях атмосферы, защищает все живое от ультрафиолетовых лучей. (Озон)

  4. Третий по распространенности в земной коре элемент. (Алюминий)

  5. Газ, составляющий 78% атмосферы? (Азот)

  6. В составе известняка, мрамора, мела содержится вещество… (Карбонат кальция)

  7. Второй по распространенности в земной коре элемент. (Кремний)


Химическая пауза – опыт «Несгораемый платочек»


2 тур Финал

Командам предлагается 6 тем, каждая тема содержит 7 вопросов, на которые необходимо ответить за 2 минуты (химическая лаборатория – 7 минут). Тема определяется метанием кости.

Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ, если команды ответили правильно на все вопросы, им прибавляется дополнительный балл.

Максимум 48 баллов.

По результатам конкурса команда, набравшая большее количество баллов объявляется победителем. При равенстве баллов проводится дополнительный конкурс.


ТЕМЫ 2 тура

1. Химические свойства веществ

2. Вещества в моем доме

3. Значение названий элементов в переводе на русский язык

4. Химическая лаборатория

5. Географические названия элементов

6. Секрет


Тема 1 Химические свойства веществ

1.Кислород можно распознать… (по вспышке тлеющей лучины)

2.При взаимодействии сложных веществ с кислородом образуются … (оксид каждого элемента, образующего сложное вещество)

3.Реакции, протекающие между кислотами и основаниями с образованием воды и соли называются… (реакции нейтрализации)

4.Назовите любые три признака химической реакции (на выбор: образование газа, осадка, тепла, запаха, изменение цвета)

5.Какие металлы не реагируют с концентрированными азотной и серной кислотами в следствии пассивации? (на выбор: железо, алюминий, хром)

6.Какие металлы при н.у. реагируют с водой? (литий, натрий, калий, рубидий, цезий, барий, кальций)

7.Для прекращения реакции горения необходимо… (на выбор: накрыть брезентом, засыпать песком, залить водой, прекратить доступ воздуха)


Тема 2 Вещества в моем доме

1.Назовите формулу углекислого газа. (СО2)

2.Химическое название поваренной соли. (Хлорид натрия)

3.Солью, какой кислоты является пищевая сода. (Угольной кислоты)

4.Назови элемент, из которого состоит активированный уголь. (Углерод)

5.Какая кислота используется для гашения соды. (Уксусная)

6.Как назвать соль, уксус, аспирин одним словом, чтобы получилось: «вещества, замедляющие скорость порчи продуктов. (Ингибиторы)

7.Какой газ используют для изготовления нашатырного спирта? (Аммиак)


Тема 3 Значение названий элементов в переводе на русский язык

1. Название этого металла происходит от латинского слова, которое в переводе означает «известь» (Кальций)

2. Название какого металла произошло от латинского словосочетания «утренняя звезда»? (Золото)

3. Этот газ нашел применение в рекламной индустрии, в переводе с греческого означает «новый» (Неон)

4. Ядовитый газ, в переводе с греческого «зеленый» (Хлор)

5. Название какого металла с испанского переводится как «серебришко»? (Платина)

6.Элемент в переводе с греческого «несущий свет» (Фосфор)

7. Какой химический элемент получил свое название от греческого слова означающего «смрад»? (Бром)


Тема 4 Химическая лаборатория – 7 минут

1. При помощи выданных реактивов получите вещество, напоминающее по внешнему виду молоко. (сульфат натрия + хлорид бария)

2. При помощи выданных реактивов получите вещество, напоминающее по внешнему виду малиновый сироп. (гидроксид натрия +фенолфталеин)

3. При помощи выданных реактивов окрасьте железный гвоздь в красно-бурый цвет. (сульфат меди + железо)

4. При помощи универсальной индикаторной бумаги найдите в каком из стаканчиков щелочная среда. (3 стаканчик – синий цвет)

5. При помощи универсальной индикаторной бумаги найдите в каком из стаканчиков кислая среда. (1 стаканчик – красный цвет)

6. При помощи универсальной индикаторной бумаги найдите в каком из стаканчиков нейтральная среда. (2 стаканчик – цвет не изменяется)

7. При помощи выданных реактивов нагрейте пробирку без огня. (магний Mg+ кислота)


Тема 5 Географические названия элементов

1. Этот элемент получил свое название от латинского названия острова Кипр (Медь)

2. Элемент, названный в честь родины немецкого ученого Винклера. (Германий)

3.Элемент, названный в честь части света. (Америций)

4. Элемент, названный в честь страны Аргентина (Серебро)

5.Этот элемент открыл француз Лекок де Буабадран и назвал его в честь своей родины. (Галлий)

6.Этот элемент назван в честь Польши. (Полоний)

7.Этот химический элемент был открыт шведским ученым Нильсоном и назван в честь полуострова, расположенного на северо-западе Европы. (Скандий)


Тема 6 Секрет - загадки на тему «Химические элементы»

  1. Я - металл серебристый и легкий,

И зовусь «самолетный металл»,

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий)


  1. Я - газ легчайший и бесцветный,

Не ядовитый и безвредный,

Объединяясь с кислородом,

Я для питья даю Вам воду. (Водород)


  1. Из меня состоит все живое,

Я – графит, антрацит и алмаз.

Я на улице в школе и в поле,

Я в деревьях и в каждом из Вас. (Углерод)


  1. Я всюду есть - но понемножку.

Черню серебряную ложку;

Когда испорчено яйцо, я тоже сразу налицо …

Я отбиваю аппетит. И очень сильно ядовит. (Сероводород)


  1. Я блестящий светло-серый,

Образую хлорофил,

И меня фотограф первый очень поджигать любил. (Магний)


  1. В воздухе он главный газ,

Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …(Азот)


  1. Лакмус будет в них краснеть,

Растворяться — цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие …(Кислоты)


Химическая пауза – опыт «Вулкан»


Дополнительный конкурс.

По очереди назвать элементы-неметаллы, простые вещества которых при н.у – газы. Выигрывает команда, которая последней даёт ответ.

(водород, кислород, хлор, фтор, гелий, неон, озон, криптон, азот, аргон, ксенон)















Приложение

9 «А»

9 «А»

1. Строение атома

1.Заряд протона_____________________­­__

2.Атом состоит из_____________________

3.Ядро состоит из_____________________

4.Число электронов на каждом энергетическом уровне атома брома____________________

5.Заряд электрона_____________________

6.Элемент с зарядом атома +6 ___________

7.Число р-элементов в ПСХЭ ____________

2. Общие знания о классах химических

соединений

1.На какие две группы делятся простые вещества?___________________________________

2.Как называют бинарные вещества, один из элементов в которых кислород?________________

3.Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков, называются_____________

4. К какой группе веществ относится аммиак

___________________________________________

5.Вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, называются________________

6.Растворимые в воде основания называют

___________________________________________

7. Как называются некоторые вещества, способные вступать в реакции с кислотами и щелочами ___________________________________________


9 «А»

9 «А»

3. Игра слов

1.Этот элемент получил название от словосочетания «рождающий воду» _________________________

2.Переведите с химического языка на фразу:

«Не все то аурум, что блестит» ___________________________________________

3.Феррумный характер _______________________

4.Слово аргентум, а молчание аурум ___________________________________________

5.Много оксида водорода утекло с тех пор ___________________________________________

6.Уходит как аш-два-о в оксид кремния ___________________________________________

7.Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине ___________________________________________


4. Свойства металлов

1.Белый мягкий драгоценный металл, проводит тепло и электрический ток лучше других металлов. __________________________________

2. Единственный жидкий металл. ______________

3.Тугоплавкий металл, применяется для изготовления нитей накаливания электроламп. ___________________________________________

4.Металл красного цвета, применяется для изготовления латуни, бронзы, мельхиора. _______

5.Металл, используют преимущественно в виде сплавов: чугуна и стали. ______________________

6.Самый пластичный металл. __________________

7.Тяжелый металл необходимый на рыбалке. __________________________________________


9 «А»

9 «А»

5. Химические знания

1.Как называется число, стоящее перед химической формулой? _________________________________

2.Чему равен индекс при атоме кислорода в молекуле оксида серы (VI)?____________________________

3.Чему равно число Авогадро? ________________

4.Чему равен молярный объем газов____________

5.Как рассчитать массу вещества, зная количество вещества и молярную массу? __________________

6.Определите тип реакции по уравнению

2Аl + 3Н2S → Al2S3 +3Н2 _____________________

7.Сколько моль вещества содержится в 2 г водорода___________________________________


6. Элементы и вещества в природе

1. Самый распространенный элемент в природе. __________________________________________

2. Вещество, находящееся в природе в трех

агрегатных состояниях. _____________________

3. Газ, находящийся в нижних слоях атмосферы, защищает все живое от ультрафиолетовых лучей.

__________________________________________

4. Третий по распространенности в земной коре элемент. ___________________________________

5. Газ, составляющий 78% атмосферы? _________

6. В составе известняка, мрамора, мела содержится вещество _____________________________________

7. Второй по распространенности в земной коре элемент. ____________________________________




2 тур

2 тур

1. Химические свойства веществ

1.Кислород можно распознать ___________________________________________

2.При взаимодействии сложных веществ с кислородом образуются ___________________________________________

3.Реакции, протекающие между кислотами и основаниями с образованием воды и соли называются ________________________________

4.Назовите любые три признака химической реакции _______________ ____________________

5.Какие металлы не реагируют с концентрированными азотной и серной кислотами в следствии пассивации? _______________________

6.Какие металлы при н.у. реагируют с водой?

____________________________________________

7.Для прекращения реакции горения необходимо ____________________________________________


2. Вещества в моем доме


1.Назовите формулу углекислого газа.___________

2.Химическое название поваренной соли.

___________________________________________

3.Солью, какой кислоты является пищевая сода. ___________________________________________

4.Назови элемент, из которого состоит активированный уголь. _______________________

5.Какая кислота используется для гашения соды. ___________________________________________

6.Как назвать соль, уксус, аспирин одним словом, чтобы получилось: «вещества, замедляющие скорость порчи продуктов. ____________________

7.Какой газ используют для изготовления нашатырного спирта? ________________________


2 тур

2 тур

3. Значение названий элементов в переводе на русский язык

1. Название этого металла происходит от латинского слова, которое в переводе означает «известь» ___________________________________________

2. Название какого металла произошло от латинского словосочетания «утренняя звезда»? ___________________________________________

3. Этот газ нашел применение в рекламной индустрии, в переводе с греческого означает «новый» ___________________________________

4. Ядовитый газ, в переводе с греческого «зеленый» ___________________________________________

5. Название какого металла с испанского переводится как «серебришко»? __________________________

6.Элемент в переводе с греческого «несущий свет» ___________________________________________

7. Какой химический элемент получил свое название от греческого слова означающего «смрад»? __________________________________


4. Химическая лаборатория


1. При помощи выданных реактивов получите вещество, напоминающее по внешнему виду молоко_____________________________________

2. При помощи выданных реактивов получите вещество, напоминающее по внешнему виду малиновый сироп____________________________

3. При помощи выданных реактивов окрасьте железный гвоздь в красно-бурый цвет. ___________________________________________

4. При помощи универсальной индикаторной бумаги найдите в каком из стаканчиков щелочная среда. _____________________________________

5. При помощи универсальной индикаторной бумаги найдите в каком из стаканчиков кислая среда ______________________________________

6. При помощи универсальной индикаторной бумаги найдите в каком из стаканчиков нейтральная среда___________________________

7. При помощи выданных реактивов нагрейте пробирку без огня. ___________________________


2 тур

5. Географические названия элементов


1. Этот элемент получил свое название от латинского названия острова Кипр _____________________

2. Элемент, названный в честь родины немецкого ученого Винклера. ____________________________

3.Элемент, названный в честь части света. ___________________________________________________

4. Элемент, названный в честь страны Аргентина _____________________________________________

5.Этот элемент открыл француз Лекок де Буабадран и назвал его в честь своей родины. ______________

6.Этот элемент назван в честь Польши. ______________________________________________________

7.Этот химический элемент был открыт шведским ученым Нильсоном и назван в честь полуострова, расположенного на северо-западе Европы ____________________________________________



2 тур

2 тур

6. Секрет

загадки на тему «Химические элементы»

  1. Я - металл серебристый и легкий,

И зовусь «самолетный металл»,

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал. __________


  1. Я - газ легчайший и бесцветный,

Не ядовитый и безвредный,

Объединяясь с кислородом,

Я для питья даю Вам воду. ______________


  1. Из меня состоит все живое,

Я – графит, антрацит и алмаз.

Я на улице в школе и в поле,

Я в деревьях и в каждом из Вас. __________


  1. Я всюду есть - но понемножку.

Черню серебряную ложку;

Когда испорчено яйцо, я тоже сразу налицо

Я отбиваю аппетит. И очень сильно ядовит. _____________________________________


  1. Я блестящий светло-серый,

Образую хлорофил,

И меня фотограф первый очень поджигать любил. ______________________________


  1. В воздухе он главный газ,

Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент _____________________


  1. Лакмус будет в них краснеть,

Растворяться — цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие _________________________


6. Секрет

загадки на тему «Химические элементы»

  1. Я - металл серебристый и легкий,

И зовусь «самолетный металл»,

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал. __________


  1. Я - газ легчайший и бесцветный,

Не ядовитый и безвредный,

Объединяясь с кислородом,

Я для питья даю Вам воду. ______________


  1. Из меня состоит все живое,

Я – графит, антрацит и алмаз.

Я на улице в школе и в поле,

Я в деревьях и в каждом из Вас. __________


  1. Я всюду есть - но понемножку.

Черню серебряную ложку;

Когда испорчено яйцо, я тоже сразу налицо

Я отбиваю аппетит. И очень сильно ядовит. _____________________________________


  1. Я блестящий светло-серый,

Образую хлорофил,

И меня фотограф первый очень поджигать любил. ______________________________


  1. В воздухе он главный газ,

Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент _____________________


  1. Лакмус будет в них краснеть,

Растворяться — цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие _________________________


2 тур

5. Географические названия элементов

1. Этот элемент получил свое название от латинского названия острова Кипр ________

2. Элемент, названный в честь родины немецкого ученого Винклера. _______________

3.Элемент, названный в честь части света. _____________________________________

4. Элемент, названный в честь страны Аргентина _______________________________

5.Этот элемент открыл француз Лекок де Буабадран и назвал его в честь своей родины. ___________________________________________________________________________6.Этот элемент назван в честь Польши. ________________________________________

7.Этот химический элемент был открыт шведским ученым Нильсоном и назван в честь полуострова, расположенного на северо-западе Европы _________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!