СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра «Удивительная химия»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -игра "Удивительная химия"

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра «Удивительная химия»»

Индивидуализация обучения на уроках химии – как повышение качества образования

Современная система образования выдвигают свои требования к выпускникам школ. Необходимо формирование у школьника не только системы знаний, но и обретение им ключевых и предметных компетентностей, общеучебных умений, универсальных учебных действий, носящих межпредметный характер и позволяющих осваивать новые знания, успешно адаптироваться в быстро изменяющейся социальной среде. Они должны быть способными самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, творчески решать поставленные задачи и проявлять инициативу. Поэтому современный этап изучения основ наук в средней школе связан с внедрением в процесс обучения школьников, ведущих идей теории индивидуализации обучения.

Каждый ребенок обладает индивидуальными свойствами памяти, способностями к размышлению, имеет свой уровень темперамента и усидчивости, свои собственные интересы и приоритеты. Это приводит к тому, что не все учащиеся одинаково успешно усваивают материал, овладевают знаниями и приобретают необходимые навыки. Поэтому, для того, чтобы максимально раскрыть способности каждого ученика, в процессе обучения необходимо применять индивидуальный подход.

Индивидуализация обучения - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.  

Главная цель индивидуализации обучения  заключается в том, чтобы не допустить появления пробелов в знаниях учащихся, обеспечить максимальную продуктивную работу каждого из них, полнее развивать  их способности, склонности и интересы.

Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных   подгруппах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.

         В основу организации индивидуальной работы с учащимися легли тщательное изучение работы каждого ученика на основе систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы.

При этом в процессе работы перед собой ставлю следующие задачи:

  Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

  Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

  Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

  Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.  Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Мною выделены следующие направления работы:

 - индивидуализация домашних заданий, исходя из успеваемости, уровня познавательной самостоятельности и активного интереса к учению;  

 - специфичная методика урока: в целях ликвидации неуспеваемости   класс делится на три относительно стабильные группы,  часть урока работа идет фронтально, остальная же – самостоятельно, причем каждая группа получает различные задания (обучение в сотрудничестве);    

 - индивидуализация учебных заданий для самостоятельной работы учащихся: работа проводится по индивидуальным инструкциям, которые   составляются в трех вариантах (по степени трудности), учащиеся получают индивидуальные задания.

Использование индивидуализированной самостоятельной работы способствует повышению успеваемости. Сильным ученикам нравятся задания, которые требуют большего напряжения и дают дополнительную информацию. Слабые ученики получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом.  Здесь широко используются метод проектов, информационные технологии.

           При использовании индивидуализации в процессе обучения химии повышается эффективность обучения, если мотивировать процесс обучения, оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен. Индивидуализация помогает не только найти пути обучения каждого школьника, но и повышает эффективность обучения вообще. 

Хочется  заметить, что индивидуализация никогда не бывает абсолютной, так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности детей, поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые   оказываются важными в процессе обучения. Учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными чертами.  

          Какие же индивидуальные особенности личности учащегося учитывала в первую очередь?

- уровень умственного развития ребенка.   Уровень умственного развития обычно сочетается с некоторыми личными чертами, такими как трудолюбие, отношение к учению, самостоятельность, инициативность. Все эти особенности  сказываются на школьных успехах.  Однако индивидуальные особенности отличаются непостоянством, изменчивостью, с возрастом дети сильно изменяются в отношении этих особенностей.

- индивидуальные особенности. От которых может зависеть успех в познавательной учебной деятельности: быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания. Эти особенности составляют динамическую сторону психической жизни.

Задача учителя - не усложнять, а облегчать учебную деятельность детей, знание природных особенностей своих учеников и умение учитывать их в педагогической деятельности и есть основа индивидуализации обучения.

Разные приемы и методы обучения оказывают неодинаковое воздействие, как на состояние, так и на результат деятельности учащихся с разными особенностями. Учитывая эти особенности, к учащимся с  различной нервной системой  стараюсь применять специальные приемы и методы, облегчающие их учебную деятельность.

По отношению к учащимся со слабой нервной системой стараюсь не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, давать достаточно времени на обдумывание и подготовку; формировать уверенность в своих силах,  осторожно оценивать неудачи этих учеников, обязательно поощрять за старание, научить умению пережить неудачу,   постепенно предлагаю разные задания, не тороплюсь с изменением неудачных формулировок при устных ответах, не спрашиваю в начале урока,  в момент выполнения заданий не отвлекаю такого ученика.

У учащихся с сильной нервной системой стараюсь тренировать  усидчивость, в определенной степени разнообразить деятельность, чередовать задания разных типов, нейтрализовать психологические особенности, которые мешают усвоению материала, приучаю перед началом работы выслушивать до конца указания учителя, добиваюсь, чтобы учащиеся на поставленный вопрос давали четкий ответ.

         Индивидуальный подход может быть успешно применен только с учетом возрастных закономерностей психологического развития ребенка. Кроме психологических факторов на учебный процесс свое влияние оказывает и состояние здоровья ребенка.

Хочу остановиться на учете индивидуальных особенностей учащихся на этапе мотивации при обучении химии.  Учебная мотивация является важнейшим среди прочих факторов, стимулирующих ученика к учебной деятельности. Она определяется как направленность учащегося к различным сторонам учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации.

 При конструировании этапа мотивации, учитываю особенности познавательных интересов учащихся, определяю их характер и направленность.   Направленность познавательного интереса характеризуется тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию.

От характера и направленности познавательных интересов школьников зависит выбор   содержания учебного материала. Если у учащихся проявляется интерес к химии, то на этапе мотивации предлагаю задачи чисто химического содержания. Если у учащихся познавательный интерес  к другим дисциплинам математического или гуманитарного циклов, то для них   в качестве мотивационных создаю ситуации, разрешение которых, во-первых, требует знаний из интересующих их областей, а во-вторых, дает способ решения новых видов задач из этих областей.

При наличии у ученика широкого познавательного интереса, спектр заданий, предлагаемых ему в качестве мотивационных, расширяется.  Но если интерес к химии отсутствует, то   использую задания, привлекающие как своим содержанием, так и необычностью способа решения, который показывает преимущества химических методов над житейскими.

Также на уроках использую интересные обучающие опорные конспекты. Так в программу 9-го класса введён раздел “Органическая химия”, который из-за обширности материала и малого количества времени изучается в обзорном виде. Чтобы проявить интерес и желание учиться, при этом, не “спугнув” ученика сложностью материала, используется таблица “Органика в твоих руках”, позволяет объяснить номенклатурные названия практически всех органических веществ в течение одного урока, что удобно при дальнейшем изучении химических свойств этих классов. Учащиеся очень быстро и легко усваивают большой объём материала, сразу называют различные вещества по формулам, и наоборот, составляют формулы по названию веществ. В дальнейшем при заучивании наизусть названий по “пальцам” возникает невольная ассоциация, позволяющая эффективно воспроизводить необходимые приставки и общие формулы.

         Мотивационные задания включаю в содержание домашних заданий, так как обобщение результатов, полученных учащимися при выполнении индивидуальных мотивационных заданий дома и на уроке, позволяет, во-первых, сформировать у всего класса в целом положительный мотив изучения нового материала и, во-вторых, определяет круг возможных приложений рассматриваемого материала.

При индивидуализации обучения возникают объективные предпосылки для выбора самими обучающимися образовательных траекторий, которые   наиболее полно отвечают их личностным потребностям и устремлениям.

Ценность индивидуально-образовательной траектории обучающегося в том, что она позволяет на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности. При этом очень важно, чтобы у каждого обучающегося была сформулирована личностно-ориентированная задача по проектированию индивидуально-образовательной траектории, что способствует повышению личностного образовательного роста обучающегося. Однако обучающиеся испытывают существенные трудности в самостоятельном выборе своей образовательной траектории и далеко не всегда ощущают себя ответственными за сделанный выбор и рост своих результатов при его реализации.

Возможность индивидуальной траектории образования   предполагает, что при изучении темы он может, например, выбрать один из следующих подходов: базисное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ достигается с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижения учениками нормативного образовательного уровня. Для этого учащимся предоставляются многообразные учебные задания, чтобы они имели возможность выбора.   Каждый ученик перерабатывает одну и ту же информацию, но решает задачи собственным путем в зависимости от того, какой стиль учения ему присущ.

Для того, чтобы успешно осуществлять индивидуализацию обучения химии,   применяю определенную систему тестовых упражнений, имеющих целью проверить:

1)      уровень обучаемости;

2)      умение самостоятельно работать;

3)      умение читать с пониманием и нужной скоростью учебный текст;

4)      способность к сообразительности;

5)      уровень развития того или иного компонента химического мышления;

6)        познавательные интересы и т.п.

Что нужно для того, чтобы реализовать модель индивидуального подхода к обучению в школе?

Во-первых, необходимо рассматривать процесс образования, как творческое развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его талантов, интересов и способностей, при котором обучение и воспитание гармонично объединяются в единое целое.

Во-вторых, добиться взаимопонимания между администрацией школы и учителями с одной стороны и учениками и их родителями с другой.

В-третьих, определить критерии эффективности обучения.

Система обучения с индивидуальным подходом к учащимся дает возможность каждому ученику встать на путь самосовершенствования, самопознания, развития своих способностей и талантов.

Поэтому, ученик:

- получает навыки действовать осознанно и может правильно оценивать свое поведение, оценить свои поступки и поведение, сравнить себя с другими ребятами;

- учится воспринимать себя и окружающих людей как цельную личность, а не набор из различных черт характера; принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

- вырабатывает терпение, усидчивость, трудолюбие, силу воли, учится управлять собой;

- учится сдерживать свои негативные эмоции;

- получает необходимые жизненные навыки общения и работе в команде.

Все эти задачи решаются за счет того, что система индивидуального подхода к обучению полностью соответствует личным особенностям каждого учащегося. Поэтому ребенок, попав в эти условия, начинает культивировать в себе лучшие черты характера и старается исправить недостатки, которые мешают на пути к успеху. В результате повышается интерес к предмету, между учителем и обучающимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение обучающихся на уроках. Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих ребят. Адекватной стала самооценка обучающихся, исчез страх перед проверкой знаний.


Список литературы: 

1. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: "Педагогика", 1990. 
2. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968. 
3. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982. 
4. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. - М., 1990. 
5. Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками // 1992, №2. .














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!