Интеллектуальная игра-викторина «Все обо всем»
Цель: расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
Оборудование: компьютер, проектор, фишки за правильный ответ, грамоты
Ход игры:
Ведущий: Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)
Мы сегодня вместе, чтобы ещё раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охранять природу. Чтобы охранять природу, нужно хорошо её знать.
Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы. Вас ждут интересные вопросы. Давайте разделимся на 2 команды. Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри, а за правильный ответ вы будете получать фишки. Вас, уважаемые зрители, мы попросим по окончании игры назвать лучшего игрока, который также будет награждён ценным подарком. Та команда, которая наберет больше фишек – победит. Итак, 1 тур –Разминка.
1. Разминка. можно отвечать хором.
-Птица-доктор (голубь или дятел)
-Крупное морское северное животное с усатой мордой (морж или сом)
Какие ноги у жирафа длиннее? Правая или левая (ноги одинаковые)
Сколько ног у паука? 6 или 4 (8)
Кого называют «пернатой кошкой» (сова или синица)
Каким насекомым хлопают в ладоши (комарам или моли, когда хотят их убить)
-Стоит Антошка на одной ножке (гриб)
-В народе её называют, белобока (сорока)
-Домик для скворца (скворечник)
-Стеклянный ящик с водой для рыб (аквариум)
Молодцы! Следующий тур.
2. «В мире животных» (вопросы по порядку выводятся на слайды)
- Какое животное собирает яблоки спиной? (ежик)
- У какого хищного зверя наших лесов след похож на след человека? (у медведя)
- Что регулярно делает кабан, что ухаживать за своей шкурой? (валяется в лужах грязи)
-Какое животное является санитаром леса? Волк.
- Этим юрким животным легко найти приют в узкой расщелине и под камнями, где они могут спрятаться от жары. Потеря хвоста для них – не беда., так как быстро вырастает новый. О каком животном идет речь? (ящерицы)
- Как называются детеныши овцы? (ягнята) Переходим в следующий тур.
3. «Царство растений» (вопросы показываются на слайдах)
- Назовите растение, цветы которого появляются первыми и без листьев? (мать –и –мачеха)
- Назовите траву, которую на ощупь узнает даже слепой? (крапива)
- В России, как и во многих странах, это растение называют «цветком солнца», а из его семян изготавливают полезное масло? (подсолнух)
- Из этого растения плетут весенние венки, а когда оно отцветет- разлетается на все стороны? (одуванчик)
4. «Птичье гнездышко» (вопросы на слайдах)
- Назовите самую маленькую птичку на земле, которая летает хвостом вперед? (колибри)
- Какие птицы не умеют летать? (пингвины, киви и страусы)
- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
- Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? ( птицы бросают гнезда)
-А теперь внимание Черный ящик.
То, что находится в чёрном ящике не имеет цвета, запаха, вкуса. Имеет свойство растворять многие вещества. Она природный дом для растений и животных. В теле человека она составляет больше половины массы. Она добрый друг и помощник человека. Повышает урожай полей и садов. Она послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях.
Ответ: Вода.
5. Правда ли, что…? (вопросы на слайдах)
- медведь сосет зимой лапу? ( зимой медведь закрывает лапой свой нос. От теплого воздуха на лапах начинает облазить кожа, чтобы уменьшить боль, медведь эту лапу лижет)
- муравьи никогда не спят? (да. Это правда)
- после укуса человека –пчела умирает? (да. правда)
- проходя по лесу зимой, можно встретить ежа?( нет. Зимой ежи спят)
- клесты выводят своих птенцов в самые лютые морозы? (да, гнездо клестов пропитано смолой и совсем не пропускает холодный воздух, а пух птиц согревает птенцов)
- перед наступлением холодов «божьи коровки» улетают , как и птицы, в теплые края на зимовку, а весной возвращаются обратно? (да. Они летят стаями на большой высоте)
6. «Грибное лукошко» (презентация)
- У этих грибов шляпки могут быть разного цвета: синие, красные, желтые, зеленые и фиолетовые. А название одно. Какое? (сыроежки)
- В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую – блестят, будто смазанные маслом? (маслята)
- Эти грибы растут на пнях целыми семьями. С одного пня или дерева можно собрать полное лукошко? (опята)
7. «Угадай по описанию» (описание выводится на слайде)
- «Я самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на Земле. Я вешу столько, сколько весят 33 африканских слона. Я слышу и разговариваю с себе подобными на расстоянии до 60км. Это происходит потому, что в воде звук распространяется лучше, чем в воздухе. Моё тело имеет очень толстый слой жира, который согревает меня в ледяных водах океана» (голубой кит)
- «Я самый высокий в мире. В моей шее всего 7 позвонков, как в шее человека. Питаюсь я преимущественно листьями. Если захочу достать траву, мне нужно широко расставить ноги, чтобы достать головой до земли» (жираф)
- - «Я –огромный пушистый зверь, длиной до 3 м и весом более тонны. Я хорошо плаваю, загребая своими огромными лапами, охочусь не только в воде, но и со льда. Иногда подолгу сижу у лунки, поджидая тюленя. Живу я там, где всегда холодно» (белый медведь)
- «Я – чемпион по выживанию в условиях пустыни. Я отлично переношу суровый климат, морозы, засуху. Летом выдерживаю без воды 5 дней, а зимой – 20. После столь продолжительной жажды могу выпить до 120 литров воды. А свои запасы воды и пищи ношу в своих горбах» (верблюд)
-Угадай, кто я?
Я ем жуков и муравьёв! Ещё я ем ос и шмелей, гусениц и личинок, грызу сброшенные лосями рога. Бывает, я ем даже мышей! Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца. Куница мой старый враг. Я ем ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
Ответ: белка.
Ведущий: -Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много – а она одна!
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину! На этом наша игра закончилась. Слово для подведения итогов предоставляется уважаемому жюри. (Объявление победителей и вручение грамот).