Интеллектуальная игра «Знатоки Революции» для 9-х классов, посвященная 100-летию Октябрьской революции 1917 года
Конспект мероприятия
I.Организационный момент
Обучающиеся входят в класс под звуки 1-й части «Симфонии № 12» Д. Шостаковича (Революционный Петроград. Moderato. Allegro)
В этом году исполняется ровно 100 лет со дня Великой революции 1917 года.
1917 год – год великих потрясений. События 1917 года не только изменили историю нашего государства, но и всего человечества. Это очень сложная и противоречивая страница в истории нашей страны.
Когда-то давно Россия была огромной страной, не просто страной, а империей, потому что объединяла она земли не только современной России, но и Украины, Белоруссии, Узбекистана, Польши, Финляндии и еще многих других стран. И, хоть и называлась она Россией, народов в ней жило, кроме русского, очень и очень много, – не десятки, а сотни!
И правил этой страной царь, потому что издавна в ней был государственный строй – самодержавие, когда вся власть в руках одного человека – у царя, самодержца.
Великий русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов о событиях февраля 1917 года писал: «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»
С февраля 1917 по март 1921 годов в России произошли важные события, которые интерпретируются современными историками как Вторая или Великая российская революция. В результате пало самодержавие, создан новый государственный и общественный порядок.
Наше занятие (мероприятие) посвящено одному из важнейших и крупнейших политических событий XX века Великой Октябрьской революции, Великой российской революции 1917 года. Да, прошло ровно 100 лет с той памятной революции 1917 года, когда она решающим образом изменила пути исторического развития России и оказала огромное влияние на прогресс народов всей планеты. Нам предстоит вспомнить события Великой Российской революции 1917 года в необычной форме-игры.
II. Задания игры
1 задание- «Представление команд» (5 баллов)
Ваша задача придумать название команды, учитывая тему игры и используя предложенные атрибуты одежды, представить команду и командира.
2 задание – «Разминка-Вопрос-ответ»( за каждый правильный ответ 1 балл)
| 1.Что такое монархия? (Монархия – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному человеку-монарху и передается по наследству.) |
| 2.В каком месяце по новому стилю отмечаются годовщины революции? (ноябрь) |
| 3.Какого цвета была символика революционного движения? (красный) |
| 4.Начало работы I Всероссийского съезда Советов. (3 июня 1917г) |
| 5.Провозглашение России республикой. (1 сентября 1917г.) |
| 6.Кто был председателем Петроградского Совета в марте-августе 1917 года? (Чхеидзе Н.С.) |
| 7.Как называется политическая ситуация, сложившаяся в России после февраля 1917 года, при которой одновременно существовали два органа власти? (двоевластие) |
| 8.Какая война началась в результате революции 1917 года? (гражданская) |
| 9.Что такое республика? (Республика – это форма правления, при которой органы власти являются выборными на определенный срок) |
| 10.Кто был вождем революции? (В.И. Ленин) |
| 11.Кто составлял абсолютное большинство делегатов в правительстве Советов? (эсеры) |
| 12.Назовите дату начала Февральской революции в Петрограде.(23 февраля 1917г.) |
| 13.Кто был первым председателем Временного правительства? (Львов Г.Е.) |
| 14.В чем заключалось главное содержание изданного Петроградским Советом в марте 1917 года «Приказа №1»? |
| 15.Кому принадлежат слова «Кругом измена, и трусость, и обман…»? (Николай 2) |
| 16.Кто был избран первым председателем ВЦИК? (М.Я.Свердлов) |
| 17.В пользу кого отрекся последний император династии Романовых Николай II? ( брата Михаила) |
| 18.Объясните значение термина «двоевластие». (Двоевластие –это система управления, сложившаяся в ходе Февральской революции 1917 года, когда важнейшие государственные вопросы решались соперничавшими органами власти – Временным правительством и Советами) |
| 19.Кто среди большевистских лидеров выступал против курса на вооруженное восстание? (Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев.) |
| |
20.Назовите дату отречения Николая II от престола. (2 марта 1917года) | |
21.Какой праздник отмечали 7 ноября? (день Октябрьской революции)
22.Что явилось сигналом к штурму Зимнего дворца? (залп «Авроры»)
23.Последний председатель Временного правительства? (А.Ф. Керенский)
24.Где находился штаб Октябрьского вооруженого восстания? (Смольный институт)
25.Куда были сосланы Николай II и его семья в августе 1917 года? (Тобольск)
26.Какой гимн использовался в первые месяцы после Февральской революции 1917 г. как гимн России? («Марсельеза»)
Задание 3. -«Агитационный плакат»
Плакат — броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных целях.
К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Огромную роль плакат сыграл в событиях 1917 года. С этого времени началась история политического плаката, выполнявшего агитационную, пропагандистскую роль.
Задание:
Нарисовать агитационный плакат, отражающий события 1917 года.
Критерии оценивания:
Соответствие теме (соответствие плаката теме конкурса; глубина понимания участником содержания темы) От 1 до 2 баллов
Содержание плаката (оригинальность идеи; информативность; лаконичность; степень эмоционального воздействия на аудиторию) От 1 до 4 баллов
Качество исполнения (эстетичность; аккуратность исполнения) От 1 до 2баллов.
Задание 4- «Блиц»
1. (2 балла) Кто из представленных ниже исторических деятелей был участником съезда, на котором был принят «Декрет о мире»? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
1)И.В. Сталин 2)В.И. Ленин 3)А.Ф. Керенский А.В. Колчак
2. (2 балла) Кто из представленных ниже государственных деятелей был участником съезда, на котором был принят «Декрет о земле»? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
1) А.Ф. Керенский 2)Л.Д. Троцкий 3) В.И. Ленин 4) А.И. Гучков
3. (2 балла) Расположите в хронологической последовательностиследующие события:
А) I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов;
Б)возвращение В.И.Ленина в Петроград;
В) отречение от престола Николая I;
Г)нота министра иностранных дел П.Н. Милюкова союзникам.
Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
4. (2 балла) Какие из указанных положений вошли в «Апрельские тезисы»? Укажите три положения из шести предложенных.
А)оказание условной поддержки Временному правительству;
Б)доведение до победного конца справедливой войны, которую ведет Россия;
В)необходимость конфискации всех помещичьих земель;
Г)своеобразие текущего момента в России, состоящее в переходе ко второму этапу революции, который должени дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства;
Д)необходимость предачи власти Советам;
Е)Россия в данный момент самаянесвободная страна из всех воющих стран.
5. (2 балла) Установите соответствие между именами политических деятелей и фактами их биографий. К каждому из четырех имен подберите один факт.
ФАКТ ФАКТ БИОГРАФИИ
1)А.М. Крымов А) бывший эссер- террорист, с июля 1917 года – управляющий военным
2) А.Ф. Керенский министерством Временного правительства;
3) И.Г. Церетели Б)участник выступления Л.Г. Корнилова;
4) Б.В. Савинков В) в мае 1917 года вошел в состав Временного правительства, где стал
Министром почт и телеграфов;
Г) министр- председатель Временного правительства с 8 июля 1917 года;
Д) лидер партии кадетов в 1917 году.
6. (2 балла) Расположите в хронологической последовательности события, представленные на картинках
А) Б) В) Г)
7. (3 балла) Определите фамилии военачальников.
а)Один из самых успешных генералов России в годы Первой мировой войны. Во время Гражданской войны возглавил силы, действовавшие против Советской власти на Северо-Западном направлении. В сентябре-октябре 1019 г. он организовал поход на Петроград, были захвачены Луга, Гатчина, Крнсное село, Павловск, ближние подступы к Петрограду. Отсутствие резервов и растянутость фронта Северо-Западной армии позволили Красной Армии 21 октября остановить наступление белых, а 22 октября прорвать их оборону. К концу ноября войска под его командованием были прижаты и границе, перешли на эстонскую территорию и были разоружены своими бывшими союзниками.
б)Родился в семье казачьего офицера. В годы Первой мировой войны был командиром дивизии, попал в плен. После побега командовал Юго-Западным фронтом. В июле 1917 г. был назначен Верховным главнокомандующим. В августе 1917 г. пытался взять власть в стране в свои руки, но был арестован. В ноябре 1917 г. бежал из тюрьмы на Дон, где возглавил Добровольческую армию. Был убит в 1918 г. при штурме Екатеринодара.
8. (3 балла) Определите фамилию политических деятелей.
а) Деятель международного коммунистического революционного движения, практик и теоретик марксизма, идеолог одного из его течений. Один из организаторов Октябрьской революции 1917 г. и создателей Красной Армии. Стоял у истоков создания Коминтерна, был членом Исполкома Коминтерна. В первом советском правительстве — нарком по иностранным делам; В 1918 - 1925 гг. — нарком по военным и морским делам и председатель Революционного военного совета РСФСР, затем СССР. С 1923 г. — лидер внутрипартийной левой оппозиции. В 1927 г. снят со всех постов, отправлен в ссылку, в 1929 г. выслан за пределы СССР, а в 1932 г. лишён советского гражданства.
б) С 1903 г. большевик. С апреля 1917 г. член ЦК РСДРП(б); член Исполкома Петросовета и ВЦИК, один из редакторов газеты «Правда». Осенью 1917 г. выступал против подготовки большевиками вооруженного восстания в Петрограде. В 1922 г. предложил назначить И.В. Сталина Генеральным секретарём ЦК. Вместе с Г.Е. Зиновьевым выступал против Л.Д. Троцкого, в 1925 г. они возглавили так называемую «Новую оппозицию». После её поражения был выведен из состава Политбюро и смещён с постов председателя СТО, заместителя председателя СНКСССР, председателя Моссовета. В конце 1934 г. арестован, в 1935 г. приговорён сначала к 5, а затем к 10 годам тюрьмы. В 1936 г. на судебном процессе по делу так называемого «объединённого троцкистско-зиновьевского центра» приговорён к высшей мере наказания и расстрелян.
в) Адвокат, депутат IV Государственной думы, пользовался поддержкой либеральной интеллигенции. Был убежденным противником монархии, сторонником установления в России демократической республики, глубокого преобразования общественной и экономической жизни на социалистических началах. В первые дни революции стал депутатом Петросовета рабочих и солдатских депутатов, в июле — октябре 1917 г. — Министр- председатель Временного правительства. С июня 1918 г. находился в эмиграции, став для большинства русских эмигрантов символом процесса, который лишил их родины.
г) В ноябре 1917 г. по предложению Ленина он, как главный кадровик, был назначен председателем ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. Действуя в этом качестве, осуществил основную работу по созданию органов Советской власти «в центре и на местах». С января 1918 года был председателем Комитета революционной обороны Петрограда. От имени ВЦИК открыл первое заседание Учредительного собрания 5 января 1918 года, огласив «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Был председателем комиссии по выработке Конституции РСФСР. Ему приписывают авторство директивы Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919, предписывавшей осуществление жёстких карательных мер при подавлении казацких восстаний против Советской власти на Дону.
Задание 5 -«Интересные факты» (Какие факты вымышленные, а какие – нет. За каждый правильный ответ – 1 балл.)
1.В ночь, когда на улицах Петрограда шли кровопролитные бои, Ленин добрался до Смольного в женском платье с париком на голове и руководил действиями революционеров. (Нет)
2. Великая Октябрьская Революция началась 25 октября 1917 года в 21 час 40 минут по местному времени. Сигналом к началу активных действий революционеров послужил выстрел из орудия крейсера «Аврора». Выстрел был сделан в сторону Зимнего Дворца. Примечательно, что легендарный выстрел по Зимнему дворцу был сделан холостым зарядом. (Да)
3. Революционные события 25 октября мало чем отличаются от большинства вооруженных бунтов или мятежей, происходивших в истории Европы. Тем не менее, Октябрьская революция стала самой «высокотехнологичной революцией» в истории человечества. Дело в том, что после того, как в Петербурге был подавлен последний очаг сопротивления, и контроль над городом перешел к революционерам, произошло первое в истории революционное радиообращение к народу. (Да)
4. В 1917 году Норвегия выступила с предложением вручить Ленину Нобелевскую премию мира. При этом, Нобелевский комитет заявил, что не будет возражать против вручения премии, если в России установится мир. Так Ленин становится Нобелевским лауреатом. (Нет)
5. Особую жестокость в дни революции восставшие проявили к полицейским служащим. Пытаясь спастись, бывшие служители Фемиды переодевались, прятались на чердаках и в подвалах. Но их все равно находили и на месте предавали смертной казни, порой с чудовищной жестокостью. (Да)
Задание 6-« Шифровка»
Революционер – подпольщик вынужден вести свои записи и переписку с товарищами таким образом, чтобы никто из посторонних не мог понять написанного. Для этого пользуются особым способом письма, называемым «тайнописью». Придуманы разные системы тайнописи; к их услугам прибегают не одни подпольщики, но также дипломаты и военные для сохранения государственных тайн. Сегодня я хочу рассказать об одном из таких способов ведения секретной переписки, а именно: о так называемом способе «решетки».
Команды получают «решетки» с прорезанными окошечками. Подпольщики поворачивает решетку «по часовой стрелке» на четверть оборота, т.е. располагает ее на том же листке так, что цифра 2, бывшая раньше сбоку, теперь оказывается вверху. Делается 4 поворота.
Задание: прочитать шифровку. Правильно прочтение -5 баллов
Письмо имеет следующий вид
Ответ: Собрание делегатов отмените.
Полиция кем-то предупреждена. Антон.
Задание 7-«Узнать в лицо»
Задание: соотнести имя, описание и фото. За каждое совпадение – 1 балл
Владимир Ильич Ульянов
Лев Давидович Троцкий
Лавр Георгиевич Корнилов
Александр Фёдорович Керенский
Российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, первый председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.
Революционный деятель XX века. Один из организаторов Октябрьской революции 1917 года, один из создателей Красной армии. Один из основателей и идеологов Коминтерна, член его Исполкома. В первом советском правительстве — нарком по иностранным делам.
Русский военачальник, генерал от инфантерии. Военный разведчик, дипломат и путешественник-исследователь. Предпринял неудачную попытку установления военной диктатуры в августе (сентябре) 1917 года с целью восстановления в России «твёрдой власти» и предотвращения с помощью военной силы прихода к власти большевиков.
Российский политический и государственный деятель; министр, затем министр-председатель Временного правительства (1917), один из лидеров российского политического масонства.
Задание 8- «Кроссворд» (10 баллов)
Разгадайте кроссворд «Люди и Время», заполнив выделенные клетки по горизонтали.
По горизонтали напишите имена политических деятелей:
1.Генерал, поднявший мятеж против правительства Керенского в августе 1917 г.
2.Глава Петросовета в течение шести месяцев после Февраля.
3.Меньшевик, выдвинувший в сентябре 1917 г. идею создания однородного социалистического правительства.
4.Один из лидеров меньшевизма, осудивший курс Ленина на социалистическую революцию.
5.Министр земледелия коалиционного правительства, лидер правых эсеров.
6.Председатель Всероссийского Центрального бюро Военной организации при ЦК РКП (б).
7.Министр иностранных дел первого Временного правительства.
8.Меньшевик, член Президиума I съезда Советов, министр Временного правительства 1-й коалиции.
9.Глава Петросовета в сентябре – октябре 1917 г.
Если вы правильно назовёте имена, то по вертикали (клетки оранжевого цвета) сложится имя главы Временного правительства с июля по октябрь 1917 года.
Определите фамилию политического деятеля.
* (10 баллов ) Работа с историческим источником
Из совместного заявления двух политических деятелей.
«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооружённое восстание — значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что наше влияние... начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто приём политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать наше
выступление... в условиях, благоприятных для наших врагов. Наше влияние... растёт. Целые пласты трудящегося населения только ещё начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном. Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы — вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем... Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! — ни то, ни другое неверно, и в этом всё дело. В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но всё остальное—под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это — случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира... Если мы, взявши власть сейчас одни, придём (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас... Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».
Определите авторов заявления. Представителями, какой политической партии они были? На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх аргументов, которые приводились сторонниками вооруженного восстания. Укажите не менее трёх аргументов, которые приводятся авторами в заявлении против идеи проведения вооруженного восстания на данном историческом этапе.
III. Заключительный этап.
Подведение итогов игры.
Великая революция 1917 года была надеждой многих людей на то, что они будут учиться, их будет защищать закон, они будут сыты, если будут работать. Советская власть, власть большевиков, пообещала им это, но далеко не всегда надежды оправдывались.
Закончить же наше мероприятие хочется словами поэта Валерия Яковлевича. Брюсова (читает сам учитель под звуки «Симфонии № 12» Д. Шостаковича):
«Революция»
Что такое революция? — Буря,
Ураган, вырывающий с корнем
Столетние кедры,
Освежающий недра
Воздухом горним,
Оживляющий все ураган,
Крушащая многое буря!
Бог. Саваоф,
Что, брови нахмуря,
Просторы лесов
Для новых семян,
Для посевов грядущих
Расчищает дыханием уст всемогущих!
Революция — буря. Она
Над океаном
Летит ураганом,
Разметая воды до дна,
И горе
Судам,
Застигнутым в море!
Там
Огромный дреднот и ничтожная шлюпка
Одинаково хрупки,
Там
Для тысяч раскрыты могилы,
Там никто
Не предвидит судьбы: все — слепые!
Что
Наши ничтожные силы
Пред волей стихии!
Революция — буря...