СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра «ЗОЖ и литература»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра «ЗОЖ и литература»»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение « Школа №1»



Согласовано Утверждаю

Заместитель директора по УВР Директор КГКОУ Ш№1

КГКОУ Ш №1

Травкина Т.В. _______________ Зуева Ж.Ф. __________

«___» _____________ 2020 «___» ___________2020







Внеклассное мероприятие

по литературе и русскому языку

(5-8 классы ФГОС)

Интеллектуальная игра «ЗОЖ и литература»





Составила и провела: учитель Шукан И.М.







г. Комсомольск-на-Амуре

2020/2021 уч.г.














Интеллектуальная игра «ЗОЖ и литература»



Цель методической разработки

Формирование потребности у обучающихся в здоровом образе жизни через изучение биографии писателей, анализ литературных произведений.

Задачи

-узнать, какую роль в жизни писателей играла физическая культура, спорт;

-проанализировать отрывки художественных произведений, в которых поднимается проблема злоупотребления алкоголем;

-на основе материала художественных произведений выработать у учащихся стойкое убеждение в необходимости ведения здорового образа жизни;

-совершенствовать умения работать в группе

Категория участников – обучающиеся 5-8 класса

Условия и правила проведения интеллектуальной игры «ЗОЖ и литература»

- в игре участвуют две команды (возможно несколько);

-игра состоит из 5 раундов

 - на обдумывание ответа, выполнения задания дается 30 секунд;

- за каждый правильный ответ команда получает 1 балл;

-игра состоит из раундов, отвечают обе команды

-победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов

Оформление

Высказывания писателей, поэтов о здоровом образе жизни, значении физической культуры, спорта для человека.

«Если не бегаешь , пока здоров – придётся бегать, когда заболеешь» (Гораций)

«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» (Л.Н.Толстой)

«Нет на свете прекраснее одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи» (В.Маяковский)

«Излишний покой расслабляет тело и бывает причиною многих, даже тяжёлых болезней» (А.Радищев)

Ход игры

Учитель.

Зачитывает высказывания писателей, беседует с обучающимися и определяет тему «ЗОЖ и литература», цель, объясняет условия игры

1 раунд «ЗОЖ в жизни писателей»

Цель: формирование потребности заниматься физической культурой, спортом на примере жизни писателей.

Задание для команд: по описанию необходимо узнать и назвать фамилию, отчество писателя имя

1. В 80 лет он катался на велосипеде, его можно было увидеть на коньках на яснополянском катке, увлекался верховой ездой, охотой, ходил на медведя, замечательно играл в теннис, был хорошим пловцом и любителем шахмат. (5)

Ответ - Л.Н.Толстой

2. «Программу тренировок» этот писатель описывал так: «20 пудов муки, смешанных с водой, дают 30 пудов теста. Тесто нужно хорошо месить, а это делалось руками. Караваи печёного весового хлеба я нёс в лавку рано утром часов в шесть. Затем накладывал большую корзину булками, сайками-2-2,5 пуда и нёс за город в духовную академию».

Ответ- Максим Горький

3.Этот писатель увлекался классической борьбой, даже организовал борцовский клуб «Киевское атлетическое общество. Он автор рассказа о маленьком спортсмене - гимнасте Серёжи.

Ответ- А.И.Куприн

4.Он был настоящий Геркулес: свёртывал в трубку серебряные ложки, вгонял пальцем в стенку гвозди, разгибал подковы. Он же автор сказки о спортивном мальчике из дерева.

Ответ- А.Толстой

5. Этот известный писатель, проснувшись утром, садился в ванну со льдом, а летом отправлялся к бегущей под горой реке Сороти.

Ответ-А.С.Пушкин

Пауза «Здорово! Интересно!»

Презентация «Спорт в жизни писателей»

2 раунд «Народная мудрость гласит»

Цель: формирование потребности здорового образа жизни через знакомство с произведениями устного народного творчества – пословицами

Задание: командам предлагается 5 пословиц с пропущенными словами, обучающимся необходимо восстановить эти произведения.

  • Здоровье дороже ____________.

  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ________в тепле. 

  • В здоровом теле - здоровый _______.

  • Чистая вода - для хвори ________.

  • Ум да __________ дороже всего.

  • Курить - здоровью _________. 

  • Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - _________потерял

Ответ:

  • Здоровье дороже богатства.

  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. 

  • В здоровом теле - здоровый дух.

  • Чистая вода - для хвори беда.

  • Ум да здоровье дороже всего.

  • Курить - здоровью вредить. 

  • Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - все потерял

Пауза «Игра-это здорово!»

Разучивание с обучающимися игры «Слепни»

Информация: Михаил Юрьевич Лермонтов рос слабым, болезненным мальчиком. Чтобы поправить здоровье внука, бабушка часто возила его на Кавказ к минеральным водам. Но не только целебный воздух Кавказа и лечебные воды помогли мальчику превратиться в крепкого юношу, сильного душой и телом. Этому способствовала и задорная, яркая жизнь в Тарханах и прежде всего подвижные игры.

Дети играли в слепни . Одному завязывали глаза полотенцем или платком и кричали: « Тарас- Тарас, ищи три года нас». Он, разведя руки в стороны, ловил остальных. Кого поймает или коснётся рукой, тот становится очередным слепнём. Нужно было изловчиться и увернуться от объятий слепня, неслышно поднырнуть под его растопыренные руки или замереть и не дышать, в напряжении удержаться на месте и не выдать себя. Эту игру очень любил Михаил Лермонтов.

3 раунд «ЗОЖ в жизни литературных героев»

Цель: формирование потребности в ЗОЖ на примерах анализа эпизода из литературного произведения.

Задание командам:

-узнать героев,

-объяснить, что обеспечивает здоровый образ жизни

-объяснить, как вредные привычки повлияли на жизнь героя

1. « - Господи, горемыка я, горемыка неисходная. Судьба-то, сударь моя, подумаешь. В младых летах был я бит через немца хозяина, в лучший сустав жизни бит от своего же брата, наконец в зрелые годы вот до чего дослужился…

…-Ах, ты, забубенный человек! …Барыне угодно, чтобы ты женился. Слышишь. Он полагает, что ты остепенишься.»

Ответ: Капитон, И.С.Тургенев «Муму»

2. «Совет …: будьте как дети, ходите по земле босиком, и тогда вы познаете истину».

Ответ: Антипыч, М.Пришвин «Кладовая солнца»

3.Упал в лесу, верхушки сосен облегчили падение, герой обладает незаурядной силой воли, 18 суток – без воды, еды, спичек.

Ответ: Алексей Мересьев, Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

4. Скоро 10 лет Серёже, Диме нет ещё шести, -

Дима всё никак не может до Серёжи дорасти.

Бедный Дима, он моложе!

Он завидует Серёже!

Брату всё разрешено –

Он в четвёртом классе

Может он ходить в кино, брать билеты в кассе.

У него в портфеле ножик, на груди горят значки,

А теперь ещё Серёже доктор выписал очки.

Нет, ребята, это слишком!

Он в очках явился вдруг!

Во дворе сказал мальчишкам:

Я ужасно близорук!

И наутро вот что было:

Бедный Дима вдруг ослеп.

На окне лежало мыло –

Он сказал, что это…

-Хлеб

Ничего не видит Дима.

Стул берёт – садиться мимо

И кричит:

-Я близорукий!

Мне к врачу необходимо!

Я хочу идти к врачу, я очки носить хочу!

Ответ: «Очки» А.Барто

5 . Хладнокровный, расчетливый, спокойный, уверенный в своих силах, предусмотрительный, разумный, продумывал свои действия. 
«О! да это будет со временем добрый полковник! – …, - ей-ей будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!» 

Ответ: Остап, Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Пауза Посылка от литературного героя

Задание для команд: определить, что находится в посылке, какое значение имеет для здорового образа жизни.

«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл её, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел …»

(три красных яблока. В.Распутин «Уроки французского»)

Подведение итогов.

Рефлексия

  • -сегодня я узнал...

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

Анализ внеклассного мероприятия

Интеллектуальная игра «ЗОЖ и литература»

Цель методической разработки

Формирование потребности у обучающихся в здоровом образе жизни через изучение биографии писателей, анализ литературных произведений.

Задачи

-узнать, какую роль в жизни писателей играла физическая культура, спорт;

-проанализировать отрывки художественных произведений, в которых поднимается проблема злоупотребления алкоголем;

-на основе материала художественных произведений выработать у учащихся стойкое убеждение в необходимости ведения здорового образа жизни;

-совершенствовать умения работать в группе

Категория участников – обучающиеся 5-8 класса

Мероприятие проведено 29.10.2020 -5А, 8а; 30.10.2020 – 8в.

Одна из задач, которую я поставила перед собой, – формирование у обучающихся нравственных и духовных ценностей, приобщение к здоровому образу жизни. В нашем образовательном учреждении реализуется программа «Здоровье», которая предусматривает внеклассную деятельность в данном направлении по различным учебным предметам. В разработке представлена интеллектуальная игра по литературе по теме «ЗОЖ и литература»

Изучение литературных произведений, биографии писателей - прекрасный источник для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Изучая литературу, мы анализируем произведения, где герой стремится к идеалу, стремится избавиться от пагубных привычек и пристрастий. Знакомясь с жизнью писателей, поэтов обращаем внимание, что многие занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни. Без душевного благополучия невозможно здоровье человека. Внеурочное занятие расширяет кругозор , позволяет познакомиться с интересными фактами из жизни писателей, что способствует развитию интереса к изучению литературы.

В качестве формы мероприятия избрана интеллектуальная игра, так как именно игра даёт возможность продемонстрировать приобретённые знания, умения, навыки, проявить интеллектуальные способности. Игра способствует формированию умения работать в команде, развивать коммуникативные способности. Интеллектуальная игра является одной из эффективных  форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся.

Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы ученика, но и удовлетворяет сегодняшние.  Я считаю, что преподаватель,  использующий интеллектуальную игру, организует учебную и воспитательную деятельность, исходя из естественных потребностей подростка. Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

На мероприятии изменений не было, все прошло согласно сценарию. Ученики в ходе проведения мероприятия проявили активность и заинтересованность предоставленным материалом.




Учитель И.М. Шукан