Интеллектуальная квест – игра
«Космическое путешествие»
Разработала воспитатель:
Головина К.В.
2020 г.
Цель: Развитие интереса детей к космосу.
Задачи:
Развивающие:
1.Развивать умственную деятельность, логическое мышление путем создания проблемных ситуаций.
2.Продолжать знакомить детей с такими методами познания как наблюдение и эксперимент.
3.Развивать память, слуховое внимание.
4.Развивать умение действовать по словесной инструкции.
5.Развивать связную речь.
6.Закреплять умение «обратный счет в пределах 10».
Образовательные:
1.Формировать представления детей о том, что они живут на планете Земля, а в космосе есть другие планеты.
2.Формировать представления детей о Солнце как о ближайшей звезде, о раскаленном космическом объекте.
3.Давать представление о Солнечной системе, созвездиях.
4.Расширять словарный запас (иллюминатор, метеорит, галактика, вселенная, орбита, притяжение).
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к родной планете – Земля.
2.Воспитывать интерес к космосу, различным явлениям, происходящим вокруг нас.
3.Воспитывать чувство товарищества, доброжелательность, смелость и любознательность.
Материалы и оборудование:
Изображение Солнца, планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; картинки по теме; карта Солнечной системы; космические шлемы; электрический светильник, электрическая лампа – звезды; тарелка с зернышком; железные кнопки и магнит; ноутбук, телевизор, фильм «Солнечная система», запись космической музыки.
Предшествующая работа:
1.Чтение книг, беседы, рассматривание иллюстраций о космосе.
2.Наблюдение за солнцем по небосводу.
3.Просмотр презентации о космосе.
4. Просмотр обучающего мультфильма «Космос».
Ход игры:
Космос - великий, бездонный, бескрайний.
Манит он нас неизведанной тайной.
Манит, зовет, и, быть может, когда-то
Имена на звездах напишут ребята!
- Ребята, вы мечтали когда-нибудь побывать в космосе?
Я предлагаю вам совершить путешествие в космос. Вы согласны?
Но наше путешествие с вами будет необычным. Мы будем космонавтами-учеными, которые попав в космическое пространство, будут изучать космос. Поэтому впереди нас будут ждать трудности и препятствия в виде различных заданий, а также великие тайны и открытия. Не испугались? Тогда вперед!
Для начала подготовимся к полету, ведь космонавты должны быть сильными и здоровыми.
Физкультминутка:
Раз-два, стоит ракета
Три-четыре, скоро взлет,
Чтобы долететь до солнца
Космонавтам нужен год.
Но дорогой нам не страшно
Каждый ведь из нас атлет,
Пролетая над землею,
Ей передадим привет!
1 задание. Для того, чтобы наш полет состоялся, нужно ответить на вопрос: что необходимо космонавтам, чтобы отправиться в космос? Выберите нужные предметы, изображенные на картинках (санки, самолет, ракета, цветок, картина, скафандр, мяч, карандаши, шлем, велосипед, тетрадь).
Вы выбрали: ракету, скафандр и шлем. Правильно. Молодцы!
- Ребята, садимся в космический корабль (садимся на стульчики).
Надеваем скафандры, шлемы (показываем движениями рук)
Приготовиться к запуску ракеты! Сели! Пристегнуть ремни!
Готовы? Завести моторы (вращение рук перед грудью)!
Соединить контакты (кончики пальцев)!
Задание 2. Необходимо закрыть глаза и начать обратный отсчет: 10…
Дети: 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1,0… Пуск! (выключается свет, на потолке - звезды (лампа), включение фильма «Солнечная система», включение космической музыки).
- Ребята, давайте посмотрим в иллюминатор, иллюминатор - это окно в ракете (показываем на экран). Что мы видим? (ответы)
Мы видим тысячи звезд. Это вселенная. Она не имеет ни конца, ни края.
Обратите внимание, в центре - большое скопление звезд. Это Млечный путь – наша галактика. Здесь находится Солнце - наша родная звезда.
Задание 3. Почему звезда – Солнце кажется больше других звезд, ведь все звезды такие маленькие. Выберите правильный вариант ответа.
а) звезда - Солнце больше по величине других звезд;
б) звезда - Солнце находится ближе к нашей планете, чем другие звезды;
- Правильно. Солнце – это ближайшая к земле звезда, поэтому она кажется больше других звезд (вариант «б»).
Чтобы ответить правильно на следующий вопрос, нам нужно проделать эксперимент.
Задание 4. «Эксперимент с настольной лампой» Представьте, что лампа – это Солнце (дети по очереди приближают и удаляют руку от горящей лампы).
Что вы почувствовали? Что дает нам Солнце?
Правильно, оно дает нам свет, тепло. Молодцы!
Солнце – самый главный источник тепла и энергии, благодаря которому на Земле есть жизнь.
(Дети смотрят на экран). Посмотрите - Солнце постоянно вращается вокруг себя, а вокруг него вращаются планеты. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Если представить, что Солнце размером с тарелку, то тогда планеты размером с зернышко (наглядно показываем). Вокруг нашей звезды – Солнца вращаются планеты, входящие в солнечную систему. Это семья Солнца. Солнечная система включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, звезды, кометы, метеориты.
Задание 5. Какую форму имеют планеты и звезда-Солнце?
а) треугольную;
б) квадратную;
в) овальную;
г) круглую
Правильно – круглую.
Планеты двигаются по собственному маршруту, этот маршрут называется орбитой.
Задание 6. Сколько планет вращается вокруг Солнца? Посчитайте (считают на экране)
а) пять;
б) семь;
в) девять;
- Правильно – девять.
- Ребята, какие планеты вы знаете? (ответы)
Давайте подлетим поближе и посмотрим как выглядит планета, находящаяся первой к Солнцу.
Эта планета Меркурий – самая близкая к Солнцу планета.
Вторая планета от Солнца называется Венера. Температура на Венере очень высокая. Венера - самая яркая планета на небе.
Задание 7. Возможна ли жизнь для человека на планетах, расположенных близко к Солнцу? Почему? Выберите правильный вариант ответа:
а) возможна, потому что планеты находятся рядом с солнцем;
б) не возможна, потому что находятся рядом с солнцем и на планетах очень жарко;
(дети думают, рассуждают, делают выводы)
Правильно, вариант «б» (зачитываем правильный ответ).
- Ребята, мы пролетаем мимо третьей планеты от Солнца. Это наша родная планета. Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
Земля – третья от Солнца планета. Она находится на таком расстоянии от Солнца, что здесь не бывает ни слишком жарко, ни слишком холодно. Поэтому на Земле есть жизнь, воздух, вода, растения, животные.
-Ребята, наша планета - единственная, на которой есть жизнь. Давайте передадим ей привет, помашем.
Четвертая планета – Марс.
Пятая самая большая планета – Юпитер.
- Ребята, посмотрите, какая интересная 6 планета от Солнца, какие у нее кольца! Это Сатурн.
- Летим дальше. Следующая, 7 планета – Уран. Эта планета находится далеко от Солнца, поэтому здесь очень холодно.
- Продолжаем полет. 8 планета от Солнца – Нептун.
- А вот и самая последняя и самая маленькая планета от Солнца - это Плутон.
Задание 8. Возможна ли жизнь для человека на планетах, расположенных далеко от Солнца? Почему? Выберите правильный вариант ответа:
а) возможна жизнь на планете, потому что планеты находятся далеко от Солнца;
б) не возможна жизнь на этих планетах, потому что они находятся далеко от солнца и там очень холодно;
(дети думают, рассуждают, делают выводы)
-Правильно, вариант «б» (зачитываем правильный ответ)
А теперь зажали кулочки, будем считать и запоминать планеты по астрономической считалочке:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже потом
И девятая планета
Под названием Плутон.
Последнее задание самое тяжелое. Готовы к нему, космонавты-исследователи (ответы детей)?
Задание 9. Я вам уже говорила, что у каждой планеты есть свой путь, называемый орбитой.
Почему планеты вращаются вокруг Солнца по своей орбите, а не летают сами по себе, ведь вселенная мы сказали не имеет ни конца, ни края, она бесконечна? Подумайте! Поможет вам в этом эксперимент (каждому ребенку раздается желтый магнит - это солнце , а круглая железная кнопка – это планета).
Что происходит с солнцем и планетой?
(Дети проделывают эксперимент несколько раз, рассуждают, делают выводы)
- Правильно, солнце притягивает планеты, имеет силу притяжения, поэтому они вращаются только вокруг него. Вы сами сделали для себя открытие. Молодцы!
- Ребята, нам пора возвращаться на землю. Усаживаемся по местам! Пристегиваем ремни! Готовы? Держим курс на планету Земля! Закрываем глаза и начинаем обратный отсчет: 10, 9, 8…….0! Прилетели!
(Включается свет)
Вот, мы с вами и вернулись на свою родную планету. С возвращением вас!
Как чувствует себя экипаж после полета? Замечательно!
- Молодцы, ребята! Вот и закончилось наше с вами космическое путешествие по солнечной системе. Вы достойно выдержали полет! Со всеми заданиями справились отлично! Вам понравилось наше путешествие?
Мы с вами затратили много сил и энергии. Нам необходимо восстановить силы, ведь всем космонавтам после полета дают шоколад (детям раздается шоколад).