СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуально-познавательная игра "Я люблю науку"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе, истории; хорошо укладывается в рамки предметной недели

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуально-познавательная игра "Я люблю науку"»

Интеллектуально-развлекательная игра «Я люблю науку»

Цель: активация познавательной деятельности учащихся; развитие интеллекта.

Для игры необходимо:

2 команды учащихся 5-11 классов по 7 человек

Компетентное жюри

Двое ведущих

Заранее подготовленные ученики с выступлениями в паузах


Оборудование:

Мультипректор, экран

Запись фонограмм песен на стихи русских (советских) поэтов

Микрофоны

Деревянная указка – Жезл Знаний

2 стола для членов команд, стулья

Стол, оборудованный для членов жюри

Места в зрительном зале


Слайд 1

Начинается танцем (Слайд 1, рупор 1)


Ведущие:

- Внимание! Внимание! Мы начинаем нашу интеллектуально-познавательную игру «Мозголомы» или «Я люблю науку!»

- Вас ждут не только трудные вопросы и задания, требующие приложения всех интеллектуальных сил, но и информационные паузы, сценки, шутки, даже анекдоты!

- Здорово! Нашу игру можно назвать ШОУ?

- Интеллектуально-познавательное ШОУ!

(Слайд 1 , рупор 2)

Ведущие:

- В нашей игре принимают участие две сборные команды учащихся 5-11 классов.

- Слово участникам: представьтесь! Жюри оценит представление команд: название, девиз


Тур 1

Слайд 2

Разминка - 2 минуты каждой команде

Ведущие:

- Командам задаются вопросы из разных областей знаний; ответы даются без времени на обдумывание.

- Участник держит магический Жезл Знаний, слушает вопрос, отвечает на него и передаёт Жезл Знаний следующему члену команды – в копилку команды идёт балл; если нет ответа, участник так и говорит: «Нет ответа». Другому члену команды отвечать нельзя.

Слайд 2: начало времени команды – левый значок звука, через 2 минуты – правый значок звука; время засекает оператор.

Вопросы для разминки

  1. Самый доступный и распространённый способ транспортировки людей в мире?

Ответ: пешком.

  1. Малайская игра «Сепаг рага» — игра для одинокого футболиста, для нее нужен мяч, но не нужно поле и ворота. Как в нее играют?

Ответ:  набивание мяча ногами и др. частями тела.

  1. Пороги древнеримских домов часто украшали приветствия, но время от времени можно встретить надпись, бытующую и в нашем мире частных домовладельцев. Воспроизведите ее .

Ответ: Осторожно, злая собака! Римский аналог — «Остерегайся пса».

  1. Что такое «босая» лошадь?

Ответ: Неподкованная.

  1. Продвигаясь вглубь холма Куюнджик, среди руин царского дворца археолог Лэйярд открыл две комнаты, где было навалено множество глиняных черепков и обломков. Чем служили эти комнаты в древности?

Ответ: библиотекой.

  1. Русский композитор XIX века Александр Варламов написал музыку к балету «Хитрый мальчик и людоед». Какое произведение легло в основу балета?

Ответ: сказка Ш.Перро «Мальчик-с-пальчик».

  1. Кто, по мнению британских зоологов, может безошибочно определить ежиху?

Ответ: Еж.

  1. В 1775 году в Лондоне стали продаваться каучуковые кубики. Для чего они предназначались?

Ответ: Для стирания надписей — резинки.

  1. О местонахождении какой птицы желал бы получить информацию любой охотник, если он немножко физик или художник?

Ответ: Фазана.

  1. Энгельс, Ленин, Карабас-Барабас. Что объединят эти лица?

Ответ: борода.

  1. Как звали существо, в имени которого нашел отражение весь словарный запас его хозяина?

Ответ: Му-Му.

  1. На монете времен Клавдия приведен полный титул императора: «Тиберий Клавдий Цезарь Август, верховный жрец, трибун, …» Чем кончается ряд титулов?

Ответ: словом «император».

  1. Одна из ракет, запущенных бывшим Советским Союзом, в английских газетах называлась dognik (догник). Кто был на борту этой ракеты?

Ответ: Собаки (dog) Белка и Стрелка (догник по созвучию со «спутником»).

  1. Что явилось плодом сотрудничества Большого пресмыкающегося и юного представителя семейства кошачьих?

Ответ: Песня: «Я на солнышке лежу…»

  1. Их делят на 4 типа: железные, каменные, железокаменные и углистые. Последние очень редко встречаются. 62 % известных — железные, 32 % — каменные. Что это?

Ответ: метеориты.

  1. 18 января 1945 года войска 2-го Украинского фронта очистили от противника Пешт — восточную часть… Восточную часть чего?

Ответ: Будапешта.

  1. Карты четырех европейских морей держал Петровский орел. Каких?

Ответ: Белое, Каспийское, Азовское, Балтийское.

  1. Всего их 6, хотя при рождении было 5. Физика, химия, физиология и медицина, экономика, литература… Завершите этот ряд.

Ответ: Борьба за мир – за них присуждают Нобелевские премии.

  1. Станция «Мир» летает уже 9 лет. Какой узел станции за это время пришлось перенастраивать 5 раз?

Ответ: компьютер.

  1. Во время пребывания в Одессе А.С. Пушкин был послан графом Воронцовым собирать сведения об этих насекомых.

Ответ: Саранча



Ведущие:

- Разминка закончена.

- Пока жюри подсчитывает заработанные командами баллы, у нас пауза.

Юмористическая пауза 1

Сценка

Ведущий, царь Пётр, обвиняемый

Ведущий:

Веселые или, как у нас говорят, прикольные вопросы и ответы – не прерогатива современности. Издавна они нравились людям. И часто смешные вопросы и ответы помогали в беде. В истории известно множество случаев, когда оригинальные ответы на вопросы помогали людям с честью выйти из весьма щекотливых ситуаций. Вот лишь один пример из множества ему подобных. Русский царь Петр Первый, обладая острым умом и развитым чувством юмора, любил интересные вопросы о жизни и остроумные ответы на них. Однажды Петр спросил чиновника, которого уличили в воровстве:

Царь Пётр: - Сколько звезд на небе?
Обвиняемый: – Сто тысяч пятьсот двести восемьдесят пять!
Царь Пётр: – Не врешь?

Обвиняемый: – А вы, Государь, проверьте.

Царь Пётр: – Мои подданные часто жалуются, что я слишком дорого обхожусь государственной казне. А как ты думаешь, сколько я стою?
Обвиняемый: – Двадцать девять монет, Государь.
Царь Пётр: – Почему так мало? – изумился Петр.
Обвиняемый: – Так ведь сам Христос был продан за тридцать серебреников…

Ведущий:

В конце концов, забавные вопросы и ответы спасли чиновника: за свое остроумие он был помилован.



Ведущий:

- Слово предоставляется жюри для объявления промежуточных результатов: за конкурс «Представление» и разминку.

Члены жюри оглашают результаты

Музыкальная пауза

Ведущий:

- Да, русский язык очень сложный! Так, например, слова «защита» и «охрана» - это синонимы, а «правозащитные» органы и «правоохранительные» - антонимы.

- Удивительно! А один мой знакомый немец-переводчик хвастался, что в совершенстве владеет русским языком и сможет перевести на немецкий любую русскую фразу. Вот я ему и предложил перевести одну: «Косил Косой косой косой».

- Ну, и что, перевёл?

- Куда там! До сих пор ходит мучается! Вон идёт (проходит взъерошенный ученик, наклонившись на один бок, косо размахивая руками и пожимая плечами)

- Уважаемые игроки и зрители! Как вы догадались, у нас второй тур игры – участники отправятся в «Дебри филологии»



Слайд 3 (музыка)

Тур 2

Филологический

Задаются вопросы по филологическим наукам (русский язык и литература, белорусский язык и литература).

Отвечает команда, которая первая заявила о готовности. При неверном ответе балл достаётся соперникам.


Ведущие:

- Филологический тур закончен. Жюри работает, а мы отдыхаем,

Юмористическая пауза 2

Казалось бы, что общего между математикой и поэзией? Согласитесь, в цифрах тоже есть лирика. Угадайте поэта по ритму:

    17 30 48

    140 10 01

    126 138

    140 3 501

( Пушкин «Няне» «Подруга дней моих суровых…»)

70 15

7 2 40 5

37 120

10 25

(С. Есенин «Белая берёза // под моим окном// принакрылась снегом, // словно серебром)

    2 46 38 1

    116 14 20!

    15 14 21

    14 0 17

(Маяковский «Стихи о советском паспорте» «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза! Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза»)

Сценки-миниатюры

  1. – О чем пьеса Горького «На дне»?

– О Титанике.



  1. – Вот выйду на пенсию и закончу свою вторую книгу...     

– О, так  вы пишете?!     

– Нет, я читаю...



  1. Молодой писатель написал роман «Хрень». Выпустил тиражом 100 000 экземпляров. Ждал-ждал, увы, не продано ни одной книги. Тогда писатель поместил в газете объявление: «Молодой симпатичный миллионер познакомится с девушкой, похожей на главную героиню книги "Хрень"».

Книга имела сумасшедший успех...



  1. Молодой поэт спрашивает известного критика:     

– Что вы можете сказать о моих последних стихах?     

– Если честно, то это худшее из всего, что я читал.     

– Как! А ведь я вчера продал их одному издательству за хорошие деньги!     

– А вот это уже настоящее искусство!



Ведущие:

- Слово предоставляется жюри для оглашения результатов за филологический этап конкурса

- «Нам песня строить и жить помогает…» - так пелось в песне советских времён.

- Времена изменились, а песня по-прежнему «и зовёт, и ведёт».

- «И тот, кто с песней по жизни шагает…»

- «Тот никогда и нигде не пропадёт»…

- Замечательные слова. А мы подошли к третьему туру нашей игры – музыкальному.

- В нём четыре музыкальных задания: нужно угадать песню по фонограмме, исполнить часть песни без ошибок: 1 куплет -1 балл, 2 куплета - 2 балла, всю песню – 3 балла.


Слайд 4

Тур 3

Музыкальный

Ведущие:

- Слово предоставляется жюри для оглашения промежуточных результатов: филологический конкурс

Информационная пауза «А знаете ли вы, что…?» 1 (выступления заранее подготовленных учащихся)

  1. А знаете ли вы, что первые школы, появившиеся в Греции и Риме, предшествовали всем сегодняшним школам и колледжам. Первый учитель, который организовал обучение в одном месте, названном «академия», был греческий философ Платон.

Тогда местом расположения школ были плацы, где тренировались военные. Такое место называлось – гимназия. Уже потом, другой греческий философ Аристотель создал собственную школу – лицей.

Они были больше похожи на места сбора молодых людей для дискуссий, где обсуждались как смешные вопросы и ответы на них, так и серьезные и познавательные темы, и лишь иногда с учениками проводили занятия и читали лекции. Ученики так же нехотя ходили в школы, как иногда мы сегодня. Учащимся нужно было рано вставать, учить сложные вопросы и ответы и прилежно себя вести в школе, иначе за провинность секли розгами.

На Руси похожие школы возникли в 988 году при правлении князя Владимира. В них обучали наукам и выпускавшиеся получали серьезное по тем временам образование.

Тур 4

Исторический

Слайд 5


Ведущие:

- Прозвучавшая только что информация подсказывает, что пора переходить к очередному туру нашей игры – историческому.

- Задаются вопросы по истории, обществоведению.

Отвечает команда, которая первая заявила о готовности. При неверном ответе балл достаётся соперникам.

Вопросы для исторического тура

  1. Как называется наука, занимающаяся описанием исторических фактов, событий (историография).

  2. Как в Древней Руси называли Балтийское море? (Варяжское море.)

  3. Что делали древние славяне в январе, если он у них назывался «сечень»? (Это было время подсеки деревьев для очистки земли под пашню.)

  4. Где жили первые монахи Киево-Печерского и Псково-Печерского монастырей? (Первые монахи жили в землянках – пещерах. Старославянское слово «пещера» по-русски звучит как «печера».)

  5. У древних римлян так назы­вались формы книг, состоящих из скрепленных дощечек или папирусных листов. Современная книга со­храняет эту форму в виде книжного блока, а в области права этот тер­мин означает свод законов. (Кодекс.)

  6. Сколько отечественный войн пережил наш народ? (две: 1812 и 1941-45)

  7. Начало первой Мировой войны (1914 год)

  8. Начало второй Мировой войны (1939 год)

  9. Какую годовщину Великой Победы мы будем праздновать в мае 2015 года? (70-ую)

  10. Когда был освобождён Бобруйск? (29 июня 1944 года)


Ведущие:

- Это был заключительный тур нашей игры.

- Жюри подводит итоги, а мы предлагаем музыкальную паузу.

Музыкальная пауза


Подведение итогов, награждение победителей


























































Информационные паузы

  1. А знаете ли вы, что первые школы, появившиеся в Греции и Риме, предшествовали всем сегодняшним школам и колледжам. Первый учитель, который организовал обучение в одном месте, названном «академия», был греческий философ Платон.

Тогда местом расположения школ были плацы, где тренировались военные или проводились парады. Такое место называлось – гимназия. Уже потом, другой греческий философ Аристотель создал собственную школу – лицей.

Они были больше похожи на места сбора молодых людей для дискуссий, где обсуждались как смешные вопросы и ответы на них, так и серьезные и познавательные темы, и лишь иногда с учениками проводили занятия и читали лекции. Ученики также нехотя ходили в школы, как иногда мы ходим в наши школы. Учащимся нужно было рано вставать, учить сложные вопросы и ответы и прилежно себя вести в школе, иначе за провинность секли розгами.

На Руси похожие школы возникли в 988 году при правлении князя Владимира. В них обучали наукам и выпускавшиеся получали серьезное по тем временам образование.

  1. К интересным фактам о деньгах можно отнести парадоксы налогообложения не только давних времен, но и современные решения в этой области. Психологическая зависимость людей от денег, населяющих нашу планету, несомненно, относится к прискорбным, хотя и интересным фактам о деньгах. Безоговорочная победа денег над человечеством не под силу ни одной армии мира. Вечная их нехватка преследует не только частных обывателей, но и бюджет многих стран. Эта причина и стала благодатной почвой к возникновению самых смешных налогов в налоговом кодексе, претендующих на первые страницы в сатирическом журнале. Помимо налогов на воробьев, пыль и собак, которые можно объяснить беспокойством об окружающей среде, такие налоги как: на глаза (сумма уплаты зависела от цвета роговицы глаза), на сбор мочи и на поход по воду с коромыслом, свидетельствуют или о безысходности, или о патологической жадности былых правителей государств. Несомненно, в наше время также имеют место не менее нелепые решения в налоговом кодексе многих стран, среди них и налог на тень, взимаемый в Венеции с собственников уличных кафе и лотков, и налог на наркотики или налог на взятку или награбленное имущество. Они как раз достойны включения в перечень вопросов викторины для школьников для разрядки и поддержания хорошего настроения участников мероприятия.

















Материал для юмористических пауз

Что общего между математикой и поэзией? Согласитесь, в цифрах тоже есть лирика. Угадайте поэта по ритму:

    17 30 48

    140 10 01

    126 138

    140 3 501 ( Пушкин «Няне» «Подруга дней моих суровых…»)

…………………………………………………………………………….

70 15

7 2 40 5

37 120

10 25 (С. Есенин «Белая берёза // под моим окном// принакрылась снегом, // словно серебром)

……………………………………………………………………………

    2 46 38 1

    116 14 20!

    15 14 21

    14 0 17   (Маяковский «Стихи о советском паспорте» «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза! Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза»)



Шутки



– О чем пьеса Горького «На дне»?

– О Титанике.



Очень красиво на польском языке звучит фраза «Мохнатый шмель»:

«Волоснявый жужик»!



– Вот выйду на пенсию и закончу свою вторую книгу...     

– О, так  вы пишете?!     

– Нет, я читаю...



Молодой писатель написал роман «Хрень». Выпустил тиражом 100 000 экземпляров. Ждал-ждал, увы, не продано ни одной книги. Тогда писатель поместил в газете объявление: «Молодой симпатичный миллионер познакомится с девушкой, похожей на главную героиню книги "Хрень"».

Книга имела сумасшедший успех...



Молодой поэт спрашивает известного критика:     

– Что вы можете сказать о моих последних стихах?     

– Если честно, то это худшее из всего, что я читал.     

– Как! А ведь я вчера продал их одному издательству за хорошие деньги!     

– А вот это уже настоящее искусство!

 

Грабитель ворвался в банк, кричит:

– Стоять! Это ограбление!

Тут из очереди голос учительницы:

– Стоять – это глагол, придурок!

 

– Сегодня прочитал Вашу книгу...

– Последнюю?

– Надеюсь...



Сценка

Ведущий, царь Пётр, обвиняемый

Ведущий:

Веселые или, как у нас говорят, прикольные вопросы и ответы – не прерогатива современности. Издавна людям нравились забавные вопросы и ответы. И часто смешные вопросы и ответы помогали в беде. В истории известно множество случаев, когда оригинальные ответы на вопросы помогали людям с честью выйти из весьма щекотливых ситуаций. Вот лишь один пример из множества ему подобных. Русский царь Петр Первый, обладая острым умом и развитым чувством юмора, любил интересные вопросы о жизни, а также смешные вопросы и ответы на них. Однажды Петр спросил уличенного в воровстве чиновника: Царь Пётр: - Сколько звезд на небе?
Обвиняемый: – Сто тысяч пятьсот двести восемьдесят пять!
Царь Пётр: – Не врешь?

Обвиняемый: – А вы, Государь, проверьте.

Царь Пётр: – Мои подданные часто жалуются, что я слишком дорого обхожусь государственной казне. А как ты думаешь, сколько я стою?
Обвиняемый: – Двадцать девять монет, Государь.
Царь Пётр: – Почему так мало? – изумился Петр.
Обвиняемый: – Так ведь сам Христос был продан за тридцать серебреников…

Ведущий:

В конце концов, забавные вопросы и ответы спасли чиновника: за свое остроумие он был помилован.

В наше время смешные вопросы и ответы по-прежнему в почете там, где ценится интеллект. Например, в Оксфордском университете, который имеет давние традиции, и забавные вопросы и ответы входят в их число.