СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуально-развлекательный турнир по химии "Занимательная химия"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие к неделе биологии и химии. Расчитано на участие 2 команд (сборных) учащихся 8-11.  проводится в течение 50 минут

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуально-развлекательный турнир по химии "Занимательная химия"»

Внеклассное мероприятие по химии

Турнир «Занимательная химия»

Подготовила: учитель химии и биологии Белько М.А.

Цель мероприятия: развитие познавательного интереса и поисковой самостоятельности к предмету, применение приобретенных знаний в нестандартных условиях, развивать логическое мышление, воспитывать внимание, способность работать самостоятельно и в коллективе.

Форма мероприятия: интеллектуальное - развлекательное соревнование.

Организационный этап: формирование 2 команд из учащихся 7-11 классов., формирование жюри (педагоги, фиксируют соблюдение правил выполнения заданий, получаемые командами баллы в конкурсах, подведение итогов).

Материалы и оборудование: компьютер, презентация по мероприятию, раздаточные материалы к конкурсам.

Вступительное слово ведущего:

Всем, здравствуйте! Сегодня мы с вами проводим интеллектуально-развлекательный турнир «Занимательная химия». Надеюсь, вам понравиться это мероприятие и вы не только будете активно участвовать в нем, но и получите удовольствие от своей деятельности. Итак, начнем, команды поприветствуйте друг друга аплодисментами.

Объявляю турнир открытым.

Начнем с разминки команд.

Разминка (слайд 2)

Поочередные вопросы командам, каждый верный ответ – 1 балл.

1. Назовите пищевой продукт, при протухании которого образуется газ со специфическим запахом – сероводород. (яйца.)

2. Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?

илограмм железа и килограмм пуха весят одинаково.)

3. Какого цвета белый свет? (всех цветов радуги одновременно.)

4. Вспомните химическое название марганцовки. ( перманганат калия.)

5. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить? (тень.)

6.Если вдруг он когда-то иссякнет,
В недрах звезд весь сгорит без следа,
Во Вселенной светило погаснет,
И наступит здесь мрак навсегда. (водород.)

7. Что идет, не двигаясь с места? (время.)

8. Я светоносный элемент. Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня, и под водой оксид мой станет кислотой (фосфор).

9. Какой металл называют «летающим»? (алюминий).

10.Что стремились открыть древние алхимики? (философский камень).

Конкурс 1 «Загадочные знания».(слайд 3)

В этом конкурсе мы каждой команде по очереди задаем вопрос. Если команда не справляется с вопросом, то он адресовывается другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл. 

1.Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической

системе химических элементов? (водород)

2.Какой элемент всегда рад? (радий)

3. Какой газ утверждает, что он — это не он? (неон)

4. Какой неметалл является лесом? (бор)

5. Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк)

6. Какой элемент вращается вокруг  Солнца? (уран)

7. Какой элемент является настоящим гигантом? (титан)

8.Какой металл, по древней  мифологии, обречен на  «вечные муки»? (тантал)

9. В состав названия какого металла входит дерево? (никель)

10.Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (платина)

11. В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов.

Какие это элементы? (бром, хром)

12.От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную

кость скелета животного или человека? (серебро)

13. Какие химические элементы состоят из троек? (натрий, тритий)

14. Название, какого металла несет в себе волшебника? (магний – маг)

Конкурс 2 «Шифровка» (слайд 4)

Задание выполняется в течение 5 минут, затем взаимообмен между командами и проверка по слайду. Оценка 1 балл за каждый правильный ответ.

1.СЛИКОДОР – без этого вещества не проживёте и десяти минут (кислород)

2.ОРРЕБЕС – блестит, а не золото (серебро)

3.ДОРОВОД – этот элемент широко распространён в космосе (водород)

4.ЦИНВЕС – у этого элемента действительно большая плотность (свинец)

5.МИНКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней (кремний)

6.АВОД – из этого вещества более чем на 2/3 состоит Земной шар (вода)

7.МАЗАЛ – это вещество является самым прочным на планете (алмаз)

8.СВИЗЕТЬ – это вещество используется для обработки слишком кислых почв (известь)

9.КУСУС – это вещество является консервантом для приготовления блюд. (уксус) ответы (слайд 5)

Конкурс 3 «Переводчики» (слайд 6)

Переведите с химического языка на общепринятый прочитан­ные фразы. За каждый правильный ответ - 1 балл. Взаимопроверка (слайд 7)

1. Не все то аурум, что блестит. (Не все то золото, что блестит.)

2. Белый, как карбонат кальция. (Белый, как мел.)

3. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове. (Недосол на столе, пересол на голове.)

4. Феррумный характер. (Железный характер.)

5. Слово - аргентум, а молчание - аурум. (Слово - серебро, а молчание - золото.)

6. Уходит, как аш-два-о в оксид кремния. (Уходит, как вода в песок.)

7. Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о. (Алмаз чистой во­ды.)

8. За купрумный грош удавился. (За медный грош удавился.)

9. Прозрачен, как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия. (Прозрачен, как хрусталь.)

10. Много оксида водорода утекло с тех пор. (Много воды утекло с тех пор.)

Конкурс 4 «Темная лошадка» (слайд 8)

Вопросы на логику для каждой команды по очереди. Темная лошадка неизвестное вещество и дается определение его. Начальная ставка 50 баллов. Если команда без подсказок отвечает, то зарабатывает все 50 баллов, за каждую подсказку отнимается 10 баллов. Время для обдумывания 1 минута.

Вопрос 1.Вещество, которое в чистом виде практически не встречается, это оксид, но его никто так не называет. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. Что это?

Подсказки:

1.При образовании этого вещества может образоваться гремучий газ.

2.В составе человеческого организма его 65-70%.

3.Это самая обыкновенная жидкость на земле. Ответ-вода.

Вопрос 2. В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2 г – в крови. Угадайте химический элемент.

Подсказки:

1. По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.

2. Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его почти в чистом виде.

3. Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н. э.

4. В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории. (железо.)

Вопрос 3. Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему. Угадайте химический элемент.

Подсказки:

1.Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.

2.Соответствующее простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей.

3.Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.

4.Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах (хлор.)

Вопрос 4. Угадайте вещество. Это спрессованные до неузнаваемости ракушки, отложившиеся на дне древних океанов много миллионов лет назад. Мы можем использовать его по-разному: из него и его собратьев строить и облицовывать дома, изготовлять памятники, украшения.

Подсказки:

1.Простейших, которые это образуют, называют фораминиферами.

2.Иногда это едят.

3.Этим можно писать

4. На полу, доске, асфальте (ответ: мел).

Вопрос 5. Угадайте металл. Это очень ковкий металл. Это один из первых металлов, известных человеку.

Подсказки:

1.Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд. тонн.

2.Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.

3.Из этого металла делают украшения, монеты.

4.Этот металл - символ солнца (ответ: золото)

Вопрос 6. За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом метал­ле.

1.Алхимики часто называли этот элемент Меркурием.

2.Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.

3.Пары металла ядовиты.

4.Находится внутри градусника (ртуть)

Конкурс 5 «По ящикам, по ящичкам» (слайд 9,10)

На листах для команд нарисовано по четыре ящика: “Оксиды”, “Кислоты”, “Соли”, “Основания”. На столе лежат карточки с формулами веществ для команд. Нужно быстрее заполнить ящики соответствующими сокровищами. Максимально за этот конкурс можно получить 8 баллов.

1 команда: CaO, N2O3, H2SO4, H2CO3, Fe(OH)2, KOH, K3PO4, Na2CO3.

2 команда: CO2, Fe2O3, HCl, H3PO4, Cu(OH)2, NaOH, BaSO4, CaCO3

Конкурс 6 «Слово за слово» (слайд 11)

Команды получают листы бумаги, на которых написано слово: сульфадиметоксин (применяется при лечении пневмонии). Необходимо, используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 4 минуты. За каждое слово команды получают 1 балл. (Оксид, токсин, сульфат, соль, сульфид, сульфит, кислота, лакмус, фенол, кетон, метил, медь, метан, декан).

Конкурс 7. «Головоломка от ученого» (слайд 12)

Каждая команда получает лист с заранее нарисо­ванной головоломкой, и все команды одновременно приступают к работе. Время для решения — не более 4 мин. Условия конкурса: каждое правильно располо­женное слово приносит команде два балла. Команда, сдавшая работу первой, получает 16 баллов, все после­дующие, соответственно, на балл меньше.

Условие головоломки. В восьми кружках изобра­жены знаки химических элементов. Расположите их названия по горизонтали в клетках так, чтобы в вертикальном столбце, выделенном жирной линией, можно было прочесть фамилию ученого — создателя теории электролитической диссоциации.



ОтветНазвания элементов надо расположить так: барий; сурьма; марганец; кремний; магний; литий; ртуть; фосфор. В столбце, выделенном жирной лини­ей, при правильном расположении названий элемен­тов будет написано: Аррениус.



Подведение итогов турнира и рефлексия

Ведущий:Вот и закончились наши конкурсы. Пора подводить итоги. Пока жюри подсчитывает баллы, предлагаю провести небольшое анкетирование. Сои имена в анкетах писать вам не нужно, достаточно просто ответить на вопросы. Заранее благодарю за честность всех участников

Анкета для участников мероприятия (слайд 13)

1.Оцените мероприятие шкале от 1 до 5:__________________________

2.Понравились ли вам задания?______________________________________

3.Каково было ваше настроение во время мероприятия?_________________

_________________________________________________________________

4.Было ли вам дискомфортно во время конкурсов? (если да, то укажите причину)_________________________________________________________

5.Почерпнули ли вы для себя новую информацию?_____________________

6.Какой конкурс вам понравился больше всего?________________________

_________________________________________________________________

7.Хотели бы вы в дальнейшем участвовать во внеклассных мероприятиях по химии? __________________________________________________________

8.Предложите свою идею для проведения внеклассных мероприятий по химии____________________________________________________________

_________________________________________________________________

Озвучивание результатов и награждение победителей.(слайд 14)

Всем спасибо за участие и активность

Конкурс 2 «Шифровка»

1.СЛИКОДОР – без этого вещества не проживёте и десяти минут (_______________________)

2.ОРРЕБЕС – блестит, а не золото

(______________________)

3.ДОРОВОД – этот элемент широко распространён в космосе

(______________________)

4.ЦИНВЕС – у этого элемента действительно большая плотность

(_____________________)

5.МИНКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней

(______________________)

6.АВОД – из этого вещества более чем на 2/3 состоит Земной шар

(______________________)

7.МАЗАЛ – это вещество является самым прочным на планете

(______________________)

8.СВИЗЕТЬ – это вещество используется для обработки кислых почв (______________________)

9.КУСУС – это вещество является консервантом для приготовления некоторых блюд.

(_____________________)







Конкурс 2 «Шифровка»

1.СЛИКОДОР – без этого вещества не проживёте и десяти минут (_______________________)

2.ОРРЕБЕС – блестит, а не золото

(______________________)

3.ДОРОВОД – этот элемент широко распространён в космосе

(______________________)

4.ЦИНВЕС – у этого элемента действительно большая плотность

(_____________________)

5.МИНКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней

(______________________)

6.АВОД – из этого вещества более чем на 2/3 состоит Земной шар

(______________________)

7.МАЗАЛ – это вещество является самым прочным на планете

(______________________)

8.СВИЗЕТЬ – это вещество используется для обработки кислых почв (______________________)

9.КУСУС – это вещество является консервантом для приготовления некоторых блюд.

(_____________________)



Конкурс 3 «Переводчики» (слайд 6)

Переведите с химического языка на общепринятый прочитан­ные фразы.

1Не все то аурум, что блестит.

(________________________________________________________________)

2. Белый, как карбонат кальция. 

(_______________________________________________________________.)

3. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове. (_______________________________________________________________.)

4. Феррумный характер. (__________________________________________.)

5. Слово - аргентум, а молчание - аурум.

 (______________________________________________________________.)

6. Уходит, как аш-два-о в оксид кремния

(______________________________________________________________.)

7. Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о. 

(_______________________________________________________________)

8. За купрумный грош удавился.

(_______________________________________________________________)

9. Прозрачен, как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия. (_______________________________________________________________)

10. Много оксида водорода утекло с тех пор.

(______________________________________________________________.)





Конкурс 3 «Переводчики» (слайд 6)

Переведите с химического языка на общепринятый прочитан­ные фразы.

1Не все то аурум, что блестит.

(________________________________________________________________)

2. Белый, как карбонат кальция. 

(_______________________________________________________________.)

3. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове. (_______________________________________________________________.)

4. Феррумный характер. (__________________________________________.)

5. Слово - аргентум, а молчание - аурум.

 (______________________________________________________________.)

6. Уходит, как аш-два-о в оксид кремния

(______________________________________________________________.)

7. Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о. 

(_______________________________________________________________)

8. За купрумный грош удавился.

(_______________________________________________________________)

9. Прозрачен, как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия. (_______________________________________________________________)

10. Много оксида водорода утекло с тех пор.

(______________________________________________________________.)

Конкурс 5 «По ящикам, по ящичкам»

1 команда:

Нужно быстрее заполнить ящики соответствующими сокровищами



CaO, N2O3, H2SO4, H2CO3, Fe(OH)2, KOH, K3PO4, Na2CO3.

ОКСИДЫ

ОСНОВАНИЯ

КИСЛОТЫ

СОЛИ





















Конкурс 5 «По ящикам, по ящичкам»

2 команда:

Нужно быстрее заполнить ящики соответствующими сокровищами



CO2, Fe2O3, HCl, H3PO4, Cu(OH)2, NaOH, BaSO4, CaCO3

ОКСИДЫ

ОСНОВАНИЯ

КИСЛОТЫ

СОЛИ

















Конкурс 6 «Слово за слово»

Необходимо, используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 4 минуты.

Сульфадиметоксин





















Конкурс 6 «Слово за слово»

Необходимо, используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 4 минуты.

сульфадиметоксин

















Конкурс 7. «Головоломка от ученого»

Условие головоломки. В восьми кружках изобра­жены знаки химических элементов. Расположите их названия по горизонтали в клетках так, чтобы в вертикальном столбце, выделенном жирной линией, можно было прочесть фамилию ученого — создателя теории электролитической диссоциации.







































Конкурс 7. «Головоломка от ученого»

Условие головоломки. В восьми кружках изобра­жены знаки химических элементов. Расположите их названия по горизонтали в клетках так, чтобы в вертикальном столбце, выделенном жирной линией, можно было прочесть фамилию ученого — создателя теории электролитической диссоциации.































Анкета для участников мероприятия (слайд 13)

1.Оцените мероприятие шкале от 1 до 5:__________________________

2.Понравились ли вам задания?______________________________________

3.Каково было ваше настроение во время мероприятия?_________________

_________________________________________________________________

4.Было ли вам дискомфортно во время конкурсов? (если да, то укажите причину)_________________________________________________________

5.Почерпнули ли вы для себя новую информацию?_____________________

6.Какой конкурс вам понравился больше всего?________________________

_________________________________________________________________

7.Хотели бы вы в дальнейшем участвовать во внеклассных мероприятиях по химии? __________________________________________________________



Анкета для участников мероприятия (слайд 13)

1.Оцените мероприятие шкале от 1 до 5:__________________________

2.Понравились ли вам задания?______________________________________

3.Каково было ваше настроение во время мероприятия?_________________

_________________________________________________________________

4.Было ли вам дискомфортно во время конкурсов? (если да, то укажите причину)_________________________________________________________

5.Почерпнули ли вы для себя новую информацию?_____________________

6.Какой конкурс вам понравился больше всего?________________________

_________________________________________________________________

7.Хотели бы вы в дальнейшем участвовать во внеклассных мероприятиях по химии? __________________________________________________________



Анкета для участников мероприятия (слайд 13)

1.Оцените мероприятие шкале от 1 до 5:__________________________

2.Понравились ли вам задания?______________________________________

3.Каково было ваше настроение во время мероприятия?_________________

_________________________________________________________________

4.Было ли вам дискомфортно во время конкурсов? (если да, то укажите причину)_________________________________________________________

5.Почерпнули ли вы для себя новую информацию?_____________________

6.Какой конкурс вам понравился больше всего?________________________

_________________________________________________________________

7.Хотели бы вы в дальнейшем участвовать во внеклассных мероприятиях по химии? __________________________________________________________





Анкета для участников мероприятия (слайд 13)

1.Оцените мероприятие шкале от 1 до 5:__________________________

2.Понравились ли вам задания?______________________________________

3.Каково было ваше настроение во время мероприятия?_________________

_________________________________________________________________

4.Было ли вам дискомфортно во время конкурсов? (если да, то укажите причину)_________________________________________________________

5.Почерпнули ли вы для себя новую информацию?_____________________

6.Какой конкурс вам понравился больше всего?________________________

_________________________________________________________________

7.Хотели бы вы в дальнейшем участвовать во внеклассных мероприятиях по химии? __________________________________________________________



Анкета для участников мероприятия (слайд 13)

1.Оцените мероприятие шкале от 1 до 5:__________________________

2.Понравились ли вам задания?______________________________________

3.Каково было ваше настроение во время мероприятия?_________________

_________________________________________________________________

4.Было ли вам дискомфортно во время конкурсов? (если да, то укажите причину)_________________________________________________________

5.Почерпнули ли вы для себя новую информацию?_____________________

6.Какой конкурс вам понравился больше всего?________________________

_________________________________________________________________

7.Хотели бы вы в дальнейшем участвовать во внеклассных мероприятиях по химии? __________________________________________________________



Анкета для участников мероприятия (слайд 13)

1.Оцените мероприятие шкале от 1 до 5:__________________________

2.Понравились ли вам задания?______________________________________

3.Каково было ваше настроение во время мероприятия?_________________

_________________________________________________________________

4.Было ли вам дискомфортно во время конкурсов? (если да, то укажите причину)_________________________________________________________

5.Почерпнули ли вы для себя новую информацию?_____________________

6.Какой конкурс вам понравился больше всего?________________________

_________________________________________________________________

7.Хотели бы вы в дальнейшем участвовать во внеклассных мероприятиях по химии? __________________________________________________________





Анкета для участников мероприятия (слайд 13)

1.Оцените мероприятие шкале от 1 до 5:__________________________

2.Понравились ли вам задания?______________________________________

3.Каково было ваше настроение во время мероприятия?_________________

_________________________________________________________________

4.Было ли вам дискомфортно во время конкурсов? (если да, то укажите причину)_________________________________________________________

5.Почерпнули ли вы для себя новую информацию?_____________________

6.Какой конкурс вам понравился больше всего?________________________

_________________________________________________________________

7.Хотели бы вы в дальнейшем участвовать во внеклассных мероприятиях по химии? __________________________________________________________



Анкета для участников мероприятия (слайд 13)

1.Оцените мероприятие шкале от 1 до 5:__________________________

2.Понравились ли вам задания?______________________________________

3.Каково было ваше настроение во время мероприятия?_________________

_________________________________________________________________

4.Было ли вам дискомфортно во время конкурсов? (если да, то укажите причину)_________________________________________________________

5.Почерпнули ли вы для себя новую информацию?_____________________

6.Какой конкурс вам понравился больше всего?________________________

_________________________________________________________________

7.Хотели бы вы в дальнейшем участвовать во внеклассных мероприятиях по химии? __________________________________________________________



Анкета для участников мероприятия (слайд 13)

1.Оцените мероприятие шкале от 1 до 5:__________________________

2.Понравились ли вам задания?______________________________________

3.Каково было ваше настроение во время мероприятия?_________________

_________________________________________________________________

4.Было ли вам дискомфортно во время конкурсов? (если да, то укажите причину)_________________________________________________________

5.Почерпнули ли вы для себя новую информацию?_____________________

6.Какой конкурс вам понравился больше всего?________________________

_________________________________________________________________

7.Хотели бы вы в дальнейшем участвовать во внеклассных мероприятиях по химии? __________________________________________________________





Анкета для участников мероприятия (слайд 13)

1.Оцените мероприятие шкале от 1 до 5:__________________________

2.Понравились ли вам задания?______________________________________

3.Каково было ваше настроение во время мероприятия?_________________

_________________________________________________________________

4.Было ли вам дискомфортно во время конкурсов? (если да, то укажите причину)_________________________________________________________

5.Почерпнули ли вы для себя новую информацию?_____________________

6.Какой конкурс вам понравился больше всего?________________________

_________________________________________________________________

7.Хотели бы вы в дальнейшем участвовать во внеклассных мероприятиях по химии? __________________________________________________________



Анкета для участников мероприятия (слайд 13)

1.Оцените мероприятие шкале от 1 до 5:__________________________

2.Понравились ли вам задания?______________________________________

3.Каково было ваше настроение во время мероприятия?_________________

_________________________________________________________________

4.Было ли вам дискомфортно во время конкурсов? (если да, то укажите причину)_________________________________________________________

5.Почерпнули ли вы для себя новую информацию?_____________________

6.Какой конкурс вам понравился больше всего?________________________

_________________________________________________________________

7.Хотели бы вы в дальнейшем участвовать во внеклассных мероприятиях по химии? __________________________________________________________



Анкета для участников мероприятия (слайд 13)

1.Оцените мероприятие шкале от 1 до 5:__________________________

2.Понравились ли вам задания?______________________________________

3.Каково было ваше настроение во время мероприятия?_________________

_________________________________________________________________

4.Было ли вам дискомфортно во время конкурсов? (если да, то укажите причину)_________________________________________________________

5.Почерпнули ли вы для себя новую информацию?_____________________

6.Какой конкурс вам понравился больше всего?________________________

_________________________________________________________________

7.Хотели бы вы в дальнейшем участвовать во внеклассных мероприятиях по химии? __________________________________________________________