Интеллектуальное мероприятие «Словарь – мой друг и помощник»
Цель: уметь добывать и обрабатывать информацию с помощью словарей, развивать нашу устную и письменную речь.
1. Беседа
- Как вы считаете, какая книга одна из самых полезных книг человека? (Словарь)
- Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите слово «Словарь»?
- Вспомните, есть ли у вас дома такая книга?
- Как вы считаете, какой словарь самый востребованный сегодня? («Толковый словарь русского языка» Ожегова, Орфографический словарь)
Историческая справка:
Однотомный «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова, впервые вышедший в 1949 году, выдержал 6 прижизненных изданий, а всего переиздавался 23 раза общим тиражом 7 миллионов экземпляров. До появления интернета словарь Ожегова можно было найти практически в каждой интеллигентной семье. В зарубежных странах словарь Ожегова стал настольной книгой для тысяч людей, изучающих русский язык. Не говоря уж о профессиональных славистах и переводчиках.
- А зачем нужен классический словарь современному человеку?
Русский язык сегодня переживает неспокойный период. Пульсирующие волны заимствований (стрим, абьюзер, донейшен), развитая и плохо дифференцированная синонимия (ретро – винтаж, толерантность – терпимость, шейминг – осуждение), становление «новомосковского» произношения (вклю́чит вместо включи́т), грамматические сдвиги (например, резкий рост несклоняемых прилагательных вроде хэндмейд), – это далеко не полный список языковых процессов, протекающих на наших глазах.
В условиях языковой нестабильности человек часто чувствует себя дезориентированным – не понимает значений многих слов (что такое триггер?), не знает, как правильно поставить ударение (ди́скурс или диску́рс?), написать слово (коронАвирус или коронОвирус?) или встроить его в контекст (можно ли сказать сделать хайп?). И тогда оказывается, что только словарь четко, понятно и по возможности однозначно решает языковые проблемы.
Это интересно:
При создании словарей, как в любой сложной работе, всегда возникают какие-то загадки и нестыковки.
В словаре С.И. Ожегова не фиксировались названия жителей городов вроде москвич, парижанин, петербуржец. Однако во втором издании 1952 г. в нем появилось слово ленинградец. Почему? Потому что цензорам не понравилось, что слова ленивый и ленинец оказались соседями. И их решено было разделить словом ленинградец.
2. Работа словарной статьей.
- Дорогие ребята! Сегодня мы предлагаем вам принять участие в работе «круглого стола» на тему «Словарь – мой друг и помощник». Мы приглашаем вас еще раз встретиться с замечательными словарями русского языка. Надеемся, вы с ними подружитесь.
Изучите, пожалуйста, памятку
Памятка работы со словарём.
Прочитай слово.
Определи, на какую букву оно начинается.
Найди в оглавлении на какой странице эта буква.
ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.
Работа в группах
Используя лежащие у вас на столах словари выполните предложенные задания.
3. Подведение итога.
Вот и подходит к концу наше мероприятие знакомства со словарями.
- Давайте составим синквейн о словарях (синквейн – это пятистрочный стих)
- Хочется верить, ребята, что встреча со словарем перерастёт в крепкую дружбу. Пользуйтесь словарями русского языка, они помогут сделать вашу речь богатой, выразительной, меткой.
Задания
1группа
На курорте отдыхают или лечатся?
(Слово заимствовали из немецкого языка в конце XIX века. Так в Германии называли местность с целебными природными свойствами («кур» — лечение, «орт» — место). Получается, что на курорте лечатся, а не отдыхают)
Что общего между галькой и Галей?
(Слово галька образовано от известного ранее ГАЛЯ (то же, что и голый), что означало «маленький круглый камень». Ничего общего данное слово с женским именем не имеет.)
2группа
На уроке истории ученики прочитали фрагмент летописи. Их внимание привлекло предложение: «Мстислав ужика сый Роману от племени Володимеря, прироком (нареченного) Мономаха». Употребление слова ужик вызвало недоумение. Выясните в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля значение этого слова.
(УЖИК имеет ещё одно совсем непривычное для нас значение – родня, родственник.
Ужик – ужика, южик, южика – этим термином обозначалась в славянском языке совокупность всех членов родства и свойства. Происходит от слова уже, верёвка и родственно со словом узы, откуда узел. Однокоренным словом является и слово суженый)
3группа
Посмотрите какой сегодня чудесный, солнечный день. Весной вся природа оживает, все зацветает, зеленеет. Все мы раду этому событию. Выпишите из словаря слова – растения, написание которых нужно запомнить.
4группа
Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря
5группа
Вы должны используя лежащие у вас на столе словари объяснить значение и происхождения выделенных слов. Если называете автора и название произведения, то получаете дополнительный балл.
«У лукоморья дуб зеленый»
«Утром брату помогала, он с утра конфеты ел»
«Оглянись Кузька, он бы увидел, что ни огонь за ним гонится, а низко–низко летит в ступе Баба-Яга»
(Лукоморье – в старину так называли морской залив. Слово лукоморье образовано от слова “ лука” (или лук), которое имеет значение “ кривой, изогнутый”. Получается, что лукоморье – изгиб море. (Пушкин “ Отрывок из поэмы “ Руслан и Людмила”)
Конфета – Кондитерское изделие в виде плитки, шарика, батончика. Итальянское слово конфета когда то было заимствовано из латинского языка, в котором означало “ лекарство” (Барто “ Помощница”)
Баба- Яга – В русских сказках злая старуха - колдунья. От древнерусского глагола ягать, что значит кричать, ругаться (Александрова “ Кузька”)
6 группа
Определите лексическое значение следующих слов, а также подберите русские синонимы к эти словам: фрак, жилет, цилиндр