Министерство образования и науки Луганской Народной Республики
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РЕКОМЕНДОВАНО | УТВЕРЖДЕН |
Решением педагогического | Директор ГОУ СПО ЛНР «Луганский |
совета ГОУ СПО ЛНР «Луганский | колледж строительства, экономики и |
колледж строительства, экономики и | права» |
права» | Н.В. Шийко |
Протокол | Приказ |
№ _______ от ________________ | № _______ от ________________ |
СЦЕНАРИЙ
интеллектуального квеста «Хочу все знать!»,
посвященного Международному дню грамотности,
на республиканский конкурс методических разработок
в номинации «Сценарий квест-игр, квест-соревнований»
Огаркова Лариса Петровна,
преподаватель русского языка и литературы
г. Луганск
2019 год
Сценарий интеллектуального квеста ««Хочу все знать!» ориентирован на студентов-первокурсников. В процессе данной квест-игры участники имеют возможность пообщаться, узнать много нового и интересного, реализовать заложенную в каждом человеке тягу к приключениям и загадкам. Команды следуют по заданному маршруту, выполняют задания, требующие сообразительности, эрудиции, выносливости и умения нестандартно мыслить.
Квест-игра представляет собой особую воспитательную ценность: воспитывает личную ответственность; формирует культуру межличностных отношений и толерантность; стремление к самореализации и самосовершенствованию.
Цели и задачи:
познавательная: создать условия для расширения кругозора студентов, прививать интерес к изучению научно-познавательной литературы; поддерживать эмоциональный настрой и положительную мотивацию к обучению;
развивающая: создать условия для развития способности студентов творческого решения учебных ситуаций, скорости реакции по принятию решения средствами игры; прививать студентам навыки саморазвития, акцентируя речевую культуру, аналитическую потребность, логическое мышление; развивать общеинтеллектуальные умения студентов;
воспитательная: средствами игры способствовать формированию аналитических и рефлексивных умений общения; развивать навыки саморегуляции и самоконтроля своей психофизической деятельности; помочь играющим проявить находчивость, волю к победе, умение работать в команде.
Форма проведения: внеаудиторное мероприятие.
Место проведения: территория колледжа. Площадка учебного корпуса №2. На площадке территории образовательного учреждения расположено 5 станций.
Перечень необходимого оборудования и реквизита: микрофон, колонки, музыкальный центр, столы (5 шт.), таблички с названием станций, секундомер или песочные часы на 1 мин. (5 шт.), бланки маршрутных листов (5 шт.), ручки шариковые (5 шт.), цветные маркеры, дидактические материалы, бланки грамот, эмблемы команд.
Звучит музыка
Ведущий:
Добрый день, дорогие первокурсники! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальном квесте «Хочу все знать!», посвященном Международному дню грамотности.
«Грамота – к мудрости ступенька», – гласит старинная русская пословица. Русский народ во все времена с большим уважением относился к грамотным людям, к грамоте, справедливо считая, что владение грамотой является важнейшим и непременным условием для приобщения человека к сокровищнице научных знаний.
С далекого 1966 года принято считать 8 сентября Международным днем грамотности.
В этом году мы проводим юбилейный 5-й квест, который посвящаем 139 –й годовщине со дня основания нашего любимого колледжа.
Девиз нашей юбилейной игры: «Будь грамотным – будь успешным!».
Давайте познакомимся с участниками квеста!
Звучит музыка
Каждая команда заранее готовит эмблему, название команды, комментарий символики эмблемы и названия команды, девиз. Капитаны представляют команды.
1_______________________________________________________
2_______________________________________________________
3_______________________________________________________
4_______________________________________________________
5_______________________________________________________
После знакомства и приветствия команд ведущий раздает маршрутные листы и объясняет правила прохождения квеста.
Ведущий: Итак, у нас 5 команд. Каждая сейчас доказала, что способна окунуться в тайны знаний.
(Идёт вручение ключей. Их 5 для каждой команды. Ключи это разрезанные на фрагменты крылатые выражения. Первый ключ вручает ведущий. Остальные ключи участники получают на станциях уже после выполнения заданий).
Ведущий:
Вы видите, в маршрутных листах указаны станции. Ключ номер станции. По мере движения вы будете получать всё новые ключи, которые укажут ваш дальнейший путь. Каждая остановка – не более 5 минут. Напоминаю, что за правильный ответ команда будет получать баллы. У кого их будет больше к концу игры, та команда и станет победителем. На последней станции вы должны сложить афоризм. Афоризм и маршрутный лист передается счетной комиссии. Во время игры вы должны совещаться, поддерживать друг друга, проявлять смекалку, быть креативными. Начинаем!
Во время квеста звучит активная веселая музыка
Станция 1
«Почемучки»
(Ответственный преподаватель Огаркова Л.П.)
Задание 1. «Догадайся» Участникам необходимо ответить на вопросы за 1 минуту. (10 баллов)
Для команды 1.
1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «кто?», «что?». (Подлежащее)
2. Назовите вопросы дательного падежа. (Кому? Чему?)
3. Как называется предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительное)
4. Книга для обучения? (Учебник)
5. Отступ вправо в начале строки. (Абзац)
6. Промежуток времени в сто лет. (Век)
7. Учреждение, собирающее и хранящее книги. (Библиотека)
8. Буквы, расположенные в определенном порядке. (Алфавит)
9. Что находится посередине Волги? (Буква «л»)
10. Детеныш лисы - … (Лисенок)
Для команды 2.
1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «Что делает?» (Сказуемое)
2. Назовите вопросы родительного падежа. (Кого? Чего?)
3.Назовите часть речи, слова которой отвечают на вопросы какой?, чей?, который? (Прилагательное)
4. Изменяются ли существительные по числам? (Да)
5. Как называется точно установленный распорядок дня? (Режим)
6. Как называется человек, который обучает чему-нибудь? (Учитель)
7. Как называется искусственный водоем, сооруженный для плавания? (Бассейн)
8. Как называется сборник слов в алфавитном порядке? (Словарь)
9. Чем кончается день и ночь? (Зарей) или (Мягкий знак).
10. Как называется детеныш волчицы? (Волчонок)
Для команды 3.
1. Назовите второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (Дополнение)
2. Назовите вопросы винительного падежа. (Кому? Чему?)
3.Назовите часть речи, слова которой отвечают на вопросы «Что делает?», «Что сделает?». (Глагол)
4. Изменяются ли прилагательные по родам? (Да)
5. Птица – символ мудрости (Сова).
6. Начальный этап спортивного состязания. (Старт)
7. Отец отца или матери. (Дедушка)
8. Гриб в горошек. (Мухомор)
9. Его дают человеку раз и навсегда (Имя)
10. В названии какой птицы сорок букв? (Сорока)
Для команды 4.
1. Как звали Пушкина? (Александр Сергеевич)
2. Кто написал «Мойдодыр»? (К.И.Чуковский)
3. Назовите автора строк: «Унылая пора, очей очарованье…». (А.С.Пушкин)
4. В греческой мифологии: герой, совершивший 12 подвигов. (Геракл)
5. Назовите автора сказки «Снежная королева». (Х.К.Андерсен)
6. Сколько животных играет в «Квартет», назовите их? (Четыре)
7. Назовите автора строк: «Белеет парус одинокий…». (М.Ю.Лермонтов)
8. Кому посвящены строки: «Подруга дней моих суровых…»? (Няне А.С.Пушкина – Арине Родионовне)
9. Назовите излюбленный жанр И.А.Крылова. (Басня)
10. Изменяются ли прилагательные по родам? (Да)
Для команды 5.
1. Как звали Лермонтова? (Михаил Юрьевич)
2. От чьей руки погиб А.С.Пушкин? (На дуэли, его смертельно ранил Ж.Дантес)
3. В греческой мифологии гора место пребывания богов. (Олимп)
4. Кто написал «Вечера на хуторе близ Диканьки»? (Н.В.Гоголь)
5. Назовите персонажа басни И.А.Крылова «Свинья под дубом», который пытался остановить свинью, подрывавшую корни дуба. (Ворон)
6. Сколько богатырей в сказке А.С.Пушкина? (Тридцать три)
7. Назовите автора строк: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». (А.С.Пушкин)
8. Укажите название басни И.А.Крылова, мораль которой такова:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь». («Квартет»)
9. Кто написал поэму «Руслан и Людмила»? (А.С.Пушкин)
10. Как называется сборник слов в алфавитном порядке? (Словарь)
Задание 2. «Отгадай кроссворд»
Участники получают карточки с вопросами. Команды соревнуются в скорости заполнения кроссворда.
Участникам необходимо ответить на вопросы и разгадать кроссворд за 1 минуту. (5 баллов)
п | р | е | д | л | о | г | | |
с | у | ф | ф | и | к | с | | |
п | р | и | с | т | а | в | к | а |
| д | е | с | я | т | ь | | |
к | о | р | е | н | ь | | | |
1. Служит для связи слов в предложении. (Предлог)
2. Часть слова, которая стоит после корня. (Суффикс)
3. Часть слова, которая служит для образования новых слов. (Приставка)
4. Количество гласных букв в русском алфавите. (Десять)
5. Общая часть родственных слов. (Корень)
Станция 2
«Словообразовательная»
(Ответственный преподаватель Куцева Е.Ю.)
Задание 1. Игра «Составь новые слова»
Участники игры должны составить за 1 минуту как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово. Добавлять другие буквы нельзя. (1 слово – 1 балл)
Слово
Фотография
Ответы:
(Риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф, гриф, фото, фтор, рот, тор, тигр, тиф, яр, ор).
Задание 2. «Родственные слова»
Участники игры должны образовать от слова (с непроизводной основой – вода, дом, воз) наибольшее количество родственных слов (учитывая и сложные слова) (1 слово – 1 балл)
1 команда ВОДА
2 команда ДОМ
3 команда ВОЗ
4 команда СНЕГ
5 команда ЛЕС
Задание 3. «Какое начало, такой и конец». За 1 минуту написать как можно больше слов, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву. Например, на букву Т: торт, тест. (1 слово – 1 балл)
Примеры: пикап, фотограф, философ, каток, потоп, окно, астра.
Станция 3
«Знатоки фразеологии»
(Ответственный преподаватель Харченко Е.Н.)
Задание 1. «Составь пословицу» (1 пословица – 1 балл)
Каждая команда получает перемешанные карточки с началом и концом пословицы или поговорки. Соединив начало и конец фразы, нужно быстро и правильно собрать пословицы.
1) Новых друзей наживай, а старых не теряй.
2) Ученый водит, а неученый следом ходит.
3) Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.
4) Корень учения горек, а плод сладок.
5) Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
6) Грамоте учиться всегда пригодится.
7) Не спеши языком, торопись делом.
8) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Задание 2. «Вспомнить все» (1 пословица – 1 балл)
Вспомнить и составить по двум данным словам пословицы или поговорки (2 минуты):
Дело – смело
Время – потеха
Шило – мешок
Лес – щелка
Труд – пруд
Журавль – синица
Болит – говорит
Телега – сани
Коса – камень
Брод – вода
Перо – топор
Слово – воробей
Задание 3 «Аналогия». Заменить глаголом фразеологизм. (1 ответ – 1 балл)
Клевать носом (дремать)
Унести ноги (убежать)
По миру ходить (нищенствовать)
Действовать на нервы (раздражать)
Зарубить на носу (запомнить)
Надуть губы (обидеться)
Пустить красного петуха (поджечь)
Гнуть в дугу – гнуть в бараний рог (угнетать)
Со всех ног – во всю прыть (удирать)
Набить оскомину – намозолить глаза (надоесть)
Станция 4
«Эрудит»
(Ответственный преподаватель Москалёва С.Ю.)
Задание 1 «Таинственное слово». (5 баллов)
Демонстрируется слово, изменённое до неузнаваемости: все буквы в нём переставлены. Участникам надо за 1 минуту расшифровать его.
Например, страна ЗИЯЛИРАБ (Бразилия).
1 команда ЗИЯЛИРАБ
2 команда ЗИЯЛИРАБ
3 команда ЗИЯЛИРАБ
4 команда ЗИЯЛИРАБ
5 команда ЗИЯЛИРАБ
Задание 2 «Сегодня на ОРТ». (1 слово – 1 балл)
Написать за 1 минуту как можно больше слов, в которых обязательно должны находиться 3 последовательно расположенных буквы.
Например: ОРТ – порт, спорт, кортеж, торт.
Задание 3 «Напиши верно». (1 слово – 1 балл)
Командам надо написать за 2 минуты 14 трёхбуквенных слов, значения которых приведены ниже. Если слова будут написаны правильно, то при чтении их в обратном порядке (с конца) получаются те же слова и в прежней последовательности.
Значения слов:
1.Единица давления. (Бар)
2. Проведённый в ворота мяч. (Гол)
3. Крупное дерево с гладкой кожей и твёрдой древесиной. (Бук)
4. Часть лица. (Нос)
5. Горная вулканическая или осадочная порода. (Туф)
6. Железный заострённый толстый стержень, которым ломают что – то твёрдое. (Лом)
7. Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. (Год)
8. Крупная служебная собака. (Дог)
9. Оградительное сооружение порта, примыкающее одним концом к берегу. (Мол)
10. Мера длины. (Фут)
11. Состояние покоя. (Сон)
12. Правильный многогранник. (Куб)
13. Овраг с пологими склонами. (Лог)
14. Подневольный человек. (Раб)
Станция 5
«Самый грамотный»
(Ответственный преподаватель Короп И.М.)
(Распечатать 5 карточек с вопросами для 5 команд)
Командам надо ответить на вопросы. (1 слово – 1 балл)
1. Буква «О» пишется в слове…
обв..рожить;
утр…мбовать;
габ…рит;
гр…вюра.
2. Буква «Е» пишется в слове…
сургуч…м;
стаж…р;
ш…колад;
ш…рты.
3. Буква «Ь» пишется в слове…
туш…;
много дач…;
камыш…;
фонар…щик.
4. Буква «Ъ» пишется в слове…
в…ехать;
вороб…и;
п…едестал;
интерв…юировать.
5. Удвоенная согласная пишется в слове…
ги (п, пп)отеза;
венти (л, лл)ировать;
па (с, сс)ивный;
кава (л, лл)ерия.
Задание 2. «Выбери вариант» (2 балла)
Участникам необходимо выберать прописную или строчную букву в тексте. Расставьте, если надо, кавычки. Задание выполняется устно.
1 команда - Книга (А,а)нтуана (Д,д)е (С,с)ент (-?) (Э,э)кзюпери (М,м)аленький (П,п)ринц.
2 команда - двоечник (В,в)ася (Щ,щ)укин по прозвищу (Щ,щ)ука.
3 команда - (Т,т)ургеневская повесть (М,м)уму.
4 команда - ежегодные (П,п)ушкинские чтения,
5 команда - образы (Д,д)(’?)(А,а)ртаньяна и (К,к)оролевы (А,а)нны (А,а)встрийской.
Задание 3. «Пиши грамотно». (1 слово – 1 балл)
Напишите грамотно слова, раскрыв скобки.
Норд(ост), грамм(молекула), северо(восток), киловатт(час), держи(морда), семи(летка), пресс(секретарь), вице(губернатор), экс(чемпион), контр(адмирал).
Ведущий: Вот вы и справились с последним заданием. А теперь
Просим капитанов сдать маршрутные листы для подведения итогов.
Музыкальный номер
Ведущий:Для награждения победителей приглашаются____________
Вручение грамот
Ведущий: Поздравляем победителей и участников квеста. Приглашаем всех принять участие в фотосессии «Хочу все знать!»
Всем спасибо и до новых встреч!
Литература
Алексаненкова М. В. Театральный квест / М. В. Алексаненкова, О. И. Окулова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/629703/
Литературный квест «Километры строк». – Режим доступа: http://www.avextur.ru/node/78.
Лечкина Т.О. Технология «квест-проект» как инновационная форма воспитания. Наука и образование: новое время. 2015. – 1 (6). – С. 12-14.
Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
Экскурсия-приключение «городской квест». – Режим доступа: http://www.avextur.ru/content/ekskursiya-priklyuchenie-gorodskoikves.
Приложения
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
КОМАНДА _____________________ГРУППА __________
КАПИТАН ________________________________________
| Название станций | | Количество баллов | Количество баллов по станциям |
Название станций | Станция 1 «Почемучки» | Задание 1. «Догадайся» (1 ответ – 1 балл) | | |
Задание 1. «Догадайся» (1 ответ – 1 балл) | |
Станция 2 «Словообразова-тельная» | Задание 1. Игра «Составь новые слова» (1 слово – 1 балл) | | |
Задание 1. Игра «Составь новые слова» (1 слово – 1 балл) | |
Задание 1. Игра «Составь новые слова» (1 слово – 1 балл) | |
Станция 3 «Знатоки фразеологии» | Задание 1. «Составь пословицу» (1 пословица – 1 балл) | | |
Задание 1. «Составь пословицу» (1 пословица – 1 балл) | |
Задание 1. «Составь пословицу» (1 пословица – 1 балл) | |
Станция 4 «Эрудит» | Задание 1 «Таинственное слово». (5 баллов) | | |
Задание 2 «Сегодня на ОРТ» (1 слово – 1 балл) | |
Задание 3 «Напиши верно»(1 слово – 1 балл) | |
Станция 5 «Самый грамотный» | Задание 1 «Самый грамотный» (1 слово – 1 балл) | | |
Задание 2. «Выбери вариант» (2 балла) | |
Задание 3. «Пиши грамотно». (1 слово – 1 балл) | |
Общее количество баллов | |
| Время сдачи маршрутного листа | |
| Призовое место | |
Станция 1
«Почемучки»
Станция 2
«Словообразовательная»
Станция 3
«Знатоки фразеологии»
Станция 4
«Эрудит»
Станция 5
«Самый грамотный»
Ключи это разрезанные на фрагменты крылатые выражения.
Будь грамотным будь успешным!
Быть грамотным модно!
Хочу всё знать!
8 сентября Международный день грамотности!
Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить!
Фотогалерея