СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальный марафон

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальный марафон можно провести  как итоговое занятие с одарёнными  или на предметной неделе в начальных классах. 

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальный марафон»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН


ЗАДАНИЯ


Прочитай тексты:

Текст 1.

Выход в открытый космос

18 марта 1965 года космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос.

Корабль был оснащён надувной шлюзовой камерой "Волга", через которую и осуществлялся выход в космос.

Со скоростью 28 тысяч километров в час летел в скафандре над планетой человек!

Для выхода в открытый космос был разработан скафандр "Беркут". Общий вес "выходного костюма" приблизился к 100 кг. Он обеспечивал безопасность космонавта в течение 30 минут. Первый же выход длился 12 минут 9 секунд. Всё это время в скафандре поддерживалась "комнатная" температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до –100°С... Не случайно частота пульса космонавта поднялась до 143 ударов в минуту, частота дыхания увеличилась почти вдвое, температура тела повысилась до 38 градусов – космонавт находился на грани теплового удара. За сутки полёта он потерял шесть килограммов веса!

Вот как Алексей Леонов описывает свои впечатления: «Я шагнул в эту бездну и... никуда не провалился. Завораживали звёзды. Они были везде - внизу, вверху, слева, справа. Ещё до полёта я читал Циолковского, как он описывал выход человека в открытый космос. И он совершенно точно и подробно предугадал все эти ощущения. Удивительно, откуда он мог это знать?»

В космонавтике нет бессмысленной траты времени. Каждая секунда, проведённая космонавтом или спутником на орбите, даёт огромный вклад в мировую науку. Мы все пользуемся в быту миллионами вещей, созданных благодаря освоению космоса. И то, что ты можешь пользоваться интернетом и болтать по мобильнику - заслуга космонавтики. (242 слова)


Текст 2.

Маленький принц

Ролей, героев в нас не счесть.

Мы разные внутри.

Но верю, в каждом точно есть

Герой Экзюпери,

Такой наивный человек

Мечтающий всегда,

Смотрящий с трепетом на снег,

Летящий в никуда,

Но с целью сотворить добро

Бесплатно, от души.

Он смотрит нежно. Не хитро.

Как смотрят малыши.

И он готов держать ответ

За приручённых им.

И на любой из всех планет

Он нужен и любим…

Да, соглашусь, увы, не счесть

Преград, проблем, границ.

Но хорошо, что в людях есть

Пусть маленький, но принц.

Андрей Бокза

(84 слова)


РУССКИЙ ЯЗЫК


1. А) Выпиши в столбик из пятого абзаца Текста 1 глаголы прошедшего времени с приставками (количество строк дано с избытком).

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Б) Подчеркни среди них слово с двумя приставками.

В) Подчеркни безударный гласный в корне этого слова, запиши проверочное слово.

2. А) Закончи предложение, используя слова и/или сочетания слов из текста.

«Выходной костюм» – это _________________________________

_________________________________________________________ .

Б) Подумай, какое значение может иметь словосочетание выходной костюм в других текстах. Соедини стрелочкой подходящие толкования.



Театральный костюм






Фрак

Выходной костюм





Вечернее платье






Рабочий костюм






Школьный костюм






Смокинг



Для справок

КОСТЮМ, -а, м. 1. Одежда, платье. Рабочий костюм Вечерний костюм (выходной).Театральные костюмы. 2. Мужское (пиджак и брюки) или женское (жакет и юбка или брюки) верхнее платье.

СМОКИНГ, -а, м. Вечерний чёрный пиджак с открытой грудью и длинными, обшитыми шёлком лацканами. || прил. смокинговый, -ая, -ое.

ФРАК, -а, м. Род парадного сюртука с вырезанными спереди полами и с длинными узкими фалдами сзади, и прил. фрачный, -ая, -ое. Фрачная пара.

3. А) Из последнего абзаца текста 1 выпиши родственные слова (без повторов), поставив их в начальную форму.

_____________________________________________________________________


Б) Запиши цифрами, сколько в них букв О, звуков [О].


Букв О ____; звуков [О] ____

В) Какое слово может быть «лишним»? Подчеркни его. Поясни свой выбор.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ


1. Как ты понимаешь смысл стихотворения? Напиши 2–4 предложения. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Создавая образ героя стихотворения, А.Бокза говорит о нём: «Он смотрит нежно. Не хитро. Как смотрят малыши».

А) Как это характеризует героя? Отметь знаком ۷ подходящие такому человеку характеристики.

Выбирай: искренний, надежный, доверчивый, хитрый, простодушный, двуличный, закадычный.


Б) Подчеркни в стихотворении волнистой линией сравнение. Запиши слово или сочетание слов, которые являются его синонимами.


_________________________________________________________________________


3. В стихотворении говорится об А.Сент-Экзюпери, французском писателе, создавшем образ Маленького принца. Назови имена 3 писателей, живших или живущих в других странах (не в России) и названия их произведений (по одному).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


1. В каждой группе объектов найди и зачеркни лишний. Дополни каждую группу 2 своими примерами.

а) Сатурн, Луна, Венера, _________________________________________________________.

б) комета, скафандр, астероид ______________________________________________.

в) температура, килограмм, час _____________________________________.


2. Заполни таблицу, располагая события от самого раннего к более поздним.

Используй названия событий и даты:

первый полет человека в космос;

полет Белки и Стрелки;

открытия К.Э.Циолковского;

запуск первого искусственного спутника Земли;

первый выход человека в открытый космос;

1961 г., 1965г., 1957г., конец XIX - начало XX в.,1960г.


ДАТА

СОБЫТИЕ







1961 г.





3. а) Что произошло с температурой тела космонавта во время выхода в открытый космос? Как ты думаешь, почему это случилось?

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


б) Какова нормальная температура тела человека? Запиши в градусах. __________________.


в) Вспомни, как ты себя чувствуешь, когда поднимается температура. (На этот вопрос отвечать не надо). Запиши 1–2 предложениями, что должен был делать космонавт, чтобы подготовиться к работе в условиях, описанных в тексте?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. По имени каких природных объектов названы шлюзовая камера и скафандр космонавта? Дополни каждую строку названиями 2 подобных природных объектов.


Шлюзовая камера ________________. Названа по имени ______________________________.

Подобные природные объекты:____________________________________________________.

Скафандр космонавта _______________. Назван по имени _____________________________.

Подобные природные объекты:____________________________________________________.



МАТЕМАТИКА

1. За время наблюдений в одном населённом пункте наибольшая температура летом равнялась +33 градуса, а наименьшая температура зимой -7 градусов. Во сколько раз разница в температурах в этом населённом пункте меньше разницы в температурах на солнечной и теневой частях скафандра космонавта?
























































































































































2. Расстояние от Земли до Луны примерно равно 360000 км. Предположим, что с Земли к Луне летит аппарат со скоростью, равной скорости полета в космосе А. Леонова. Долетит ли этот аппарат до Луны менее, чем за половину суток?
























































































































































3. Найди в тексте информацию о времени пребывания А. Леонова в открытом космосе и сравни его со временем, на которое рассчитан скафандр «Беркут». Сколько ещё секунд мог находиться А. Леонов в открытом космосе без риска для жизни?





























































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!