ГОАОУ «Траектория»
Интеллектуальный марафон
«Как развивать свои способности»
Воспитатель: Гладкая М. А.
Цели:
Расширить знания обучающихся в области математики , развивать познавательный интерес, логическое мышление , интеллект;
Формировать дружеские товарищеские отношения, умение работать командой, формирование навыков коллективного поведения, создание атмосферы товарищества;
Воспитывать чувства юмора, умения веселиться.
Задачи: повысить мотивацию к изучению математики; развить коммуникативные навыки детей.
Ход марафона
Вступление (звучит музыка, которая настраивает на игру)
Учитель: Сегодня мы проводим марафон,
Проверит наши знания он.
Как это интересно – много знать!
Всем друзьям своим умения показать!
- Что же такое интеллектуальный марафон? (объяснение даёт учитель)
Из Толкового словаря С.И. Ожегова следует, что интеллект – ум, мыслительная способность, умственное начало у человека, а марафон – спортивные гонки на самой длинной дистанции. Следовательно, интеллектуальный марафон для младших школьников – это соревнование мыслительных способностей пусть пока на небольшую, но очень важную для нас дистанцию
- А теперь позвольте представить наше справедливое жюри.
- Каковы же правила игры? Прочитаем их вместе. Слайд 3(Приложение 3)
Побеждает тот, кто больше знает.
Не завидуй удачам соперника, играй честно.
Проиграл – не унывай, а всё больше узнавай.
- А чтобы работать командой, нужно знать некоторые правила:
Работать дружно, все вместе;
Уметь выслушать своего товарища;
Не обижать товарища, который сделал ошибку;
Не смеяться над командой, которая проигрывает;
Не злиться, если вы проиграете.
II.Приветствие команд (название, девиз) (звучат фанфары)
- Внимание! Внимание! Стартовая площадка интеллектуального марафона готова! Команды готовы! И им сейчас даем мы слово!
-Рассмотрим карту марафонской дистанции и ознакомимся со станциями, которые встретятся на нашем пути.
- Как вы заметили, мы сегодня окунёмся в мир математики с Умной Совой». Ведь не зря говорят: «Математика – царица всех наук…» Карл Фридрих Гаусс
Обучающийся 1:
Без конца твердят нам в школе:
"Математика важна".
На заводе, в классе, в поле
Математика нужна.
Обучающийся 2:
В институт ли поступаешь,
Идешь работать на завод,
Коль математику не знаешь,
От ворот Вам поворот.
Обучающийся 3:
Без математики наука,
Как без воды усталый путник.
Математика важна.
Математика нужна.
Обучающийся 4:
О, Математика, нам в игре ты помоги!
И скуку, лень быстрее прогони,
Сегодня мы соревнованье проведем,
Итак, друзья, скорей начнем!
III.Разминка. (каждой команде по очереди задаются вопросы, которые читают
1.Слова записываются буквами, а числа? (цифрами)
2. Сколько ног у осьминога? (8)
3. Вставь в пословицу слово: Ум хорошо, а … лучше. (2)
4. Какое число спряталось в названии сказки о Нуф-Нуф, Ниф-Ниф, Наф-Наф? (3)
5. Какая получится цифра, если перевернуть 6? (9)
6. Сколько дней в неделе? (7)
7. Сколько пальцев на руке? (5)
8. Сколько месяцев в году? (12)
9. Вставь в пословицу слово: Семь раз отмерь, - …раз отрежь? (1)
10. Сколько концов у палки? (2)
11. Если отпилить 1 угол у стола, то сколько углов станет у стола? (5)
12.Полкилограмма конфет стоит 10 рублей. Сколько стоит килограмм этих конфет? (20)
13. Летела стая гусей. 1 гусь сел на пруд. Сколько гусей осталось? (1, остальные улетели).
14. На карусели дети заняли 10 мест. После этого осталось 2 свободных места. Сколько мест на карусели? (12)
- Подведём итог конкурса. (Жюри оценивает правильный ответ - 1 балл)
IV. «Задачки из конверта»
(Каждая команда получает конверт с задачами и выполняет их письменно)
Обведи правильный ответ:
Незнайка прожил в Цветочном городе 1 неделю и 3 дня. Сколько всего дней прожил Незнайка в Цветочном городе?
10; 9; 4
5 одинаковых мячиков и 3 одинаковых куклы стоят столько же, сколько 4 таких же мячика и 4 такие же куклы. Что дороже: мячик или кукла?
Поровну; мячик; кукла
Брату 8 лет, а сестре 13 лет. Сколько лет будет сестре, когда брату будет 10 лет?
13; 15; 11
12 муравьёв решили полетать на стрекозах. На каждую стрекозу село по 3 муравья. Сколько было стрекоз?
3; 4; 12
Пятачок отдал Вини Пуху половину своих конфет и ещё 1 конфету. После этого у него осталось 3 конфеты. Сколько конфет было у Пятачка?
6; 4; 8
Две обезьяны нашли 8 кокосовых орехов. По пути они поссорились с крокодилом и бросили в него по ореху. Затем они помирились и несколько орехов съели. Сколько орехов съели обезьяны, если домой они принесли половину того, что у них было?
1; 2; 3
(Жюри оценивает правильный ответ - 1 балл)
(Правильные ответы – 10, поровну, 15, 4, 8, 2.)
Игра со зрителями «Вставь число» Нужно вставить пропущенные числа.
1. _______ дерево срубишь – десять посади.(1)
2. _________ рукой в ладоши не хлопнешь. (1)
3. Хвастуну цена - ________ копейки. (2)
4. Конь о ___________ ногах, да и то спотыкается. (4)
- Подведём итог конкурса.
V. «Сказочная»
1)Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)
2) Сколько бойцов было у Али-Бабы? (40)
3) Сколько лет жил старик со старухой у моря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33)
4)Сколько богатырей было в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди».(33)
- За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.
- Подведём итог конкурса. (Жюри оценивает правильный ответ - 1 балл)
VI. «Отгадай ребус».
1) «О5» (опять)
2) «100л» (стол)
3) «100п» (стоп)
4) Авс3я (Австрия)
5) «7я» (семья)
6) «40а» (сорока)
7) «100лица» (столица)
8) «по100вой (постовой)
9) «с3ж» (стриж)
10) «ви3на». (витрина).
- За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.
- Подведём итог конкурса. (Жюри оценивает правильный ответ - 1 балл)
VII. «Составь самое дорогое слово»
Участвуют по 2 человека от каждой команды. Они получают листы со стоимостью букв.
а 2р. | б 9р. | в 3р. | г 4р. | д 4р. | е 2р. | ё 3р. | ж 3р. | з 5р. | и 2р. | й 3р. |
к 4р. | л 1р. | м 4р. | н 5р. | о 2р. | п 1р. | р 2р. | с 3р. | т 4р. | у 6р. | ф 7р. |
х 10р. | ц 8р. | ч 12р. | ш 18р. | щ 4р. | ъ 1р. | ы 9р. | ь 10р. | э 20р. | ю 18р. | я 20р. |
Задача - составить ОДНО слово и подсчитать его стоимость. Побеждает та команда, чьё слово окажется дороже. Победителю - 2 очка.
Пока участники выполняют работу, зрители играют.
Конкурс « Устами младенца»
- Прошу отгадать ребят то, о чём младенцы говорят.
Для каждого слова даётся три определения. Если команда отгадывает с первого определения, то получает 4 очка. Со второго - 2 очка. С третьего - 1 очко.
1. Про него есть загадка, но я вам её не скажу. Он очень нужен на математике. | 1. На ней можно поспать, если ты не выспался ночью. |
2. Но если его забываешь дома, то можно заменить его пальцем (так почему-то учителя говорят). Но у меня пальцем не получается. | 2. У аккуратных учеников можно всегда на ней найти под рукой линейку и ручку. |
3. Хорошие картинки получаются, если он поточенный. Ответ: карандаш | 3. Когда на ней рисуешь, учитель всегда возмущается. Ответ: парта |
-Проверим задания у команд. Подведём итог конкурса
VIII. Конкурс капитанов «Острый глаз».
Капитаны должны определить, сколько треугольников в данной фигуре. За правильный ответ получают по 1 баллу.
Ответ: 9 треугольников.
Подведём итог конкурса.
ХI. Итоги марафона
Чтоб водить корабли,
Чтоб в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
А-риф-ме-ти-ка!
Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
А-риф-ме-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Арифметику знать.
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
А-риф-ме-ти-ка!
Учитель: Наше мероприятие подошло к завершению.
Вы потрудились все на славу.
Пора итоги подводить,
И команды наградить.
Объявляются результаты интеллектуального марафона.
Команда-победительница получает ДИПЛОМ I степени, остальные команды ДИПЛОМ участника. Каждый участник команд получает подарок.
Приложение 1
4. Реши задачи.
Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 килограмма. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах?( 2кг)
У бабушки жил внук Федор, пес Шарик, кот Васька. Сколько внуков у бабушки? (Один внук.)
На березе 8 веток, на каждой ветке по 5 сучков. На каждом сучке по 2 яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на березах не растут)
На столе стояли три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (Три.)
Пять лампочек тускло горело в люстре. Хлопнули две – и две перегорели. Сколько ламп осталось? (Пять.)
2 дочери, 2 матери, да бабушка с внучкой. Сколько всего? (3)
Миша и Витя поехали отдыхать летом: один из них в деревню, а другой – на море. Где был Миша, если Витя не был на море? (Миша был на море.)
Бабушка внукам вязала шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (Три внука.)
Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (Два часа.)
Три друга Андрей, Коля и Серёжа сели на скамейку в один ряд. Сколькими способами они могут это сделать? ( 6 способов)
Батон разрезали на 10 частей. Сколько разрезов потребовалось для этого?
( 9 разрезов)
Незнайка прожил в Цветочном городе 1 неделю и 3 дня. Сколько всего дней прожил Незнайка в Цветочном городе?
10; 9; 4
5 одинаковых мячиков и 3 одинаковых куклы стоят столько же, сколько 4 таких же мячика и 4 такие же куклы. Что дороже: мячик или кукла?
Поровну; мячик; кукла
Брату 8 лет, а сестре 13 лет. Сколько лет будет сестре, когда брату будет 10 лет?
13; 15; 11
12 муравьёв решили полетать на стрекозах. На каждую стрекозу село по 3 муравья. Сколько было стрекоз?
3; 4; 12
Пятачок отдал Вини Пуху половину своих конфет и ещё 1 конфету. После этого у него осталось 3 конфеты. Сколько конфет было у Пятачка?
6; 4; 8
Две обезьяны нашли 8 кокосовых орехов. По пути они поссорились с крокодилом и бросили в него по ореху. Затем они помирились и несколько орехов съели. Сколько орехов съели обезьяны, если домой они принесли половину того, что у них было?
1; 2; 3
Нужно вставить пропущенные числа.
1. _______ дерево срубишь – десять посади
2. _________ рукой в ладоши не хлопнешь.
3. Хвастуну цена - ________ копейки.
4. Без _________ углов изба не рубится.
5. Конь о ___________ ногах, да и то спотыкается.
Нужно вставить пропущенные числа.
1. _______ дерево срубишь – десять посади
2. _________ рукой в ладоши не хлопнешь.
3. Хвастуну цена - ________ копейки.
4. Без _________ углов изба не рубится.
5. Конь о ___________ ногах, да и то спотыкается.
а 2р. | б 9р. | в 3р. | г 4р. | д 4р. | е 2р. | ё 3р. | ж 3р. | з 5р. | и 2р. | й 3р. |
к 4р. | л 1р. | м 4р. | н 5р. | о 2р. | п 1р. | р 2р. | с 3р. | т 4р. | у 6р. | ф 7р. |
х 10р. | ц 8р. | ч 12р. | ш 18р. | щ 4р. | ъ 1р. | ы 9р. | ь 10р. | э 20р. | ю 18р. | я 20р. |
а 2р. | б 9р. | в 3р. | г 4р. | д 4р. | е 2р. | ё 3р. | ж 3р. | з 5р. | и 2р. | й 3р. |
к 4р. | л 1р. | м 4р. | н 5р. | о 2р. | п 1р. | р 2р. | с 3р. | т 4р. | у 6р. | ф 7р. |
х 10р. | ц 8р. | ч 12р. | ш 18р. | щ 4р. | ъ 1р. | ы 9р. | ь 10р. | э 20р. | ю 18р. | я 20р. |