СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Интеллигенция и революция в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго": анализ избранных глав" (презентация к уроку)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация посвящена чтению и анализу глав романа "Доктор Живаго", в которых отражено отношение интеллигенции к революции и последующим событиям в России.

Просмотр содержимого документа
«"Интеллигенция и революция в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго": анализ избранных глав" (презентация к уроку)»

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ  И РЕВОЛЮЦИЯ  В РОМАНЕ «ДОКТОР ЖИВАГО»

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ В РОМАНЕ «ДОКТОР ЖИВАГО»

ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ЭПИЗОДОВ 1. Каково отношение героя к революции? 2. Как оно меняется на протяжении романа? 3. Какими языковыми средствами оно выражается?

ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ЭПИЗОДОВ

  • 1. Каково отношение героя к революции?
  • 2. Как оно меняется на протяжении романа?
  • 3. Какими языковыми средствами оно выражается?
Отрывок 1 «Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вдох. Каждый ожил, переродился, у всех превращения, перевороты. Можно было сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая – общая». Часть 5 глава 8

Отрывок 1

  • «Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вдох. Каждый ожил, переродился, у всех превращения, перевороты. Можно было сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая – общая».
  • Часть 5 глава 8
Отрывок 2 «Верность революции и восхищение ею были тоже в этом круге ( мыслей ). Это была революция в том смысле, в каком принимали её средние классы, и в том понимании, какое придавала её учащаяся молодёжь девятьсот пятого года, поклонявшаяся Блоку». Часть 5 глава 15

Отрывок 2

  • «Верность революции и восхищение ею были тоже в этом круге ( мыслей ). Это была революция в том смысле, в каком принимали её средние классы, и в том понимании, какое придавала её учащаяся молодёжь девятьсот пятого года, поклонявшаяся Блоку».
  • Часть 5 глава 15
Отрывок 3 «Какая великолепная хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали. В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национальное, близкое, издавна знакомое». Часть 6 глава 8

Отрывок 3

  • «Какая великолепная хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали. В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национальное, близкое, издавна знакомое».
  • Часть 6 глава 8
Отрывок 4 « Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь. К добру надо привлекать добром». Часть 8 глава 6

Отрывок 4

  • « Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь. К добру надо привлекать добром».
  • Часть 8 глава 6
Отрывок 5 «Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле». Часть 11 глава 4

Отрывок 5

  • «Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле».
  • Часть 11 глава 4
Отрывок 6 «… во-первых, идеи общего совершенствования так, как они стали пониматься с октября, меня не воспламеняют. Во-вторых, это всё ещё далеко от осуществления, а за одни ещё толки об этом заплачено такими морями крови, что, пожалуй, цель не оправдывает средства. В-третьих, когда я слышу о переделке жизни, я впадаю в отчаяние. Переделка жизни! Так могут рассуждать люди, хотя, может быть, и видавшие виды, но ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие её духа, души её ». Часть 11 глава 5

Отрывок 6

  • «… во-первых, идеи общего совершенствования так, как они стали пониматься с октября, меня не воспламеняют. Во-вторых, это всё ещё далеко от осуществления, а за одни ещё толки об этом заплачено такими морями крови, что, пожалуй, цель не оправдывает средства. В-третьих, когда я слышу о переделке жизни, я впадаю в отчаяние.
  • Переделка жизни! Так могут рассуждать люди, хотя, может быть, и видавшие виды, но ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие её духа, души её ».
  • Часть 11 глава 5
Критики о романе Н. Иванова: «Противопоставление живого (природы, истории, России, любви, Лары, творчества, самого Живаго) и мёртвого (мёртвой буквы указа, насилия, несущего смерть, братоубийственной войны, мертвящего духа нового мещанства…) является главным стержнем романа».

Критики о романе

  • Н. Иванова:
  • «Противопоставление живого (природы, истории, России, любви, Лары, творчества, самого Живаго) и мёртвого (мёртвой буквы указа, насилия, несущего смерть, братоубийственной войны, мертвящего духа нового мещанства…) является главным стержнем романа».
Критики о романе Вл. Гусев: «Доктор Живаго» - роман о потере идеала и о попытках обрести его заново. Задача решается на фоне надрывающейся истории нашей  страны в этом веке».

Критики о романе

  • Вл. Гусев:
  • «Доктор Живаго» - роман о потере идеала и о попытках обрести его заново. Задача решается на фоне надрывающейся истории нашей страны в этом веке».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!