- Давайте рассмотрим 2 ситуации и разберем их Ситуация 1. Родители постоянно ставили мальчика за провинности в угол. Однажды, будучи еще только в 3 классе, он сказал своему отцу: «Если еще раз поставишь в угол, я сбегу к бабушке. С вами жить больше не буду» Ситуация 2. Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придет - начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит - опять двойка». С такими ситуациями мы, будучи родителями, сталкиваемся очень часто. Как поступить в таких ситуациях или предотвратить их? Какое наказание применить, чтобы плохие поступки наших детей не повторялись? На эти вопросы нам с вами и предстоит сегодня ответить. А для того, чтобы работа была более продуктивной, я предлагаю вашему вниманию план, по которому мы с вами сегодня поработаем (план выводится на доску): Обсудим проблему поощрения и наказания ребенка. Узнаем, как правильно вести себя с провинившимся ребёнком. Подведём итоги собрания. Вспомните, уважаемые родители, свое детство. Поднимите руку те, кого родители никогда, ни при каких обстоятельствах не били, не шлепали, пальцем не трогали… Как видим, таковых единицы. Вся старая российская литература свидетельствует - детей били, били жестоко, видя в этом если не благо, то освященную традицией неизбежность. Как ни странно, но и сегодня проблема «силового» воздействия - бить или не бить? - до конца не решена. Воспитывали ремнем многих. Став взрослыми, вы вольно или невольно продолжаете эту традицию. Почему? Разберем причины (на слайде) Первая причина: многие родители действительно считают, что без ремня ничего хорошего из ребенка выйти не может. Как правило, такие родители не верят в своих детей, боятся будущего, боятся прощать детям: «Он в другой раз что-нибудь еще похлеще выкинет, нельзя спускать» Вторая причина подлинных несчастий наших детей - наша несдержанность, срывы, которые бывают, вызваны не промахами ребят, а посторонними причинами. Как в жизни бывает? На работе неприятности, домой пришел - жена взвилась, где был, да то, да се, а тут еще сын под руку подвернулся, ну и врезал или сорвал злость» И третья причина, по которой бьют детей. Бьют от пустоты, от гулкой пустоты внутри себя. Бьют потому, что по-другому разговаривать с детьми не умеют, слов нужных не знают. А между тем бить детей очень вредно как по медицинским показателям, так и с точки зрения психологии и педагогики. По голове - это просто преступление, вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть свое чадо умным. По рукам медики категорически бить запрещают, так как здесь много нервных окончаний, связанных с самыми различными органами. Удар по лицу - унизителен, он никогда не забывается и никогда не будет прощен. Физическое наказание притупляет все лучшие качества в детях, способствует развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждает злобу и ненависть к старшим. Противником физических наказаний был Макаренко. В своих работах он показал их огромный вред для дела воспитания. Макаренко считал, что физические наказания для ребенка являются «трагедией боли и обиды, трагедией жестокости, детского терпения». В таких семьях нет настоящей дисциплины. Дети боятся родителей и стараются быть подальше от них. Но не только физические наказания, применяемые родителями, наносят психические травмы нашим детям. С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это - метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенок должен повиноваться. Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве. Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, что в их силе их слабость: убедить ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиняться родителям. Внешне, подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение. Так в отношениях детей и родителей происходит отчужденность. Ребенок перестает быть живым и жизнерадостным, он все прячет свою тайну, становится угрюмым или скрытым, боясь сказать что-нибудь не так. А какие же все – таки формы воздействия применять, если ребенок провинился? Ведь так или иначе совершенный проступок нельзя оставить без внимания. Эффективная мера воздействия на провинившегося ребенка - это ваше временное пренебрежение общением с ним, лишение своего доверия: «Ты сделал то-то и то-то, хотя прекрасно знал: так нельзя, и разговаривать мне с тобой не о чем». Главный метод воспитания - это убеждение. Помните об этом. А для этого говорите с ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Ребенку необходимо объяснять, почему его поступок заслуживает осуждения. Но нельзя злоупотреблять не только наказанием, но и поощрением. Незаслуженное поощрение, захваливание ребенка приносит вред общему делу воспитания. Оно развивает у ребенка самодовольство, тщеславие, зазнайство. Поощрять надо в меру, чтобы поощрение действительно выполняло функцию стимула, чтобы у ребенка появилось желание еще лучше учиться, исправить свое поведение в чем-то. Проблемы в воспитании неисчерпаемы, как море. И никому не дано предусмотреть все возможные повороты, варианты, тонкости, какие могут возникнуть в наших отношениях с детьми. И если даже вы придерживаетесь другого мнения о наказании, чем изложенные мною, прошу вас… Не спешите наказывать. Горячность - плохая помощница воспитателя. Не откладывайте наказание на слишком долгие сроки, иначе наказание превратится в месть. А месть всегда не достойна человека. Есть дети, которых не возьмешь ни наказанием, ни добром, но великодушное отношение, в конце концов, спасет их. Практическая часть. А сейчас я предлагаю поработать в группах. Обсудить ситуации, которые могут произойти и в наших семьях. Деление происходит с помощью жеребьевки (4 цвета). Каждой группе выдается ситуация, которая обсуждается родителями. Ситуации для обсуждения: Педагогическая ситуация 1. Мать вернулась с собрания, на котором говорили об отставании ее дочери по русскому языку. И вместо того, чтобы дома постараться спокойно выяснить причину этого отставания, мать говорит дочери: «Да в кого же ты у нас такая глупая, только ты одна получила двойку за контрольную работу по русскому языку» Права ли она? Как поступили бы вы? Педагогическая ситуация 2. Ребенок плохо ведет себя на улице и в гостях (то есть в те моменты, когда на нас устремлены взоры других людей). Мать кричит: «Ах, ты… Да как ты вообще смеешь! Да я тебе…» и дает подзатыльник ребенку. Права ли она? Как поступили бы вы? Педагогическая ситуация 3 За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда мальчик занял призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ему в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Миша, развернув подарок, сделал гримасу и объявил во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!» И отвернулся. Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы? Педагогическая ситуация 4. Ребенок просит купить конструктор. А взрослые обещают: «Вот закончишь учебную четверть без троек, тогда и купим конструктор». Какие допущены ошибки? Как поступили бы вы? После обсуждения ситуаций, один представитель от каждой группы рассказывает, какой выход из ситуации они нашли. Итогом данной работы будет обмен мнениями о том, как правильно поступить в той или иной ситуации. |