1.Мотивационный этап
- Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на родительском собрании.
- Сегодня мы с вами затронем непростую, но очень значимую тему.
2. Оценка знаний по теме собрания
- Представьте, что ваш ребенок, всегда радостный и общительный, вдруг стал капризным и отказывается идти в школу. Что делать? Об этом мы сегодня и поговорим.
- Тема сегодняшнего собрания «Адаптация первоклассников к школе».
- Уважаемые родители, обратите, пожалуйста, внимание, у каждого из вас на столе лежит технологическая карта. Запишите, пожалуйста, тему собрания. Кроме этого, у каждого из вас есть стикер. Я предлагаю каждому из вас написать на нем свои ожидания от собрания. К ним мы вернемся в конце интерактива.
- Уважаемые родители, актуальна ли для вашей семьи данная тема?
- Спасибо за ваши ответы. Из них можно сделать вывод, что актуальность данной темы не вызывает сомнений.
- Какая же проблема вырисовывается из названия темы? (Проблема: как помочь ребенку адаптироваться к школе?).
- Запишите, пожалуйста, проблему на рабочем листе.
- Как вы считаете, данная проблема актуальна для учащихся нашего класса? А для детей и подростков в целом?
- Спасибо.
- Уважаемые родители, как бы вы сформулировали цель? (Цель: выяснить, с помощью каких способов можно помочь ребенку адаптироваться к школе).
- Запишите, пожалуйста, цель на рабочем листе.
- Я с вами согласна.
- Сегодня я предлагаю вам решить следующие задачи:
1. Узнать основные аспекты адаптации.
2. Определить факторы, влияющие на адаптацию.
3. Определить признаки адаптации.
4. Обсудить способы, с помощью которых можно помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни.
5. Определить рекомендации для родителей, которые столкнулись с этой проблемой.
- Итак, мы определили, чего мы хотим достичь к окончанию нашей встречи, определили проблему, теперь перейдём к информационно-научной справке.
3. Сообщение родителям новой информации по данной теме
- Сергей Иванович Ожегов в своем толковом словаре трактует понятие «адаптация» следующим образом: адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
- Предлагаю вам углубиться в эту тему и выяснить основные аспекты школьной адаптации. Разберем 3 основных аспекта школьной адаптации:
1. Физиологический
2. Социальный
3. Психологический
- Как вы считаете, что подразумевается под каждым из этих аспектов?
- Физиологический: режим дня, питание, физическая активность.
- Социальный: установление контакта с одноклассниками.
- Психологический: привыкание к новым правилам, требованиям, уровню нагрузки.
- Уважаемые родители, у вас на столах лежат карточки под №1. Поработайте, пожалуйста, в парах. На карточках представлены факторы, влияющие на адаптацию первоклассников к школе. Выберите, пожалуйста, по 2 фактора, которые на ваш взгляд являются самыми значимыми и запишите их к себе в рабочие листы.
1. Возраст начала систематического обучения. Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше из-за повышенного напряжения всех систем организма.
2. Уровень готовности к школе. К нему относятся интеллект, мотивация учения, желание учиться, умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, организовывать поведение и деятельность.
3. Особенности школьной ситуации. Рациональная организация учебных занятий и режима дня облегчает процесс адаптации. При этом расписание, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ должны соответствовать возрастным функциональным возможностям первоклассников.
4. Отношения с учителями и одноклассниками. Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение и облегчают адаптацию к школе.
5. Микроклимат в семье. Хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций способствуют успешной адаптации.
6. Личностные качества и основные параметры психического развития. Личностные качества ребёнка и основные параметры его психического развития влияют на успешность адаптации.
- Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, своим мнением.
- Спасибо за ваши ответы.
- Разберем типичные признаки адаптации.
- Позитивные: интерес к учебе, желание ходить в школу, хорошие отношения с одноклассниками, улучшение успеваемости.
- Негативные: капризность, плаксивость, усталость, нарушения сна, потеря аппетита, жалобы на живот/голову, отказ идти в школу, ухудшение успеваемости.
- Уважаемые родители, заметили ли вы какие-либо изменения в поведении своего ребенка с началом школьной жизни? Какие? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом.
- Спасибо за ваши ответы.
- Уважаемые родители, попрошу вас поделиться на группы. У каждой группы есть карточка (№2) с заданием. На карточках представлены вопросы. Ваша задача совместно подумать, и дать на них ответы.
1. Как помочь ребенку организовать рабочее место?"
2. "Какие игры и упражнения помогут развить внимание и память?"
3. "Как поддержать ребенка, если у него что-то не получается?"
4."Как научить ребенка общаться с одноклассниками?"
5."Как правильно реагировать на жалобы ребенка на школу?"
6. "Как организовать режим дня первоклассника?"
7. "Как помочь ребенку справляться с волнением перед контрольной?"
8. "Как мотивировать ребенка к учебе?"
- Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, результатами своей работы.
- Спасибо за ваши ответы.
- Мне бы хотелось дать вам небольшие рекомендации по решению нашей проблемы.
4. Рефлексия
- В завершение нашего интерактива я бы хотела получить от вас обратную связь. Давайте вернемся к вашим ожиданиям. Оправдались ли они?
- Спасибо вам за ваши ответы.
- Уважаемые родители, наше собрание подошло к концу. Спасибо всем за участие. До новых встреч!