Тема: «Эстетическое воспитание в семье»
Цель: познакомить родителей учащихся со способами эстетического воспитания в домашних условиях и условиях школы. Повысить педагогическое мастерство родителей по приобщению к эстетике учащихся в домашних условиях.
Задачи:
Оказать помощь родителями в поиске способов эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Приобщать к сотрудничеству родителей.
Объяснить родителям необходимость формирования эстетических чувств у ребенка в семье и в школе.
Уважаемые родители, здравствуйте. Предлагаю подумать над словами В.А. Сухомлинского: «Важная задача эстетического воспитания – научить ребёнка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность, и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе». Согласны ли вы с высказыванием?
Уважаемые родители, кто готов определить тему нашего общения? Совершенно верно. Сегодня мы с вами поговорим и обсудим такую проблему, как эстетическое воспитание младшего школьника.
Младший школьный возраст - это новый и важный период в жизни каждого ребёнка, это этап знакомства с учебной деятельностью и изучением ее структурных элементов, это период изменений. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа нравственного и эстетического сознания, происходит понимание норм поведения, начинает формироваться система побуждений ребенка (что хочет, к чему стремится).
Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.
Главная цель эстетического воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное вокруг себя, т.е. формирование эстетической культуры ребенка.
А теперь давайте определим уровень актуальности обсуждаемой проблемы в каждой семье. Ответим на вопросы.
Анкета для родителей
Ф.И.О. родителя___________________________________________________
Ф.И. ребёнка_______________________________________класс__________
1. Считаете ли Вы нужным осуществлять эстетическое воспитание детей?
Да
Нет
2. Часто ли Ваш ребенок обращает внимание на «красоту» окружающего мира (природа, красивые мелочи быта и т. д.)?
Да
Нет
3. Нужно ли проводить мероприятия в школе, которые направлены на формирование эстетического воспитания учащихся?
Да
Нет
4. Бывает ли ваш ребенок в музеях, в театре, на выставках?
Да
Нет
5. Смотрите ли с ребенком телепередачи, посвященные знакомству с изобразительным искусством?
Да
Нет
Уважаемые родители, посчитайте, пожалуйста, сколько вышло у вас ответов «да», и сколько ответов «нет».
Интерпретация результатов.
1) Если большая часть ваших ответов были «да», то Вы стремитесь активно научить ребенка ценить красоту и богатство родной природы, памятники, архитектуры.
2) Если большая часть ваших ответов были «нет», то Вы не очень много внимания уделяете эстетическому воспитанию ребенка в подготовке его к жизни. В семье эстетические качества не прививаются.
Проблема эстетического воспитания в школе – это проблема современного мира и молодежи в частности. Современной молодежи очень трудно оценить эстетическую красоту того или иного произведения, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свою ценность, уступив место практичности и доступности. Чаще ребенок выберет провести время за компьютером, чем сходить в театр или прочитать книгу. Поэтому заниматься эстетическим воспитанием ребенку нужно с самого детства.
Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой — воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача повышение уровня художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.
Уважаемые, родители, а теперь я предлагаю вам выполнить упражнение «Найди выход».
Ваша задача разобрать в парах проблемные ситуации, которые могут возникнуть. Вы должны выявить проблему пед. ситуации и пути её решения. На партах у вас лежат листочки пед. ситуаций. Время на размышление даётся 3 минуты, после чего мы с вами проверим всё.
Ситуация 1. С раннего детства учащийся третьего класса проявляет склонность к рисованию, лепке, конструированию. Он хорошо фантазирует, создаёт необычные конструкции. Педагог предложила родителям отдать его в художественную школу. Однако родители желали видеть своего ребенка в спортивной секции. В школе учащийся имеет мало друзей. Довольно часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, если они мешают ему заниматься любимым делом. Мальчик очень замкнутый, медлительный.
А сейчас я вас познакомлю с мнениями педагогов по этой ситуации.
Проблема: родители ученика мыслят субъективно, опираясь лишь на свои желания, не прислушиваясь ни к мнению учителя, ни к желаниям своего ребенка.
Пути решения: Учащемуся нужно повысить самооценку. Для этого учитель должен ему предлагать участвовать в разных конкурсах, выставлять его работы на всеобщее обозрение, чтобы родители и дети смогли оценить его успех.
Родителям необходимо понять и увидеть увлечения своего ребенка, поддерживать и расхваливать во всех его начинаниях.
Ситуация 2. Учитель заходит в класс на перемене. Ребята очень шумят. Говорят сразу:
– Он нарисовал на картине...
– Он испортил ее!..
Учитель видит: мальчик у доски, у картины, которую только что рассматривали на уроке. Он глядит снизу вверх, напряженно молчит. И резко, горячо выдыхает:
– Я...Я не хотел, я нечаянно...
Мальчик громко заплакал...
Также слушаем ответы родителей.
Проблема: неосознанный поступок мальчика.
Пути решения: Учителю необходимо организовать мероприятие с классным коллективом с целью профилактики о правилах поведения в школе. Родителям провести беседу со своим ребенком с целью выявления причин такого поведения.
В школьном возрасте задача родителей – развивать у детей чувство красоты природы родного края, учить видеть прекрасное в произведениях изобразительного искусства, в музыке и литературе, побуждать своих детей к занятию рисованием, лепкой, пением, выразительным чтением. Все это помогает развитию художественного вкуса и творческих способностей у ребёнка.
Нужно стараться вырабатывать у учащихся умение отличать действительно художественное творчество от различного рода подделок в искусстве. В этом плане используются различные формы и методы. В школах проводятся вечера и праздники, создаются школьные хоры и оркестры, художественные студии, литературные общества. Есть клубы выходного дня, школьные театры, картинные галереи. Родители могут посоветовать своим детям посещать эти мероприятия и кружки, участвовать в экскурсиях в музеи.
- А теперь, я предлагаю вам в парах ознакомиться с памяткой по трудовому воспитанию младших школьников. Какие из пунктов вы применяете в своей воспитательной системе? Озвучьте. Чем дополните? Время на размышление даётся 3 минуты.
Уважаемые родители, сегодня наше родительское собрание подходит к концу.
На партах у вас лежат зелёный кружок и красный кружок. Если наша встреча была продуктивной, а вам всё было понятно – поднимите зелёный кружок. Если встреча осталась незавершенной, у вас остались вопросы – поднимите красный кружок.
Помните слова В.А. Сухомлинский: «Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом». Вы согласны с высказыванием? Пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Успехов вам в воспитании детей.
До свидания!
Памятка для родителей
по эстетическому воспитанию в семье
Для формирования эстетического вкуса у ребёнка необходимо:
1. Воспитывать у ребёнка наблюдательность, умение видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчёт об увиденном. (Например, обратить внимание на листочки осины, осенью они тёмно-красные, у берёзки золотистые и т.д.)
2. Систематически поощрять ребёнка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.
3. Обращать внимание детей на особенности: красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города.
4. Выбирать вещи, которыми пользуется ребёнок в повседневной жизни со вкусом. (Например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и узору, заставляет ребёнка бережнее к ней относиться).
5. Дать ребёнку право выбора наиболее понравившейся ему вещи из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей.
Примерное решение родительского собрания (от кл. рук.):
Обсудить дома с остальными членами семьи вопросы, обсуждаемые на родительском собрании.
В воспитательном плане работы включить необходимые для коррекции эстетических качеств темы.
Анкета для родителей
Ф.И.О. родителя___________________________________________________
Ф.И. ребёнка_______________________________________класс__________
1. Считаете ли Вы нужным осуществлять эстетическое воспитание детей?
Да
Нет
2. Часто ли Ваш ребенок обращает внимание на «красоту» окружающего мира (природа, красивые мелочи быта и т. д.)?
Да
Нет
3. Нужно ли проводить мероприятия в школе, которые направлены на формирование эстетического воспитания учащихся?
Да
Нет
4. Бывает ли ваш ребенок в музеях, в театре, на выставках?
Да
Нет
5. Смотрите ли с ребенком телепередачи, посвященные знакомству с изобразительным искусством?
Да
Нет