Этапы | Деятельность учителя | Деятельность родителей |
Вступительная часть. | - Добрый день, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем интерактиве. Он будет приводиться в необычной форме. Хотела бы сегодня с вами обсудить немало важную тему. А вот какую тему , вы должны понять сами. Для начала хочу рассадить вас по геометрическим фигурам, подойдите и выберите. | Родители рассаживаются по геометрическим фигурам |
Основная часть. | - Обратите внимание на слайд, там представлен видеофрагмент https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FSuLInUxShc0&cc_key - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем интерактиве? - Совершенно верно. А с чем у вас ассоциируется слово «наказание» и «поощрение» - Кто догадался, как звучит тема нашего интерактива ? Тема «Наказание и поощрение в семье» Слово «наказание» в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление». Из такого толкования следует, что ребёнок, действительно, должен совершить проступок, чтобы получить наказание. На практике, чаще наказание понимают, как отрицательную оценку поведения ребёнка, если он нарушил нормы и правила поведения. Педагогический смысл наказания заключается в том, чтобы вызвать у ребёнка чувство неудовлетворённости своим поведением. - Как вы думаете, какова цель нашего интерактива? - Да, цель нашего интерактива звучит так: Сформировать понимание культуры поощрения и наказания в семье.» (Слайд 2) - А какие на ваш взгляд задачи мы можем перед собой поставить? Как педагог я определила следующие задачи: - Расширить знания о понятии «поощрение и наказание» - Обобщить и дополнить знания о видах поощрений и наказаний - Развивать умения строить доброжелательные отношения с ребенокм. Общаясь здесь с вами мы с вами создадим дом счастья. А чтобы его создать нам нужно немного поработать. - На нашем интерактиве мы должны с вами обсудить пед.ситуацию. Выявить ее проблему, причину и пути ее решения. Я зачитаю ситуацию , а вы внимательно ее послушаете «Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи ещё только в четвёртом классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду. Как быть?» - Почему произошел конфликт между ребенком и родителями? - Возможно, незаслуженное наказание. - Вы согласны с проблемой данной ситуации? Кто считает по другому? - Фундаментом дома будет проблема данной ситуации. - А как бы вы поступили на месте отца? - Далее, нужно выявить причины этой проблемы. Чтобы вам было легче, я раздам листочки в которых разбросаны слова, вам нужно собрать предложение. - Ну что, у кого какие ответы получились? Почему вы так считаете? Действительно, возможные причины звучат так: - Неправильный метод воспитания - Родители не разговаривают с ребенком, а сразу наказывают - Причины данной ситуации будут стенами дома счастья - А сейчас, наметьте пути решения данной ситуации, а потом сверим, это будет крышой дома. ( пока родители записывают пути решения) Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Его непременно мучает страх. Словесные оскорбления могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство. Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка. Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Поощрять можно и нужно. Особое внимание нужно уделять похвале за совершенное ребёнком усилие. Я выявила такие пути разрешения: - Проводить родительские собрания на тему «Поощрение и наказание в семье» - Проводить классные часы на данную тему - Беседовать индивидуально с родителями и с детьми Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Его непременно мучает страх. Словесные оскорбления могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство. Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка. Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Поощрять можно и нужно. Особое внимание нужно уделять похвале за совершенное ребёнком усилие. Наш «дом счастья» готов. У вас получились такие же пути решения? Если нет, то мне интересно послушать вас. Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. «Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. « Мне нравиться твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого – педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно « вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно сходил в магазин, прополол огород, принёс воды. Вернул найденный телефон. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – « Ты стал совсем взрослым, или же какой ты молодец и. т. д.» Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. Не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения. | - О наказании детей |
Подведение итогов. Рефлексия. | Подошла к концу наша встреча.. Хочется выслушать ваше мнение. - Был ли полезным наш разговор? - Вызвал ли раздумья, желание построить взаимоотношения в семье по- новому? - Раскрыли ли мы причины агрессивного поведения ребёнка? - С какими проблемами в воспитании своих детей сталкиваетесь вы и может ли школа помочь разрешить вам ту или иную проблему в воспитании детей? (Можно предложить письменную форму). Как результат нашего разговора, хотелось бы вручить вам «золотые» правила воспитания, связанные с данной темой собрания. Золотые правила воспитания 1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка. 2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение. 3. Постарайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия. 4. Не давайте ребёнку несбыточных обещаний и надежд. 5. Не ставьте ребёнку каких бы то ни было условий. 6. Будьте тактичны и сдержаны в проявлении мер воздействия на ребёнка. 7. Не наказывайте ребёнка за то, что позволяете делать себе. 8. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чего-либо. 9. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями. 10. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов. Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере! 11. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции. 12. Умейте принять и любить его таким, каков он есть. 13. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. | |
«Наказание – очень трудная вещь, она требует от взрослых огромного таланта и осторожности».
А. Макаренко
Л.Н.Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать есть желание мести».
Цель:
Повышение уровня осведомлённости родителей по проблеме — "поощрения и наказания"
Задачи:
1. Знакомство с приемами построения взаимоотношений родителей и детей в семье.
2. Формировать у родителей правильное отношение к применению методов поощрения и наказания ребенка.
3. Выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочтительнее в семье
Оборудование: мольберт, карандаши, ватман, магнитофон, аудиозапись, анкеты, буклеты.
Ход тренинга.
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг.
Упражнение «Знакомство»
Цель: знакомство участников группы.
Написать на бейджиках свое имя.
Правила работы в группе.
Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.
Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.
Я зачитаю их, а вы обсудите, и выберите те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:
• Говорить четко и конкретно.
• Не перебивать друг друга.
• Правило хорошего настроения.
Итак, правила поведения на собрании (тренинге) мы выделили.
Упражнение 1 Психолог: Давайте получше познакомимся друг с другом и поиграем в игру-
«Мне кажется, что в детстве…»
Цель: снятие психологического напряжения, проживание позитивного
детского опыта, формирование доброжелательного отношения между
участниками.
Инструкция.
Участникам группы предлагается обратиться к своему соседу справа
со словами: «Мне кажется, что в детстве Вы …», а дальше продолжить по
своему усмотрению. Например: «Мне кажется, что в детстве Вы любили
танцевать!». Участник, к которому обращена эта фраза, должен
прокомментировать ее – верна она оказалась или ошибочна.
Психолог: Как Вы думаете, кому труднее живется в семье родителю или ребенку? Почему?
(ответы родителей)
- Да, ребенку, его постоянно
- Что такое семья для ребенка?
Для ребенка семья — это его эмоциональный тыл. Малышу нужна ласковая, внимательная и заботливая мама, к которой он может прижаться в трудную минуту, рассказать о своих переживаниях, поделиться своими секретами.
Воспитание ребёнка складывается не только из положительных моментов, но и из отрицательных. Наказывать или не наказывать ребёнка? Как наказывать? Как поощрять? Это вопросы, которые волнуют и родителей и педагогов.
Психолог : «А теперь давайте вспомним наше детство. Упражнение-разминка«Ласковые слова моей мамочки». (передавая игрушку)
Цель: создание положительной эмоционально-комфортной обстановки во время занятия.
Инструкция: Мы все тоже были детьми и очень любили, когда мама называла нас ласково и хвалила. Давайте ненадолго вернемся в свое детство и вспомним ласковые мамины слова. Передавая игрушку, назовите, какими словами мама вас называла ласково в детстве и (или) за что и как она вас хвалила. После окончания игры педагог-психолог говорит о том, что самые добрые, теплые воспоминания, как правило, связаны с нашим детством.
Психолог: Как вы думаете «Что может быть поощрением, а что может быть наказанием?»
Цель: уточнить знания родителей о формах воздействия на ребенка.
Инструкция: Назовите конкретные действия, слова, поступки взрослого, которые могут быть похвалой и наказанием.
- А как думаете, вы, что такое поощрение?
В ходе обсуждения выясняются позиции родителей по поводу поощрения.
Вывод: что такое поощрение? я предлагаю вам посмотреть на самые распространенные варианты ответов на этот вопрос.
одобрение;
похвала;
тактильное выражения одобрения (поглаживание, объятия, поцелуи и др.)
выражение благодарности;
предоставление возможности выполнения действий, свойственных старшим;
посещение мероприятий для более старших детей, общесемейных мероприятий.
- Ответьте на вопрос: какие виды поощрения используете вы в своей семье? (высказывания родителей, совместные обсуждения)
- За что, как вы думаете, нужно поощрять детей? (высказывания родителей, совместные обсуждения)
- А как думаете, вы, что такое наказание? В ходе обсуждения выясняются позиции родителей по поводу наказания.
Вывод: что такое наказание? я предлагаю вам посмотреть на самые распространенные варианты ответов на этот вопрос.
· словесное неодобрение, выговор (приемы «Ты-сообщение», «Я-сообщение);
· выключение из общей жизни семьи (стул, угол, другая комната, без интересных занятий для ребенка)
· метод естественных последствий (шалил-разлил-вытирай, долго одевался - не пошли на дальнюю интересную площадку, не убрал игрушки, мама убрала, но не успела почитать)
· лишение значимой для ребенка деятельности, вещи, общения на определенное время при обговаривании условий возврата.
· Недопустимы физические наказания. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой — боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.
· Крик. Что есть крик? Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность ("я не могу общаться с ребенком"). Любой крик — это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых. В состоянии стресса ребенок не слышит запрета. Он слышит, что его не любят. Выплескивая эмоцию, мы можем рассчитывать только на ответную эмоцию. У ребенка чаще всего ответная реакция — страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку. И, как следствие, воспитательного результата быть не может. А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою очередь, рождает у него манеру разговаривать так же, просто потому, что он к ней привык, ибо приводит к неврозу. Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим. Другое дело — запреты. Они очень важны для формирования у детей социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным, уверенным голосом. Изоляция - часто применяемый способ, когда ребенок выводиться в специальное место «виноватый» стульчик, находящийся в поле зрения взрослого. Время, которое проводит ребенок, наблюдая за движением стрелки часов или пересыпание песка, становиться для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ справиться со своими эмоциями.
Лишение приятного - наиболее применяемый способ регулировать поведение ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Негативные формы наказаний: такие методы, как физические наказания, окрики, лишения общения, попытки напугать ребёнка, унижают его достоинство, лишают доверия к взрослому, заставляют почувствовать себя нелюбимым, ущербным и в конечном счёте могут стать источником невротических проявлений.
Очень важно, наказывая ребенка, всегда говорить о своих чувствах: «Я тебя люблю. Но мне не нравится, (расстраивает, огорчает), когда…
Упражнение «Размышляй-ка».
Инструкция: 3-4 родителям предлагаются тексты некоторых ситуаций. Внимательно прочтите, попробуйте прокомментировать возможные варианты решений. Совместно с педагогом и с присутствующими обсуждается предложенное решение.
Ситуация1. Мать в очередной раз ругает ребенка за то, что тот роняет игрушки с полок и не убирает их на место. Мать. Ты опять устроил погром в комнате, ну что за неряха! Сын. Они сами упали, я искал солдатиков, не мог достать... И пусть лежат так... Мать. Что значит пусть? Ты что, делаешь мне назло? Разбрасываешь игрушки - не подходи больше к ним!
Ситуация 2. Вы идете по улице с ребенком, и он захотел, чтобы вы что-то ему купили. Вы не можете этого сделать. Причины могут быть разные: нет денег, это что-то из еды, а скоро обед и т.д. Малышу это не нравится, и он начинает капризничать все сильнее и сильнее, проще говоря, не слушается. Как вы поступите в такой ситуации?
Ситуация 3. Во время обеда ребенок возит по столу чашку, полную сока. Взрослый делает ему замечание: "Осторожно! Разольешь!" Ребенок делает вид, что не заметил этих слов. Взрослый повторно делает замечание: "Не балуйся! Пей сок!" Ребенок молча продолжает свои действия, И длится это до тех пор, пока он наконец не обольет себя липким соком. Как в данном случае поступить взрослому?
Положительные выходы из ситуации: стараться объяснить, уговорить; переключить внимание; использовать игровые приёмы; не обращать внимание на капризы ребёнка, отойти в сторону, чтобы он видел, что его поведение не оказывает на вас влияния.
К педагогически оправданным наказаниям относятся:
-замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
-выговор- серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
- лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.
Наказание можно заменить:
Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у
родителей.
Объяснением. Объясните ребенку кратко, ПОЧЕМУ его поведение
неправильно.
Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более
привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.
Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка, возможно, данный
проступок был случайностью.
НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
когда вы сами не в себе.
- Ответьте на вопрос: какие виды наказания используете вы в своей семье? (высказывания родителей, совместные обсуждения)
В ходе обсуждения выясняются позиции родителей по поводу наказания.
Какие виды наказания используют чаще всего родители?
Психолог: Давайте поиграем в такую игру - упражнение «Цветок поощрений».
Цель: развитие способности видеть в ребенке положительное,
усиление способности родителей к пониманию и чувствованию
эмоционального мира своего ребенка.
Инструкция.
Родители каждый для себя рисуют цветок (круг с лепестками). В
центре круга пишут имя ребенка. Каждый лепесток – поступок ребенка,
который подлежит поощрению. В течение 5 минут каждый пишет то, что
думает. Затем ведущий делает вывод о том, что нужно быть как можно
внимательнее ко всему, что делает ребенок.
Упражнение «Закончите предложение…»
А теперь уважаемые родители мы с вами попробуем закончить следующие предложения
Я хвалю ребенка если…
Я ругаю его если…
Я дарю ему подарки если…
Я наказываю ребенка, если…
Практическое задание «Естественное развитие событий»
Цель: формирование навыков разрешения сложных ситуаций в
воспитании детей, дать возможность представить широкий спектр мнений
участников по проблеме занятия.
Инструкция.
1. Составьте список типичных для Ваших отношений
конфликтных ситуаций, которые обычно заканчиваются наказанием
для ребенка. Детально изучите полученный список. С большой долей
вероятности, Вы обнаружите ситуации, в которых возможно допустить
естественное развитие событий.
2. Проверьте выбранные ситуации контрольным вопросом: «Что
может случиться, самого страшного, если я не буду вмешиваться?».
3. Запишите все возможные варианты развития событий, не
пренебрегая самыми фантастическими. Прислушайтесь к чувствам,
мыслям, желаниям, которые возникают, когда вы перечитываете
полученный текст
Поощряйте и наказывайте ребенка так, чтобы это
было действительно на пользу.
Покупка какой-нибудь вещи – самый популярный у родителей
вариант поощрения. Но самый ли лучший?
Главное – умение родителей подметить в поведении ребенка хотя
бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь
ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как
самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание
к людям и умение заботиться о них.
Поощрять ребенка так, что бы это было действительно на пользу его
воспитанию и развитию, очень не просто. Потому что истинные
потребности детей состоят не в получении все новых и новых
удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру,
общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, совместных
с ними делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой
неосознанно тянутся.
Если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте
наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается
в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил
близким людям огорчения и неприятности? Вероятно, нет.
И все же и поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо
умело.
Упражнение в виде мозгового штурма «Что у вас в семье можно ребенку, а что нельзя?». Ответы записываются на доске. Полученные варианты анализируются.
Выделим то, что всегда нужно помнить взрослому, которому хочется наказать ребенка:
-общайтесь с ребенком «глаза в глаза», на уровне роста ребенка, уверенным голосом;
-всегда соблюдайте четкую позицию: «Я взрослый»;
-учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию;
-в особых ситуациях необходимо брать ребенка за руку, останавливая его действия.
И в завершении нашего диалога я хотела бы рассказать одну притчу.
«Ладная семья»
Жила на свете семья. Она была не простая. Боле 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так жили всей семьей и всем селом. Семья была особая – мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, никаких драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чисто, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и спросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье?». Глава семьи взял лист и стал что-то писать на листе бумаги. Закончив писать, он передал лист владыке. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
«Любовь, Прощение, Терпение» И в конце листа:
«Сто раз любовь, Сто раз Прощение, Сто раз терпение». Прочел владыка и спросил: « И всё?»
- Да, – ответил старик – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи,- подумав, добавил: «… и мира тоже».
Игровое упражнение «Похвалим друг друга»
Цель: создание доброжелательной обстановки, позитивного настроения участников.
Инструкция: Передавая игрушку, похвалим друг друга, назовем, что нам было приятно при общении друг с другом.
Рефлексия занятия «Продолжи предложение».
Отзыв о занятии участники группы фиксируют в книге отзывов.
От работы на занятии я приобрел(а) ___________
Мне понравилось ___________
Мне не понравилось ___________
Хотели бы вы еще участвовать в подобных встречах ___________
Ваши пожелания и предложения ___________
Итог собрания:
«Смогли ли мы на сегодняшней встрече дать ответ на вопрос «Как правильно применять наказания и поощрения?» Наверное, да, потому что мы раскрыли сущность каждой из форм воспитательного воздействия. А уж, ЧТО выберете Вы - зависит от вашего внутреннего осознания необходимости выбирать лучшее для своего ребенка. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка. Важно, как формируются ваши взаимоотношения. Насколько родители и дети эмоционально близки другу. Я желаю Вам успеха в воспитании ваших детей.
И в заключении мне хочется напомнить о том, чтобы Вы взяли с собой памятки, которые мы подготовили к нашей сегодняшней встрече».
(памятка «Поощрение и наказание»).
*РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ
«Поощрение и наказание»
Что такое поощрение?
• одобрение;
• похвала;
• тактильное выражения одобрения (поглаживание, объятия, поцелуи и др.)
• выражение благодарности;
• предоставление возможности выполнения действий, свойственных старшим;
• посещение мероприятий для более старших детей, общесемейных мероприятий.
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
• достигнуто не своим трудом.
• не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
• из жалости или желания понравиться.
• Любая похвала должна быть понятна ребенку. «Молодец?!» - слово не достаточно понятное для детей. При похвале надо не забывать обговаривать с ребенком положительные последствия поступка:
«Ты быстро поел, и мы успеем почитать книгу, вместе поиграть»;
«Ты тихо поиграл, у меня прошла голова, и мы можем теперь поиграть вместе, посмотреть мультфильм».
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
• за поступок, за свершившееся действие, за усилия, даже если они не увенчались успехом.
• начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
• очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
• уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
Что такое наказание? Методы наказаний:
• словесное неодобрение, выговор (приемы «Ты-сообщение», «Я-сообщение);
• выключение из общей жизни семьи (стул, угол, другая комната, без интересных занятий для ребенка)
• метод естественных последствий (шалил-разлил-вытирай, долго одевался - не пошли на дальнюю интересную площадку, не убрал игрушки, мама убрала, но не успела почитать)
• лишение значимой для ребенка деятельности, вещи, общения на определенное время при обговаривании условий возврата.
Очень важно, наказывая ребенка, всегда говорить о своих чувствах: «Я тебя люблю. Но мне не нравится, (расстраивает, огорчает), когда…
НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
• ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема;
• когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном;
• во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки);
• после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват);
• когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался;
• когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны;
• когда вы сами не в себе.
8 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
1. Наказание не должно вредить здоровью.
2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
3. За 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
5. Надо наказывать и вскоре прощать. Наказание должно длиться до тех пор, пока ребенок помнит, что он наказан и чувствует свою вину – до 15-20 минут.
6. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
7. После того, как у ребенка была возможность подумать над своим поведением, важно также спросить, за что он был наказан, и почему он нас огорчил (необходимо, чтобы ребенок осознавал наказание)
8. Ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.