Тема: «Будем толерантны!»
Форма проведения: интерактивная беседа
Цель: Показать ценность толерантного отношения друг к другу, уважительного отношения к другой личности и чужому мнению.
Организационно-подготовительная работа:
- стенд (тема, цель и таблица «Толерантная и интолерантная личность»);
- тест «Три заветных желания
План мероприятия
I Вступительное слово воспитателя
II Основное содержание мероприятия
1. Сообщение воспитанника.
2. Сценка «Перед вами две дороги».
3. Работа по группам.
4. Составление правил толерантного общения.
5. Рассказ воспитанника. Китайская притча.
6. Тест «Три заветных желания».
III Завершающий этап
IV Конечный этап
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя.
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Наша беседа «Будем толерантны!» призвана помочь нам разобраться в сложных жизненных ситуациях, подстерегающих нас, предостеречь от возможного негативного влияния. Хотелось бы, чтобы после нашего мероприятия вы искренне сказали друг другу: «Будем толерантны, простим мелкие обиды и ссоры, если таковые имеются, будем терпимы ко всем окружающим нас людям, будем уважать человека, будем милосердны к тем, кому нужна наша помощь…»
Давайте вспомним, что значит «толерантность».
- Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара.
II Основное содержание мероприятия
1. Сообщение воспитанника.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопрос группе: Какое из определений вам импонирует более всего?
(Ответы).
Вопрос группе: Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
(Ответы).
Вопрос группе: А что же объединяет эти определения?
(Ответы).
Вопрос группе: Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
(Ответы).
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
Вашему вниманию предлагаем сценку. Актёры – воспитанники группы.
2. СЦЕНКА «ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ...»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не
хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
-У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете себе счастье.
Вопросы классу:
-Почему молодой человек отказался помочь?
-Как бы вы поступили в этом случае?
-Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
-Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.
3. РАБОТА ПО ГРУППАМ – заполнение таблицы.
Сейчас мы разделимся на 2 группы. I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие интолерантной личности.
Инструкция и выводы:
Сначала в колонке «А» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены;
«О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены.
Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).
Вы получите возможность:
Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с групповым представлением.
Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.
Толерантная личность Интолерантная личность
Уважение мнения других Непонимание
Доброжелательность Игнорирование-
Желание что-либо делать вместе Эгоизм
Понимание и принятие Нетерпимость
Чуткость, любознательность Выражение пренебрежения
Снисходительность Раздражительность
Доверие, гуманизм Равнодушие
Немотивированная агрессивность
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
4. Составление правил толерантного общения.
Мы с вами много говорим о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения и запишем их на плакат (ватман).
ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ:
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
Все эти пункты толерантного общения наверняка присущи вашим семьям, и я думаю, вы согласитесь с тем, что наш класс - это тоже дружная семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Ответ на этот вопрос, я думаю, вы найдёте в этой притче.
5. Рассказ воспитанника. Китайская притча «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.
Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
-Итак, что нам нужно для того, чтобы наша семья была дружной?
-Конечно, любовь, прощение, терпение, и столько раз, сколько в нашем классе учащихся. Как это у вас проявится, можно узнать, проведя тестирование
Итак, небольшое тестирование. Выбрать только три желания, из какой колонки – решать вам.
6. Тест «Три заветных желания»:
Собственное благополучие: Благополучие в обществе:
Хочу изменить свой характер
Хочу выучиться, найти хорошую работу
Хочу нравиться одному человеку
Хочу стать знаменитым
Хочу путешествовать
Хочу быть богатым
Хочу быть всегда здоровым
Иметь много друзей
Иметь компьютер, машину, квартиру
Быть счастливым человеком на Земле
Чтобы родные и близкие были счастливы
Делать всё во благо людям
Чтобы в городе не было беспорядка
Чтобы было поменьше больных людей
Чтобы все были равны
Чтобы все люди уважали друг друга
Чтобы никогда не было войны
Чтобы не было пьющих людей
Чтобы люди не обижали инвалидов и других подобных им
Чтобы не было зла, лишь только доброта
Результаты тестирования. Итак, какой же ты?
Если все три желания ты выбрал из первой колонки, значит, ты думаешь только о собственном благополучии. Не кажется ли это чересчур эгоистичным? А как же родные? Подумай над этим!
Если у тебя хотя бы одно желание из второй колонки, ты хороший человек и думаешь не только себе, ты можешь быть толерантным, тобой можно гордиться.
Если все три желания ты выбрал из второй колонки, значит, ты думаешь о благополучии общества. Это, конечно, хорошо, но подумай и о себе немного.
Как видим, в любом деле нужна и важна «золотая середина».
Воспитанники высказываются по итогам беседы.
III Завершающий этап
Ребята, вам понравилось наше мероприятие? Что вам понравилось больше всего?
IV Конечный этап
Очень хочется надеяться, что наша беседа не пройдет бесследно, и вы, ребята, сделаете для себя какие-то выводы, может быть, по-новому посмотрите на себя и на одноклассников, на своих родных, на окружающих вас людей. Пусть произойдёт это не сразу, а в течение какого-то времени, но всё же, хочется верить в вас, в ваши чистые, искренние, открытые души.
Уважайте друг друга! Цените друг друга! Будьте толерантны!
Спасибо за внимание!