СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивная доска - как инструмент здоровьесбережения школьников

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке приведен пример использования ИД на уроке информатики с целью здоровьесбережения школьников.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивная доска - как инструмент здоровьесбережения школьников»

Интерактивная доска - как инструмент здоровьесбережения школьников.


Одним из модных веяний в школе на сегодняшний день является замена обычных досок интерактивными. Отношение к этому у педагогов складывается разное: кто-то считает их использование верным решением, кто-то имеет противоположное мнение.

Во многих случаях, интерактивные доски оказываются эффективнее традиционных школьных досок или систем «экран + проектор». За счет того, что материал дается в интерактивном режиме, существенно улучшается коммуникация с учениками, что, в свою очередь, позволяет сделать образовательный процесс более разнообразным, здоровьесберегающим и эффективным.

Успешность обучения в школе, не в последнюю очередь, определяется состоянием здоровья школьника, и условиями образовательной среды, позволяющими сохранить это здоровье и укрепить его.

Каждая современная школа имеет компьютеры, проекторы, экраны, интерактивные доски – вся эта техника призвана усилить познавательный интерес, мотивацию к обучению.

Интерактивные доски объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий:

  • выводят процесс обучения на качественно новый уровень;

  • соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции;

  • помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы.

Но применять эти инструменты нужно грамотно, чтобы не навредить здоровью ребенка.

Вот лишь некоторые правила работы с ИД:

  • доска и проектор должны быть правильно установлены;

  • необходимо строго соблюдать временные ограничения работы с мультимедийным оборудованием. Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения можно найти в СанПиН 2.4.2.2821-10.

Не стоит забывать, что важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: объем учебной нагрузки, нагрузка от дополнительных занятий в школе и занятия активно-двигательного характера( динамические паузы и др).

Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:

  • использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, и др.)

  • применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.

  • рациональная организация труда учителя и учеников.

  • создание комфортного психологического климата.

  • соблюдение СанПиН и правил охраны труда.

  • чередование различных видов деятельности на уроке.

  • использование аудиовизуальных средств обучения, в т.ч. интерактивных досок.

Применение интерактивных досок сегодня разумно сочетать с использованием традиционных форм урока, что позволяет периодически переключать внимание учеников.

Для переключения видов деятельности можно использовать творческие упражнения  «Домино», «Собери картинку» и пр. 

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, выделить другим цветом).

Творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели.  Немаловажную роль играют для здоровьясбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке. Нужно помнить про оздоровительные моменты на уроке: физминутки, динамические паузы, минутки релаксации.

Созданы специальные комплексы упражнений для нормализации осанки, для восстановления сил, для снятия утомления, для снятия напряжения с мышц туловища, для глаз. Для снятия зрительной нагрузки во время работы с интерактивной доской я рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. Зарядку для глаз можно проводить и нестандартно, например, с помощью презентаций, стереограмм и пр. С их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует так же внимательно подходить к выбору учебного материала. Информация для размещения на доске должна быть правильно оформлена.

  • Фон не должен быть слишком ярким. Шрифт должен максимально контрастировать с фоном. При оформлении воспользуйтесь принципом гармоничного сочетания цветов.

  • Недопустимо использовать слишком мелкий шрифт.

  • Не нужно перегружать страницу текстом, изображениями, схемами, диаграммами.

  • Необходимо использовать качественные изображения.

  • Присутствие анимированных картинок должно быть оправданным и не отвлекать от сути рассматриваемого материала.

Урок информатики в 5 классе с применением интерактивной доски "Как устроен компьютер"

Структура урока.

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Объяснение нового материала – 25 мин.

  3. Закрепление изученного материала – 15 мин.

  4. Подведение итогов – 2 мин.

  5. Домашнее задание – 1 мин.

Цели урока.

Образовательные:

познакомить учащихся с основными и дополнительными устройствами компьютера, расширить словарный запас.

Развивающие:

развитие познавательных интересов, самоконтроля, навыков работы с мышью и клавиатурой, умения конспектировать.

Воспитательные:

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Задачи:

  • ввести понятия основных и дополнительных устройств компьютера;

  • отработать навыки грамотного написания предметных слов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация (MS PowerPoint), кроссворд (MS Excel), тест (Internet Explorer).

Преподавание ведется по УМК

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005.

  2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005.

  3. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (2 мин).

Приветствие учителя и учеников. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Объяснение нового материала (25 мин).

Урок сопровождается презентацией.

Приложение 1

Учитель. Ребята, отгадайте такую загадку:

Напишу и сосчитаю,
И ошибку укажу,
Я и музыку сыграю,
И картинку покажу…
Я хотя росточком мал,
Но большой универсал!

Правильно, это компьютер!

Компьютер

….. Это слово знают все, даже те ребята, которые не знакомы с таким предметом, как информатика.

Скажем просто: "Компьютер - это машина". Но машины бывают разные: механические, электрические, а бывают - электронные. Наша задача - изучить устройство компьютера и принцип его работы.

Посмотрим внимательно, какое множество устройств скрывается под общим словом - "КОМПЬЮТЕР".

Вы, наверное, видели большой оркестр и слышали его игру. В нем много разных инструментов: скрипки, виолончели, духовые инструменты, струнные и, конечно же, на почетном месте рояль. Каждый инструмент играет свою музыкальную партию. Звук от разных инструментов сливается в одно музыкальное произведение. Для того чтобы все инструменты звучали вместе, а не каждый сам по себе, оркестром управляет дирижер.

Компьютер чем-то похож на оркестр. В нем тоже много разных инструментов, и каждый делает свое дело. Мы уже знаем, что таких дел может быть четыре: прием, обработка, хранение и выдача информации (или сигналов).

Если бы для каждого дела у компьютера было по одному устройству, то ему хватило бы всего четырех устройств. Но на самом деле так не получается. Мы знаем, что компьютер работает с пятью видами информации, и каждый вид надо суметь принять, сохранить, обработать и выдать. Поэтому устройств у компьютера не четыре, а гораздо больше.

У разных компьютеров могут быть разные внешние устройства, но есть четыре вида устройств, которые есть у каждого компьютера. Это клавиатура, мышь, монитор и системный блок.

Системный блок – основной блок компьютерной системы. В нем располагаются устройства, считающиеся внутренними. Устройства, подключающиеся к системному блоку снаружи, считаются внешними. В системный блок входит процессор, оперативная память, накопители на жестких и гибких магнитных дисках, на оптических дисках и некоторые другие устройства.

Центральный процессор можно назвать королем системного блока. А какие функции у хорошего короля, который заботиться о своем государстве? Запишем эти функции в тетрадь: УПРАВЛЯТЬ И ОБРАБАТЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.

Я мудрее всех на свете,
Знают это даже дети.
Без моих советов важных,
И решений, столь отважных,
Так скажу я вам, друзья,
Обойтись никак нельзя.
Всем я очень помогаю,
Весь контроль осуществляю,
Слово с делом совмещаю,
И разумно управляю.

Располагается процессор на материнской плате. Почему такое странное название? Давайте подумаем, какая основная функция мамы в семье? Вести хозяйство. Именно поэтому эта плата называется материнской. Она обеспечивает связь между устройствами. Основные блоки: разъемы для подключения устройств, шина для передачи сигналов между устройствами, набор микросхем для осуществления контроля.

Память компьютер, также как и память человека предназначена для хранения информации. Человек запоминает любимые стихи, тропинку по которой быстрее всего добраться до дома, правила умножения столбиком, способ изготовления самолетика из листа бумаги и многое другое. Всё это хранит его память, но эти сведения могут храниться и в памяти компьютера. Память служит для хранения информации. Существуют два вида памяти: оперативная и постоянная. Устройства их реализующие, называются ОЗУ – оперативное запоминающее устройство и ПЗУ – постоянное запоминающее устройство.

В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении компьютера. Эти инструкции не удаляются даже при выключении компьютера.

Все программы и данные, необходимые для работы компьютера, помещаются в ОЗУ. Процессор может мгновенно обращаться к информации, находящейся в оперативной памяти. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется.

Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, оптические диски, другие устройства.

Магнитные диски– это круглые диски из пластика или металла, покрытые магнитным веществом. Магнитные диски бывают жесткие и гибкие. Жесткие диски большой емкости встроены внутрь системного блока и постоянно находятся там. В системном блоке находятся и дисководы гибких магнитных дисков – дискет. Дискета вручную вставляется в дисковод через специальное отверстие в корпусе системного блока.

Монитор предназначен для вывода символьной и графической информации на экран. Он отдаленно напоминает бытовой телевизор.

Клавиатура применяется для ввода информации в память компьютера.

Будь предельно осторожен,
Ведь со мной работать сложно.
Нужно навыки иметь
Чтобы мною овладеть
Сколько символов и букв
Убегает из под рук,
Лишь легонько прикоснешься,
Посмотри на монитор,
Хоть на букву ошибешься
И прервется разговор.

Мышь представляет собой манипулятор для управления программами, внешне похожий на мышку. Она резко облегчает процесс управления. Левая клавиша мыши — основная, ей управляют компьютером. Она играет роль клавиши Enter. Функции правой клавиши зависят от программы. Часто она играет роль клавиши Esc. Если пользователь "левша", то можно в ряде программ поменять клавиши местами. Для мыши, как правило, используется специальный коврик для более надежного контакта с шариком мыши при перемещении ее по столу. Мыши бывают механическая и оптическая. Современные модели мышей могут быть беспроводными, т.е. подключающимися к компьютеру без помощи кабеля.

Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места!
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину вы держите,
Раз и два! Раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два! Раз и два!
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели-встали, сели-встали.
Ванькой-встанькой словно стали.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

Объяснение нового материала (продолжение).

Периферийными называют устройства, подключаемые к компьютеру извне. Обычно эти устройства предназначены для ввода и вывода информации.

Рассмотрим некоторые из них:

Принтер служит для вывода информации на бумажный носитель (бумагу). Существуют три типа принтеров: матричный, струйный, лазерный.

Для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (плакатов, чертежей и пр.) используются специальные устройства вывода — плоттеры.

Сканеры служат для автоматического ввода текстов и графики в компьютер.

Сканеры бывают двух типов: ручные и планшетные.

Акустические колонки предназначены для вывода звуковой информации.

Для управления компьютером во время игры нужен джойстик.

Модем или модемная плата служит для связи удалённых компьютеров по телефонной сети. Модем бывает внутренний (установлен внутри системного блока) и внешний (располагается рядом с системным блоком и соединяется с ним при помощи кабеля).

Существуют и другие устройства. Все они составляют аппаратное обеспечение компьютера.

3. Закрепление пройденного материала (15 мин)

Словарная работа.

Я для вас придумала одно испытание. Посмотрите, как изменены слова. Попробуйте их исправить. (Задание на интерактивной доске, исправляет слова учащийся.)

клавеотура (клавиатура)

паметь (память)

працесор (процессор)

манетор (монитор)

вод (ввод)

хронение (хранение)

оброботка (обработка)

вываод (вывод)

Молодцы!

Кроссворд.

Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит компьютер. Для этого нам нужно разгадать кроссворд. (К интерактивной доске выходит один учащийся и вставляет буквы, остальные учащиеся ему помогают).

Приложение 2

Тестирование. А теперь мы с вами поработаем с тестом на компьютере и проверим, как Вы усвоили изученный материал.

Приложение 3

4. Подведение итогов (2 мин).

  1. С какой темой мы сегодня познакомились?

  2. Что вы узнали нового?

  3. Из каких основных частей состоит компьютер?

  4. Как называется устройство обработки информации?

  5. Какие вы знаете устройства хранения информации?

  6. Какие устройства называются периферийными?

  1. Домашнее задание (1 мин).

§ 2.1 в учебнике, ответы на вопросы в конце параграфа




Литература:

  1. Шаповалова Т.В. Разнообразие форм информационных технологий на уроках английского языка http://ito.1gb.ru/tesises/90

  2. КостенкоЛ.В. Здоровьесберегающие технологии в школе http://www.openclass.ru/epublish/2/12

  3. Курганский С. Факторы воздействия специфики крайнего севера на школьное образование – М.: Народное образование. – 2007. – №2. – 210

  4. Шачнев Д. Здоровьесбережение школьников при работе с интерактивной доской. http://interaktiveboard.ru/publ/7-1-0-35

  5. http://74325s012.edusite.ru/p74aa1.html