ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Учитель русского языка и литературы поварова лариса николаевна (1 кв.кат.) мкоу-сош №31 г. Среднеуральск, Свердловская область
Тема урока «Права и свободы человека и гражданина»
План урока:
- 1. Рассмотреть понятие прав человека и их правовое закрепление
- 2. Определить особенности прав человека и их виды
- 3. Ознакомиться с содержанием статей главы 2 Конституции РФ
- 4. Закрепить навыки правовой защиты личности
- 5. Обратиться к нравственно-правовому вопросу в сфере защиты прав человека
Права человека – это наиболее существенные возможности его развития, определяющие меру свободы личности, обеспечивающие наиболее ценные блага его жизни, которые зафиксированы в нормах международного и внутригосударственного права.
Международные документы:
1948
1955
1989
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Эти нормы в форме юридических правил выражают естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни. Такие нормы объективно необходимы каждому человеку для нормального развития личности, полноценного участия в общественной жизни
Эти нормы выражают меру свободы человека
КАТАЛОГ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанность государства» (Статья 2 Конституции Рф)
Глава 2 Конституции РФ (статья 17-64) самые известные статьи :
- Ст. 20: каждый имеет право на жизнь;
- Ст. 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность;
- Ст. 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность;
- Ст. 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания;
- Ст. 31: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия;
- Проводить собрания и митинги;
- Ст. 34: каждый имеет право на свободное использование своих возможностей; Ст. 40: каждый имеет право на жилище;
- Ст. 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- Ст. 43: каждый имеет право на образование.
в чем состоит отличие прав человека от прав гражданина?
Можем ли мы, несмотря ни на что, осуществлять свои права?
«Свобода одного человека ограничена свободой других людей»
Игра «Какие права нарушены?»
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр.
Нарушено право на свободный труд, отдых и досуг, свободно участвовать в культурной жизни
2. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику.
Нарушена тайна переписки, неприкосновенность частной жизни
3. Ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой оговорили царицу.
Посягательство на честь и репутацию
Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Помогите мне разгадать тайну. Недавно двое незнакомцев схватили меня, угрожая пистолетом и ножом. А потом подвесили за ноги. Так они пытали меня, надеясь, что я отдам им золотые монеты. Подскажите, кто поступил со мной так жестоко и какую статью нарушил при этом?
Никто не имеет права пытать вас – ст. 21 Конституции, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию
Ролевая игра «Права имеет каждый»
- Cледование правилам (законам) иногда вступает в противоречие с моральным выбором
- Право — т. е. моральные принципы, воплощенные в праве, — позволяет критически оценивать правила и законы и нарушать их тогда, когда следование им напрямую противоречит справедливости и морали. Именно в этом состоит и логика прав человека, и логика поведения Гарри Поттера, который нарушает правила только во имя справедливости.
тема задания: этично ли защищать преступника?
Правила:
Вторая команда стоит на стороне Гарри Поттера (отстаивает мнение, что нужно ограничить права таких людей, совершивших преступление против жизни, чтобы защитить права других, ведь они становятся угрозой для общества )
Первая команда встает на защиту прав Волан Де Морта (отстаивает позицию, что даже самый плохой человек имеет право на защиту своих прав, надо защищать права каждого человека , но при этом совершенно не обязательно разделять его идеологию
Вывод:
- Правами человека обладают абсолютно все. Преступники, главы государств, дети, мужчины, женщины, африканцы, американцы, европейцы, беженцы, лица без гражданства, безработные, работающие, банкиры, лица, обвиняемые в совершении террористических актов, работники благотворительных учреждений, учителя, танцоры балета, астронавты.
- Сила прав человека заключается в том, что они признают всех равными с точки зрения обладания человеческим достоинства.
ИТОГИ ЗАНЯТИЯ
- Права человека нужны для того, чтобы защитить и сохранить человеческую сущность каждого, чтобы обеспечить каждому человеку достойную жизнь – жизнь, которую человек заслуживает.
- Защищая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть такие же права. Не нарушайте их, и не забывайте, что кроме прав у каждого есть и обязанности.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
«Хотя большинство людей в Норвегии живет довольно хорошо, ситуация все же не совсем идеальна, если мы хорошенько присмотримся. По улицам Осло ходит много попрошаек, и слишком часто мы можем видеть наркоманов в грязной одежде, с подкашивающимися ногами и ранами на руках и ногах. Мы регулярно читаем в газетах о стариках в домах престарелых, которые не получают ту помощь, в которой они нуждаются. Права многих беженцев не соблюдаются, и ООН критикует Норвегию за физические пытки, потому что подозреваемые в преступлениях слишком долго находятся в предварительном заключении. И есть ли на самом деле свобода религии в Норвегии, коль скоро у нас в стране есть государственная церковь?»
Проанализируйте ситуацию с правами человека в России.
ВСЕМ СПАСИБО!