Министерство образования и науки Астраханской области ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классов
МДК 05.02 Применение интерактивных средств в проектной деятельности младших школьников
Реферат
Интерактивное оборудование в учебно-воспитательном процессе
Выполнили:
студентки группы 3 «Б»
Гайнуллина З.А Проверил:
преподаватель информатики
Попова Ю.В.
Астрахань, 2024
Оглавление
Введение 2
Виды и характеристика интерактивного оборудования. 4
Преимущества использования интерактивного оборудования в учебно- воспитательном процессе. 9
Недостатки использования интерактивного оборудования в учебно- воспитательном процессе. 10
Заключение 11
Список используемых источников 12
Введение
Сегодня компетентным в области использования информационных и коммуникационных технологий должен быть любой педагог, независимо от того, какой предмет он преподает, какие технологии обучения использует. Направления использования информационных и коммуникационных технологий в настоящее время должны быть не такими, как несколько лет назад. Информационные коммуникационные технологии должны быть не только средством представления учебного материала, инструментом, облегчающим работу преподавателя, они должны стать средством изменения всего учебного процесса.
Новые стандарты предполагают, что в случае широкого использования информационных коммуникационных технологий в учебной деятельности педагоги смогут сформировать у обучающихся технологическую грамотность (т. е. умение решать задачи профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечить более глубокое освоение знаний (понимание связи старого и нового знания, понимание причинно-следственных связей, оценивание роли и значения информации и др.), а также создание (моделирование) новых знаний (речь идет прежде всего о субъективно-новом знании).
Практика использования интерактивного оборудования показывает, что чаще всего педагог использует его как дорогостоящую доску с великолепными возможностями для представления учебного материала. Деятельность обучающихся при этом остается традиционной, ориентированной на восприятие материала, его запоминание. Главная же задача — поиск таких способов работы с интерактивным оборудованием, которые позволят модернизировать учебный процесс.
Выделяется несколько идей использования интерактивного оборудования:
применение технологических приемов визуализации информации (построение кластеров, ментальных карт, графов, различных таблиц) на солидарной основе педагог — обучаемый;
применение в обучении технологических приемов, направленных на формирование мыслительных умений высокого уровня (анализ, синтез, оценка), на превращение информации в знание, которое формируют и моделируют сами обучаемые (ранжирование информации, построение причинных карт, приемы аргументации и построения доказательств);
использование интерактивных технологических приемов, когда обучаемые работают в парах и малых группах над решением задач, поставленных педагогом, представляют результаты своей деятельности, анализируют и оценивают работы друг друга;
использование приемов интенсификации, например, построение структурно-логических схем и опорных конспектов.
Большинство преподавателей сталкиваются с проблемой освоения интерактивной доски, несмотря на умение работать с компьютером. С другой стороны, преподаватели, не знающие возможностей интерактивной доски, воспринимают еѐ, как экран. Поэтому, прежде чем использовать интерактивную доску в учебном процессе, преподаватель должен изучить ее возможности.
Виды и характеристика интерактивного оборудования.
Интерактивная доска – техническое средство обучения, позволяющее повысить уровень взаимодействия учителя и его учеников в классе за счет интерактивной подачи учебного материала и работы с ним. Учебный процесс, организованный с использованием интерактивной доски, безусловно повышает уровень мотивации обучающихся и эффективно формирует устойчивое усвоение учебного материала. Деятельность педагога легко структурируется, учебный материал становиться доступнее, а созданные уроки с использованием интерактивной доски становятся интерактивными и интересными.
Рассмотрим распространѐнные типы интерактивного оборудования-досок:
Доски с сенсорной аналого-резистивной методикой
На таких установках пишут не только маркерами, но и пальцем, указкой и пр. Датчики, которые находятся в дисплее, воспринимают движение и передают данные о нем на компьютер. Это удобно, поскольку, даже потеряв маркер, вы сможете и дальше пользоваться оборудованием, без остановки образовательного или рабочего процесса. К минусам относят то, что сенсорное устройство требует аккуратного пользования датчиками.
Доски с электромагнитной системой
Изделия предусматривают применение специального электронного маркера, питающегося от электропроводки или батареек. Так как касаться доски маркером не надо, на ней можно расположить плакат с необходимыми сведениями и работать поверх него.
Устройства с лазерным механизмом
Такие установки также работают с применением специального маркера. Для точной работы маркер следует устанавливать перпендикулярно поверхности. На такой установке можно располагать требуемую информацию — она не мешает действию лазера.
Доски с ультразвуковым механизмом
Технология ориентирована на том, что инфракрасные датчики прибора устанавливают положение специального луча, функционирующего от батареи. Вот почему маркер терять нельзя, а батарейки надо частенько менять.
Беспроводные установки с микроточечной технологией
В маркере действует компактная камера, которая при направлении к поверхности считывает обозначения и устанавливает местонахождение маркера. Материал передается на компьютер посредством Bluetooth. Доска не нуждается в специальных аккумуляторах.
Емкостные изделия
Отличаются от других приборов, что определяют одновременные действия — соответственно, на такой поверхности можно работать сразу нескольким пользователям. Также использовать поверхность может один пользователь сразу двумя руками. Достоинствами разработки считают возможность работы пальцами, без использования маркера.
DViT-доски с оптической системой
Расположение маркера определяется цифровыми камерами, информация идет на компьютер. Кроме этого, существуют доски, работающие сразу на основе нескольких методик. Это самые распространенные и удобные решения.
Интерактивная панель - это LCD или LED экраны, которые похожи на большие телевизоры. Несмотря на свою схожесть, они намного лучше телевизоров, так как обладают такими возможностями, как сенсорный ввод или ввод при помощи пера, то есть на них можно работать также, как и на планшетах.
Достоинство такой панели в ее самодостаточности. То есть пользование не подразумевает использования вспомогательных приспособлений наподобие проектора или ноутбука. В цифровой панели есть ПО. Это дает следующие достоинства:
цвет рисунка остается ярким, поскольку картинка передается напрямую;
программное обеспечение расположено на самом экране
современные устройства подсоединяются к сети через LAN или Вай-фай;
материал, который хранится в панели, можно сохранять в различных форматах, отправлять по почте.
Интерактивная панель способна работать в режиме онлайн, что важно при обучающих или промышленных процессах.
Интерактивный проектор – это короткофокусный или ультракороткофокусный проектор, который позволяет пользователю взаимодействовать с проецируемым изображением.
Основное достоинство такого проектора — необходимость в использовании дополнительных аксессуаров отпадает. Для его использования не нужна специальная поверхность, он отображает картинку на любой среде и делает его интерактивным.
Передача картинки ведется с компьютера на поверхность или спецдоску, что позволяет обрабатывать с данными в интерактивном формате: добавлять элементы, чертить поверх готовой картинки или передвигать объекты по дисплею. Современные проекторы действуют не только на касания инфракрасного маркера, но и пальцев. Инновационные разработки ловят даже жесты. Кажется, что вы обрабатывается напрямую информацию, а не с проектором.
Интерактивные столы. Еще одна разработка цифровых технологий — это интерактивные столы. Они по форме напоминают обычные обеденные столы, но имеют другое предназначение. На поверхности находится сенсорный экран, он тут же действует на касания пальцев или маркера. Устройство принимает несколько касаний. Материалы транслируются посредством инфракрасного сенсора.
На столе можно рисовать, чертить, набирать тексты и совершать другие действия. Кроме того, поверхность способна передавать звуки, быть телевизионным дисплеем или интерактивной игрой.
3Д сканер. Если для принтера макетом для печати является подготовленный на экране текст, то для 3Д сканера моделью служит предмет, который он представляет в форме объемного предмета. Задача такого сканера — сделать цифровой макет оригинала.
Например, есть предмет в одном экземпляре, но нужно увеличить его количество. Такой сканер может сканировать и создать цифровой макет исходного предмета. Так, вместо одного куска торта, появится два. Сканер создает новую модель по принципу сложения, благодаря этому предмет получается как бы прибавлением материала печати. Недостаток такого оборудования в его печати. Моделирование отнимает много времени. На конечные сроки влияет величина разрабатываемого объекта.
Цифровой микроскоп. Это улучшенная модель обычного микроскопа, который обеспечивает максимально точное увеличение объектов исследования, стадий, организмов, действий в реальном времени. Основное отличие такого оборудования от обычного в способности осуществлять трансляцию картинки на стационарный ПК или большой дисплей, после чего данные можно обрабатывать. Такие приборы активно используются в учебных центрах или при коллективных процессах, где изучаемый материал необходимо обговорить в группе.
Интерактивные планшеты. Это небольшие приборы, обеспечивающие онлайн действия по данным компьютера. Прибор имеет взаимодействие с монитором, благодаря этому материалы легко перемещаются с одной техники на другую. Так, на планшет перемещается необходимая информация, после чего обрабатывается. На планшете можно работать электронным маркером или мышью.
Такие планшеты удобно использовать в подготовке графических проектов, чертежей, подготовке конструкторов, они могут использоваться
везде, где нужен лист бумаги. Проделанная работа отражается на экране компьютера, затем ее можно сохранить в форме файла, переслать, печатать и пр. Также информация может быть показана на интерактивной доске или экране посредством проектора. Такая практика активно используется при учебных процессах.
Преимущества использования интерактивного оборудования в учебно-воспитательном процессе.
Предоставляется возможность создавать наглядные примеры, В дидактике позиция наглядности является самым старейшим, консервативным инструментом. Именно интерактивная доска формирует наиболее
оптимальные условия для его результативного применения.
Вызывает у детей огромный интерес к обучению. Интерактивность способствует обострению восприятинового учебного материала. Вам просто необходимо вовлечь учеников в активную работу, и концентрация внимания, процент запоминания учебного материала значительно повысятся.
Существенная экономия времени преподавателем. Как бы это парадоксально не звучало, но затраченное время на подготовку первого урока компенсируется при подготовке последующих уроков. То есть проделанная работа один раз впоследствии будет шаблоном, который не просто сохраняется, а в нем можно будет производить необходимые изменения или вносить какие-либо новые дополнения.
Интерактивный инструмент можно использовать для уроков разной категории. Основное предназначение интерактивной доски: усвоение учебного материала, применение полученных знаний, обобщение материала, опрос обучающихся, проведение специальных уроков.
Недостатки использования интерактивного оборудования в учебно- воспитательном процессе.
Большие временные затраты на первоначальную подготовку учебного материала. При использовании интерактивного инструмента в процессе обучения первый раз предстоит потратить много личного времени на изучение его функциональных возможностей, сканирование необходимых учебных материалов, создание шаблонов для уроков, ну и, конечно же, нужно будет потренироваться работать с инструментом в нерабочее время.
В период обучения такой инструмент вызывает у детей привыкание. После работы с интерактивным оборудованием детям уже не интересно на обычных занятиях, поэтому преподавателю для привлечения внимания учеников к стандартной школьной доске понадобится приложить немало усилий.
Опытный преподаватель способен обучить детей и без интерактивных инструментов, но процедура обучения, инструменты со временем меняются. К примеру, раньше на доставку писем на большие расстояния уходили месяцы, сегодня благодаря интернету - это секундное дело, нужно всего лишь нажать одну кнопку, Поэтому и в сфере образования не стоит противостоять новым технологиям, интерактивным инструментам, открывающим для преподавателей новые возможности ведения обучающих процессов.
Заключение
В последние годы сфера образования претерпела изменения. Современные учебные устройства, задействование достижений передовых технологий (свободный доступ к различным информационным порталам, интерактивность, возможность создания социальных образовательных систем и учебных групп, возможность проектирования разных процессов и др.) определяют современное решение к оснащению образовательных процессов. Чтобы достичь образовательных успехов, соответствующих новым требованиям общества, необходимы передовые системы обучения.
Интерактивные средства образовательного процесса позволяют реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полном объеме. На основе анализа учебной и научно-методической литературы нами были рассмотрены виды интерактивные средства обучения такие, как интерактивная доска, интерактивная планшет, цифровой микроскоп, 3Д сканер, интерактивные столы, интерактивный проектор.
Плюсы интерактивных систем:
делают работу живой, аудитория получает возможность участвовать в обсуждениях;
возможность работать с материалом в режиме онлайн: делать отметки, переставлять части, рисовать, создавать чертежи;
экономия времени и высокое качество подачи материала;
новый материал с прибора можно передаваться остальным пользователям;
мобильное перемещение документа с компьютера на прибор и обратно.
Список используемых источников
Вергасова, О. М. Использование интерактивного оборудования в учебном процессе / О. М. Вергасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С. 59-62. — URL:
https://moluch.ru/archive/91/19345/ (дата обращения: 28.02.2023).
Лесин С.М., Махотин Д.А., Меньшова М.С. Цифровой микроскоп в начальной школе: учебное пособие /под науч. ред. Д.А. Махотина. М.: ГК
«Активное обучение», 2015. 95 с.
Лесин С.М., Осипенко Л.Е., Щербакова Т.В., Махотин Д.А. Экспериментариум как перспективная форма прикладного математического и инженерного образования // Вестник РМАТ. 2016. № 2. С. 61-66.