ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАВОВЫМ ОСНОВАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
преподаватель, Евлампьева Т.Б.
ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж»
Мы имеем огромный образовательный потенциал.
Педагог способен его реализовать,
ему нужно предложить эффективные технологии и не мешать.
В.В. Давыдов
Ни для кого не секрет, что правовое образование – одно из важнейших условий успеха в современной жизни. Однако для того, чтобы обучающиеся освоили достаточно сложный материал, необходимо сформировать у них интерес к изучаемой дисциплине, т.е., принимая во внимание цели обучения, педагог с особой ответственностью должен подходить к методике преподавания правовых дисциплин – совокупности методов и приемов практической деятельности, приводящей к заранее планируемому результату.
Г.И. Щукина считает, что эффективное и интересное для студентов занятие можно создать за счет следующих условий: личности педагога, содержания учебного материала, методов и приемов обучения. Если первые два пункта не всегда во власти педагога, то последний – поле для его творческой деятельности.
На сегодняшний день от преподавателей правовых дисциплин требуется целенаправленное использование активных и интерактивных методов обучения, тестовых заданий, приемов проблемного обучения и т. д., чтобы через активную познавательную деятельность студенты анализировали и постигали противоречивые процессы рыночных преобразований.
Методика преподавания правовых дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения.
Что отличает данную методику? Это то, что обучение тесно связано с правовой жизнью государства, общества, каждого человека. Такие знания представляют собой знание правовых терминов, законов, а также понимание механизмов работы законодательства.
Для того чтобы студенты познавали не только теоретическую сторону правовых дисциплин, но и их прикладной характер, необходимо использование наряду с традиционными формами и методами обучения (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы и т. д.), активные и интерактивные методы обучения, такие как ролевые и деловые игры, навыковые тренинги, проблемные ситуации и многое другое.
При этом под активными методами понимаются такие методы обучения, применение которых объективно невозможно без высокого уровня внешней и внутренней активности студентов. Интерактивные методы, в свою очередь, – это методы, в результате применения которых обучающиеся находятся во взаимодействии друг с другом в режиме беседы, диалога. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с педагогом, но и друг с другом.
Традиционные (пассивные) методы обучения, в большей степени предполагают тиражирование информации путем передачи знаний от преподавателя к студентам. Активные и интерактивные методы предполагают получение знаний благодаря самостоятельной работе студентов, взаимодействию студентов и преподавателя, студентов между собой.
Сбалансированное использование методов – важное условие эффективности методики преподавания правовых дисциплин.
Особенностью методики преподавания правовых дисциплин является также широкое привлечение данных статистики, фактов и цифр, позволяющих раскрыть не только отдельные стороны процессов и явлений, но и выработать для обучающихся правила поведения в условиях правового государства. Представленные факты должны быть проверены, доказуемы, но при этом они могут вызвать сомнения у студентов, что позволит использовать проблемные методы обучения, такие как мозговой штурм, круглый стол, дискуссии и т.д.
Выбор активных и интерактивных методов обучения не случаен. Данное положение прослеживается в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования.
соответствии со стандартом удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью основной образовательной программы, особенностью контингента обучающихся, содержанием конкретных дисциплин.
Среди активных и интерактивных методов обучения можно выделить: дискуссионные методы проведения занятия (дебаты), метод проблемного обучения (кейс-метод), эвристические вопросы, дидактические игры, круглый стол, мозговая атака (мозговой штурм) и т.д.
Дискуссионные методы – вид групповых методов обучения, основанных на организованной коммуникации в процессе решения учебных задач.
Примерные темы для проведения дискуссий:
«За» или «против» применения специальных налоговых режимов.
Формы и способы защиты трудовых прав.
Пределы вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности.
«За» или «против» введения процедуры банкротства гражданина.
Разграничение трудового договора и гражданско-правовых договоров о выполнении работ и оказании услуг.
Метод проблемного обучения (кейс-метод).
Основой проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая определенное состояние обучающегося, возникающее в результате осознания им какого-либо противоречия.
Кейс-стади (метод кейсов) – техника обучения, использующая описание реальных правовых и социальных ситуаций. Студенты должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Круглый стол – конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определенных проблем.
Каждый участник круглого стола высказывает мнение по поводу обсуждаемого вопроса с позиции специалиста конкретной области. В рамках преподавания правовых дисциплин могут быть выделены следующие роли: юрист, судья, налогоплательщик, представитель налоговой службы и т.д.
Особенности применения метода «Круглый стол»:
цель обсуждения – обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;
все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников);
все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.
Примерные темы для проведения метода «Круглый стол».
Законодательная деятельность по унификации процессуального законодательства.
Особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в России.
Банкротство гражданина: проблемы и перспективы.
Актуальные изменения гражданского законодательства.
Новый закон о регистрации недвижимости.
Новое в гражданском законодательстве в части правового регулирования деятельности юридических лиц.
Тренинг – деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование способностей и установок.
На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, модерация, видеоанализ и др.
Эффективность тренингов и упражнений будет выше, если после их проведения осуществить рефлексию с высказыванием мнений, обсуждением проблем и т. д.
Примеры тренингов.
Тренинг «Создание юридического лица»
Задание: подготовить документы для создания юридических лиц различных организационно-правовых форм (по выбору)
Целевая аудитория: студенчество, бизнесмены.
Тренинг по составлению гражданско-правовых договоров:
Составить агентский договор, построенный по модели договора комиссии.
Составить договор поставки с условием о 50%-ной предоплате платежными поручениями.
Составить договор купли-продажи оборудования с условием о рассрочке платежа.
Составить договор подряда на выполнение работ по благоустройству территории.
Составить агентский договор по модели договора поручения. Составить договор подряда на выполнение отделочных работ в квартире.
Эффективное и интересное для студентов занятие можно создать за счет следующих условий: личности педагога, содержания учебного материала, методов и приемов обучения. Если первые два пункта не всегда во власти педагога, то последний – поле для его творческой деятельности.
Список литературы
1.Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/. – Загл. с экрана.
2.Евплова Е.В. Блиц-игры, или Как сделать учебный процесс интересным [Текст] / Е.В. Евплова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 11. – С. 84–87.
3.Евплова Е.В. Как развить коммуникативные навыки у студентов? [Текст] / Е.В. Евплова. – Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2014. – № 1. – С. 41–45.
4.Котлов А.Ф. Методика преподавания права: учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению 030900 «Юриспруденция» [Текст]/ А. Ф. Колотов, И. В. Скуратов. – Оренбург: ИПК «Университет», 2014. – 288 с.